Пой, совершенствуйся, твори

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Сведения об авторе:
Ф.И.О., должность
Ринчинова Марина Цыденовна, педагог дополнительного образования
Сведения о программе:
Нормативная база:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование».
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
базового уровня «Пой, совершенствуйся, твори!» по содержанию является
художественно-эстетической; по функциональному предназначения–
досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации
– групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена также её практической
значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт
совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на
разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали, концерты
республиканские и городские).
Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса,
объединяющего в себе три компонента – вокальную подготовку,
музыкальную пластику и элементы сценического искусства, осуществляется
многопрофильная подготовка юных артистов, обусловленная синтетической
природой музыкально-театральных жанров. В программе учтены,
адаптированы к возможностям детей разных возрастов и суммированы
образовательные особенности всех трех компонентов.
Отличительные особенности программы
Основная отличительная особенность данной программы заключается в том,
что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности
совмещать вокальную технику с пластикой и другими приемами
современного сценического искусства, а также демонстрировать своё
вокально-сценическое мастерство.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа по вокалу строится на принципах интегрированного
подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение
основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным
сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.
Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана
формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков,
позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой
деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех
творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой
личности упражнений и др.).

Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пой,
совершенствуйся, твори!» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 6-16
лет.
Объем и срок освоения программы

Программа «Пой, совершенствуйся, твори!» базового уровня рассчитана на 2
года обучения с общим количеством учебных часов –144 часа (первый год
обучения); 216 часов (второй год обучения).
Формы и режим занятий:
Глубина знаний обучающихся в области вокально-сценического искусства,
прочность усвоения ими материала, положительная результативность
полностью зависит от разнообразия методов и приемов, используемых на
занятиях. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на
которых решаются вокальные, ансамблевые, пластические, сценические,
творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия
варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности.
• коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров (хор);
• групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и
более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой
(вокальная группа);
• парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке
дуэтных песен;
• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению
сложного материала и подготовки к сольному номеру (солист-вокалист).
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических
частей. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать
активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.
Количественный состав групп – 3 год обучения – 15-16 человек.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год
обучения

Количество
Детей в
группах

3

15-16

Общее
количество
занятия в
неделю
3

Продолжительность
занятия, час
1х2 (45 мин.)

Общее
количество
часов в
неделю
6

Общее
количество
часов в год
216

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в
рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.
Логика освоения учебных тем
развивающими, воспитательными задачами:

определяется

обучающими,

Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного
жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы
сольного и ансамблевого пения;
Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный
слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный
подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес
учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского
мастерства;
Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и
умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и
содержания.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
К концу 3 года обучения воспитанники должны:
знать
-строение голосового аппарата; особенности и
возможности певческого голоса; -понятие

уметь
-сохранять правильную певческую установку во
время пения; -петь выразительно, естественным

правильной певческой установки; -основы нотной
грамоты и музыкальную терминологию в рамках
программы;
-вокально-интонационные,
дыхательные и ритмические упражнения; основные дирижерские жесты; классификацию,
внешний
вид и
звучание
музыкальных
инструментов в рамках программы; -имена и
произведения композиторов-классиков в рамках
программы.

№ п/п

Тема

Раздел

образом, без напряжения; -точно повторять
заданный звук; -владеть начальными навыками
правильного дыхания, певческой дикции и
артикуляции;
-пользоваться
ударными
музыкальными инструментами (бубен, ложки,
металлофон и др.); -узнавать на слух изученные
музыкальные произведения.

Всего
Количество
часов
часов
Теория Практи

Форма
аттестационного
контроля

ка

1.1

Введение в
программу.

1.2

Эстрадное
творчество,
особенности
вокального
эстрадного
пения
Фонограмма,
её
особенности и
возможности.
Приёмы
работы с
микрофоном.

2

3

1

1

2

Текущая

1

1

2

0

Пение учебно- 2
тренировочного
материала.

8

10

Текущий
контроль

Пение учебнотренировочного
материала.

2

8

10

Текущий
Контроль

Вводная часть.

4

Пластическое
интонировани
е.

Пение учебнотренировочного
материала.

1

9

10

Текущий
Контроль

5

Сценический
имидж.

Пение учебнотренировочного
материала.
Индивидуальная
вокальная
работа.

2

28

30

Текущий
Контроль

6

Вокальный
ансамбль.

