"Десантник"

I. Пояснительная записка
1. Рабочая программа по предмету «Основы военной подготовки»
предназначена для обучения кадет (далее обучающихся) 5-11 классов и
является руководством для кураторов и преподавателей общеобразовательных
школ. Данная программа разработана в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Законами РФ "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 N 273- ФЗ, «О воинской обязанности и военной
службе», Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной
службе, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441, совместным приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. №96/134, приказом Министра
обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г.№515, указаниями Статссекретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 2013 г.
№ 173/УВО/4/859, телеграммой Начальника Главного управления кадров МО
РФ от 28 января 2015 года № 173/уво/4/303.
2. Цель предмета «Основы военной подготовки» - овладение кадетами
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для повседневной
жизнедеятельности в училище и подготовке к дальнейшему обучению в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования,
осуществляющих подготовку кадров для военной или иной государственной
службы.
3.
Главные задачи предмета «Основы военной подготовки»:
- воспитание у кадет чувства патриотизма, верности воинскому долгу,
уважения к историческому и культурному прошлому России и ее
вооруженных сил, готовности к защите Отечества;
- формирование и развитие у кадет дисциплинированности,
стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной
службе;
- развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и
организаторских качеств;
- изучение кадетами основных положений законодательства РФ в
области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об
обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении
военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о
пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности
военнослужащих и граждан, находящихся в запасе, других нормативноправовых актов по вопросам обороны, военного строительства Российской
Федерации;
- формирование у кадет знаний истории развития, организационной
структуры, основ применения, основного вооружения Вооруженных сил

России;
- выработка умений и навыков выполнения строевых приемов, правил
воинской вежливости, обеспечения личной безопасности жизнедеятельности
при обучении в училище и в быту, правил обращения и применения
стрелкового оружия и индивидуальных средств защиты;
- военно-профессиональной ориентация и подготовка кадет к
поступлению в высшие учебные заведения МО РФ, ФСБ, МВД, МЧС, а также
в высшие учебные заведения других министерств и ведомств РФ, в которых
законами РФ предусмотрена военная служба.
4. Достижение цели и выполнение задач предмета «Основы военной
подготовки» требует:
- добросовестного выполнения функциональных обязанностей
администрацией, воспитателями и преподавателями училища;
уровне;

проведения учебных занятий на высоком методическом

- творческой атмосферы и здоровой нравственной обстановки в
коллективах преподавателей, воспитателей и кадет;
- образцовой организации в училище внутреннего порядка,
выполнения распорядка дня, образовательного процесса, проживания и быта
кадет.
Программа предназначена для обязательного изучения всеми кадетами
училища в 5-11 классах. Программа реализует две основные функции:
- информационно-методическую, которая позволит участникам
образовательного процесса получить расширенную информацию в области
оборонной безопасности Российской Федерации, уяснить основные цели,
содержание и стратегию подготовки обучаемых к успешному усвоению в
дальнейшем образовательных программ по выбранной профессиональной
деятельности в области военной и иной государственной службы;
- организационно-планирующую,
которая
предусматривает
выделение этапов обучения (5 - 11 классов), структурирование учебного
материала по разделам, темам, занятиям и годам обучения, определение его
количественных и качественных характеристик.
Для реализации основных функций данная программа структурно
состоит из трех разделов:
-

пояснительная записка;

- основное содержание программы (поурочное планирование по
классам и годам обучения);
-

требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание программы делится на четыре раздела. Изучение первого
раздела «Основы обеспечения личной безопасности кадета» имеет целью
получение кадетами знаний по обеспечению личной безопасности в условиях
повседневной жизнедеятельности в училище и других общественных местах,
а также изучения алгоритма действий кадета в условиях чрезвычайной
ситуации различного характера.
Второй раздел «Основы военной подготовки кадета» обеспечивает
обучающихся знаниями, первоначальными умениями и навыками в области
выполнения общих обязанностей военнослужащего, строевых приемов,
правил воинской вежливости, нормативов по радиационной, химической и
биологической защите, упражнений курса стрельб из стрелкового оружия,
ориентирования на местности, а также практическое ознакомление с
действиями стрелка в составе отделения (взвода) в общевойсковом бою.
Третий раздел «История создания, развитие и современное состояние
Вооруженных сил Российской Федерации» формирует у кадет знания об
истории и развитии Вооруженных Сил России, составе, задачах, решаемых
видами ВС РФ, родами войск, объединениями и соединениями.
Требования Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря
2014 года по изучению обучающимися правил дорожного движения,
получению знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники,
первичных навыков вождения автомобильного транспорта реализуются
изучением четвертого раздела «Автодело». Материал по правилам
безопасного поведения в дорожно-транспортной среде изучается в рамках
предмета Основы безопасности жизнедеятельности. Освоение раздела
«Автодело» заканчивается промежуточной аттестацией кадет в форме зачета.
Особенностью программы является то, что в тематическом
планировании сохранено сквозное название тем с 5-го по 11 классы. Материал
учебных уроков предполагает последовательное накапливание знаний при
переходе от младших к старшим классам. Учитывая то, что курс ОБЖ не
изучается отдельным предметом в 5, 6, 7 классах, то для кадет 5 класса в раздел
№1 включены уроки «Основ комплексной безопасности личности». Другой
материал ОБЖ в этих классах изучается на интегрированных уроках
предметов естественного цикла.
5. Методические рекомендации по организации и проведению занятий
по предмету «Основы военной подготовки».
Занятия с кадетами проводятся в течение года в три этапа.

I-ый этап - учебные занятия (уроки) в составе класса по учебному
предмету «Основы военной подготовки» в соответствии с расписанием
занятий. К занятиям привлекаются кадеты, обучающиеся в 5 - 11-х классах.
Занятия проводятся по одному часу в неделю преподавателями учебного
предмета «Основы военной подготовки».
Целью этапа является получение кадетами теоретических знаний,
умений и практических навыков по предмету «Основы военной подготовки»,
кроме того в ходе проведения занятий реализуются и воспитательные задачи.
II-ой этап - практические занятия по некоторым темам предмета
«Основы военной подготовки» (Строевая подготовка, РХБЗ, Огневая
подготовка) проводятся во внеурочное время в часы, предусмотренные
распорядком дня училища, классные часы, занятия проводят воспитатели
взводов. На втором этапе к занятиям и тренировкам привлекаются кадеты 5 11 классов.
Целью данного этапа является выработка умений и навыков по
строевой подготовке кадет и классов, огневой подготовке из стрелкового
оружия и РХБЗ.
III-й этап: проведение сборов, зачетов, военно-спортивных игр,
учебной практики в образовательных организациях МО РФ:
- для кадет 5-7 классов - сдача зачета по «Основам военной
подготовки», а также проведение 2-3 дневной военно-спортивной игры с
выездом в учебный центр войсковой части. К проведению занятий
привлекаются офицеры воинской части, преподаватели и воспитатели
училища;
- для кадет 9 классов - пятидневный сбор на базе одной из воинских
частей, дислоцируемых на территории Оренбургской области. К проведению
занятий привлекаются офицеры воинских частей;
- для кадет 8, 10 классов - учебная практика в военно-учебных
заведениях Министерства Обороны Российской Федерации. В 8 классе кадеты
для формирования и развития учебных универсальных действий под
руководством преподавателей и воспитателей выполняют исследовательский
проект по военно-прикладной тематике с публичной защитой результатов
своих исследований. Тематика исследований охватывает военнотехническую, военно-историческую области.
Целью данного