Пение учебнотренировочного
материала.

1

7

8

7

Приемы
ансамблевого

Пение учебнотренировочного

2

38

40

8

9

10

11

исполнения.

материала.

«Бек-вокал» и
его роль в
эстрадном
жанре.
«Вокальное
трио»

Пение учебнотренировочного
материала.

1

25

26

Пение учебнотренировочного
материала.

2

28

30

Вокальные
приемы в
исполнении
«Музыкальная
режиссура в
исполнении»

Пение учебнотренировочного
материала.
Пение учебнотренировочного
материала.
Творческий
отчет
Резерв

2

28

30

2

10

12

0

2

2

1

3

4

20

196

216

12
13
ИТОГО:

Содержание учебного плана
3 год обучения
Тема «Эстрадное творчество» — 4 часа
Занятие 1-4 — знакомство,
— инструктаж по ТБ,
— постановка певческой задачи,
— расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,
— понятие «манера исполнения»,
— индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» — 10 часов.

Занятие 5-14 — понятие фонограмма, её виды и особенности,

— слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,
— подбор песенного репертуара,
— пение учебно-тренировочного материала, направленного на
формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты
интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого
дыхания…),
— запись фонограмм.

Тема «Приёмы работы с микрофоном» — 10 часов

Занятия 15-24 — знакомство с техническим устройством – микрофон, его
типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,
— индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических
умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление,
приближение и удаление),
— пение учебно-тренировочного материала, направленного на
формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота
интонирования, унисона, дикции),
— разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» — 10 часов
Занятия 25-34 -знакомство
«сценическая пластика»,

с

понятием

«сценическое

движение»,

— просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с
включением хореографических элементов,
— пение учебно-тренировочного материала с введением элементов
хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

Тема «Сценический имидж» — 30 часов

Занятия 35-64 — знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы
его создания,
— знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,
— знакомство с понятием – образ песни,
— выявление певческой наклонности обучающихся,
— индивидуальный подбор песенного материала,
— индивидуальная работа
исполнительского плана песни,

с

обучающимися

по

составлению

— введение тренировочных занятий по формированию навыков
сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика,
поведение на сцене, общение со зрителем),
— индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического
образа исполняемых песен.

Тема «Вокальный ансамбль» — 8 часов
Занятия 65-72 — знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,
— слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра
эстрадного пения,
— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие
навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и
разучивание песенного репертуара.

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» — 40 часов

Занятия 73-112 — знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист +
подпевка, смена солистов,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие
ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),
— индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание
песенного репертуара со сменой солистов.

Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов
Занятия 113-138 — знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в
эстрадном жанре,
— слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,
— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие
навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,
Тема «Вокальное трио» — 30 часов.
Занятия 139-168 – знакомство с понятие «Трио» в эстрадном вокале.
- овладевание обсалютным слухом и пения в унисон
- встроенное пение, построение тризвучия «Трио»

Тема «Вокальные приемы в исполнении» — 30 часов.
Занятия 168-198
- слушание записей «глиссандо»
- индивидуальная групповая работа над техникой

Тема «Музыкальная режиссура песни» — 12 часов.
Занятия 199-210
Знакомство с понятием режиссура песни
Просмотр видео песни с целью отработки движений, взгляда, и постановки
мини вокального спектакля
Подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 211-212 — творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.
Занятия 213-216 — резерв 4 часа.
Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда
на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости
проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3-й год обучения
Занятия проходят на базе СОШ 15 и МАУ ДО «ЦДПиПВ»
№
П/п

Месяц Число

Форма
занятия
очная

2

очная

3

очная

4

очная

5
6

СЕНТЯБРЬ

1

очная
очная
очная

8
9

очная
очная

10

очная

11

очная

12

очная

13
14

ОКТЯБРЬ

7

очная
очная

15

очная

16

очная

КолТема занятия
во
часов
2
Вводный инструктаж.
Меры безопасности
2
История музыки, песни в
военной культуре
2
Вокал. Что такое строевая
песня
2
Особенности строения
голосового аппарата
2
Профилактика и лечение
простудных заболеваний
2
Работа над проведением
«Стать героем непросто»
2
Слушание «Стать героем» не
2 голоса. Разбор двух голосов
2
Пение на опоре. Кантилена
2
Разработка трактовки
произведения
2
Произведение «Стать героем».
Сценический образ
2
Смешивание регистров.
Распевка по кантилене
2
Динамика звука.
Вокал - соло
2
Динамика звука.
Дуэт - вокал
2
Произведение «Последний
бой»
2
Работа над смешиванием
голосов – сопрано – тенор –
меццо
2
Сопрано – в эстрадном вокале.

Форма
контроля
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое

очная

2

18

очная

2

19

очная

2

20

очная

2

21

очная

2

22
23

очная
очная

2
2

24

очная

2

очная

2

26

очная

2

27

очная

2

28

очная

2

29

очная

2

30

очная

2

31

очная

2

32

очная

2

33

очная

2

34

очная

2

очная

2

36

очная

2

37

очная

2

38

очная

2

35

ДЕКАБРЬ

25

НОЯБРЬ

17

Слушание произведения
А.Пахмутовой
Дыхание в вокале
Упражнения. Роль и значение
Пение в ансамбле.
Освоение многоголоса
Многоголосье пения в
творчестве разных народов
Освоение многоголосья на
3,4,5,6 голосов
Музыкальная викторина, не
пройденные темы
Сведения о военных оркестрах
Военная музыка.
Разбор произведений
Произведение «Марш
Славянка». История создания
Произведение «Марш
Славянка». Характерный
размер. Разбор
Произведение «Марш
Славянка». Чеканный шаг в
музыке
«Марш Славянка». Разбор
вокала. Разбор мелодии
«Марш Славянка». Пробы в
ансамбле
Ансамбль. Солисты. Подбор
голосов
Музыкальный отчет
пройденных произведений
Основы дыхания в вокале.
Анатомия грудной клетки.
Фото
Дыхание в вокале
«Кантилена». Дыхание в
вокале «Staccato»
Вокальные упражнения вокала
«Кантилена»
Вокальные упражнения
(комплекс) вокала «Staccato»
Распевка ансамбля по
«Маршу». Прослушивание
произведений
Произведение «Звезда по
имени Солнце». Подбор
голосов

занятие

«Звезда по имени Солнце».
Изучение гармонии
«Гитара – как музыкальный

опрос

Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

опрос

очная

2

40

очная

2

41

очная

2

42

очная

2

43

очная

2

44

очная

2

45

очная

2

46

очная

2

47

очная

2

48

очная

2

49

очная

2

очная

2

51

очная

2

52

очная

2

53

очная

2

54

очная

2

55

очная

2

56

очная

2

очная

2

очная

2

очная

2

57
58

59

ФЕВРАЛЬ

50

ЯНВАРЬ

39

инструмент в патриотической
песне»
Песня В.Цоя. Слушание.
Составление ансамбля
Ансамбль – вокал и
аккомпанемент гитары.
Сведение
Сведение вокала с гитарой.
Репетиция
Репетиция песни. Вокал,
фонограмма, гитара
Сведение 4-х частей песни:
Вокал – Фонограмма – Гитара
– Бэк - Вокал
Работа с режиссурой песни.
Сценический образ
исполнения
Тема «Инструктаж по технике
безопасности»
Строевая песня в военном
духовном оркестре
Музыка духового оркестра.
Слушание
Вокал. Правильное дыхание.
Изучение произведения
«Россия»
Распевка. Репетиция.
Подготовка к выступлениям
Тема «Режиссура в песне».
Сценический образ
Сценический образ и
сценическое движение
Сценическое движение.
Мимика. Жест
Распевка. Работа над полным
комплексом выражения в
исполнении
Распевка. Подготовка к
выступлениям
Понятие «Модуляция» в
вокале. Изучение ее приема
Вокальная распевка с
модуляцией. Слушание
музыки
Слушание произведения с
модуляцией «Вперед, Россия»
Способ смены тональности в
вокале, в песне «Вперед,
Россия»
Вокальная партия –
Аккомпанемент – Фонограмма

опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

очная

2

61

очная

2

62

очная

2

63

очная

2

64

очная

2

65

очная

2

66
67

очная
очная

2
2

68

очная

2

69

очная

2

70

очная

2

71

очная

2

72

очная

2

73

очная

2

74

очная

2

75
76

очная
очная

2
2

77

очная

2

78

очная

2

79

очная

2

80

очная

2

очная

2

очная

2

очная

2

82

83

АПРЕЛЬ

81

МАРТ

60

Работа с фонограммой. Выбор
аранжировки
Работа с фонограммой.
Индивидуальная аранжировка
Распевка по хроматизму.
Работа над аранжировкой
Распевка по трезвучиям.
Работа над произведением
Распевка по квартам.
Репетиция
Подготовка к концерту
Понятие «Звукоизвлечение»
Вокал методом «Микст».
Тренировка связок
Вокал методом
«Расщепление». Тренировка
связок
Вокал методом «Фальцет».
Тренировка и упражнения
Вокал методом «Вибрато».
Тренировка упражнения
Вокал на гласных «Е», «И»,
«А» - на «легато»
Знакомство с произведением
«Родина моя» (я – ты – он она)
Работа над музыкальными
скороговорками. «Родина
моя»
Репетиция и подготовка к
выступлениям
Репетиция к выступлениям
Работа с микрофоном. Жест.
Мимика в песне
Работа с микрофоном. На
стойке. Без стойки
Беседа о безопасности работы
с электро-муз. оборудованием
Беседа. Понятие
«Музыкальная видеофотосъемка»
Работа с видео. Работа с фото
во время исполнения песни
Работа с видеокамерой. Как
снять концертный номер
Понятие «Строевая песня –
строевой ритм. Чеканный
шаг»
Ансамбль. Чеканный шаг во
время исполнения

опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

очная

2

85

очная

2

86

очная

2

87

очная

2

88

очная

2

89

очная

2

90

очная

2

91

очная

2

92

очная

2

93

очная

2

94

очная

2

95

очная

2

очная

2

97

очная

2

98

очная

2

99

очная

2

100

очная

2

101

очная

2

102

очная

2

96

МАЙ

84

Изучение чеканного шага
«Ритм 4/4 в музыке»
Репетиция «Вокал – Чеканный
шаг – Ритм - Аккомпанемент»
Репетиция полной строевой в
песне
Репетиция полной строевой с
песней
Репетиция и подготовка к
параду
Подготовка к параду.
Распевка. Вокал. Шаг
Подготовка к параду.
Распевка. Вокал. Шаг
Слушание произведения «На
Берлин»
Беседа «Цикл «Известные
военный песни». Слушания
Слушание песен «Темная
ночь». История создания
песни
Разучивание строевой военной
«На Берлин»
«На Берлин» - Подбор
голосов. Разучивание на 2
голоса
Разучивание и работа с хором,
ансамблем, солистами
Солисты «Звуковедение в
песне в ритме 2/4, 4/4»
Ансамбль. Работа над
сведением голосов в терцию
Ключевые упражнения над
«мощью» и «объемом»
Укрепление голоса и работа
над мощным звуком
Использование вокального
потенциала в песне
Подготовка к концерту.
Распевка. Репетиция

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
— личностные – формировать общественную активность личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т. п; формировать положительное отношение к
учению в целом, а также к вокальному творчеству, к познавательной
деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые
виды вокального мастерства , участвовать в творческом, созидательном
процессе; осознавать себя, как самостоятельную творческую личность и,
одновременно, как члена детского коллектива; формировать стремление к
красоте мира.
— метапредметные – развивать мотивацию к определённому виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п; вступать в диалог с
педагогом, другими обучающимися, участвовать в общей беседе, соблюдая
правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на
вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих
группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
– предметные– развивать познавательный интерес к чему- либо, включаться
в познавательную деятельность, приобретать определённые знания, умения,
навыки, компетенции и т.п.; принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с педагогом и другими детьми) необходимые
действия, действовать по плану; адекватно оценивать свои достижения,
осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

IV. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной программе «Пой,
совершенствуйся, твори!»:
-для учащихся третьего года обучения начинается 10 сентября и
заканчивается 31 мая.

4.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа реализовывается
составляющих её обеспечение:

при

взаимодействии

следующих

Общие требования к обстановке в кабинете:
— оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует
содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и
наглядными пособиями;
— чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
— свободный доступ или возможность организации занятий на сцене
актового зала.
Техническое и материальное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими
местами в количестве — 15 штук;
стол педагога — 1 штука;
музыкальный центр — 1 штука;
пианино — 1 штука;
ученическая доска — 1 штука;
микрофоны шнурованные — 4 штуки;
стойки для микрофонов — 2 штука;
микшерский пульт — 1 штука;
СD — диски – 10 штук;
Кадровое обеспечение:
Педагог руководитель объединения «Пой, совершенствуйся, твори!»
реализующий данную программу владеет следующими профессиональными
и личностными качествами:
— обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
— знает физиологию и психологию детского возраста;

— умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
— умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
— умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
-систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
Методическое обеспечение программы:
— методические разработки и планы – конспекты занятий, методические
указания и рекомендации к практическим занятиям;
— развивающие и дидактические
психологические игры и упражнения;

процедуры:

дидактические

и

— дидактические материалы.
Методические материалы.
— особенность организации образовательного процесса – очно;
— методы обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, частично – поисковый; игровой) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
-формы организации образовательного процесса: групповая;
-формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными
людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер – класс, открытое
занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация,
творческая мастерская, фестиваль…
— педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения,
технология программированного обучения,
технология модульного обучения,
технология дифференцированного обучения,

технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения,
технология дистанционного обучения,
технология исследовательской
деятельности,

деятельности,

технология

проектной

технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности,
технология развития критического мышления через чтение и письмо,
технология портфолио,
технология педагогической мастерской,
технология образа и мысли,
технология решения изобретательских задач,
здоровьесберегающая технология,
технология-дебаты и др.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная
последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и
трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и
действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются
следующие формы работы:
1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии;
исполнения какого-либо эстрадного певца;
3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию
правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и
неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного
движения, ритма;

4. разучивание — по элементам; по частям; в целом виде; разучивание
музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
5. репетиционные занятия — подготовка готовых эстрадных номеров
концертным выступлениям.
Оценочные материалы
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических контрольных заданий по следующим критериям:
звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр
голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство,
чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм,
память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность,
музыкальность, особенность характера.

4.3 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Искусство является главным фактором художественно-эстетического
воспитания и развития ребенка. Искусство имеет большие воспитательные
возможности и огромную силу воздействия на растущего человека.
Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства
приобщаются и их родители. Помощь родителей в становлении личности
ребенка неоценима. Как и педагоги, родители хотят видеть своих детей
творчески раскрытыми, целостными в любом жанре, и как результат
выступление их детей на концертных площадках, улицах, площадях, актовых
школьных залах. Как основное взаимодействие – является форма –
«Родительское собрание», где педагог дополнительного образования
вырабатывает единые подходы к музыкальному воспитанию детей.
Для наибольшего эффекта педагог проводит не только собрание, но и:
- лекторий для родителей

- индивидуальные беседы, 1 раз в месяц
- открытый урок
- совместные репетиции детей и родителей
- совместная разработка афиши концерта
- организация и проведение концертов, выступлений с помощью актива
родителей
- групповые выезды, экскурсии к памятникам воинов, культуры искусства и
другие культурные объекты
- совместные концерты: «Папа, мама, я – дружная семья»
- круглый стол, диспут по вопросам определения детей к определенным
жанрам
- бурятская эстрадная песня
- русский народный фольклор
- оригинальный жанр
- художественное слово в произведениях поэтов России и Бурятии
- и другие жанры.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей являет неоценимый вклад в
творческий образ ребенка.
Формы взаимодействия с родителями – и познавательные, и
образовательные, и воспитательные, и практически-ориентированные в
творческой деятельности – успех учебного процесса, и как результат –
высоко гармоничная личность ребенка.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Л. Лядова «История патриотической песни» - «Союз» 1978 г. Абидова
2. Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон
Икбол», 2007.
3.
Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства».
«Феникс», 2007.
4.

Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.

5.
Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков.
дет. хоров. - М., «Вирта», 1987.
6.

Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-

М., «Классика», 2002.

7.
Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.
8.

Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

9.

Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.

10.

Крючков А.С. «Работа со звуком». – М.: АСТ «Техникс», 2003.

11. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для
учит. СПб.: «Юность». 1988.
12. Менабени. «Методика обучения сольному пению».
13.
Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост.
Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.
14. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
15. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания
для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост.
Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.:
МГИК, 1987.
16. Сарджент У. «Джаз», -М.: 1987.
17. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки»,
1987.
«Военная строевая песня» «Отечеству служим» изд. А. Вараксин, 2018 г.
вып. 2.
Песни военных лет – альбом Д. Хворостовского, 2003 г.
Всероссийский музыкальный альбом, rpa-mu.ru
Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
Пьянков В. «Песни и хоры для детей». — М,: «Владос», 2003.
Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).

Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное
пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».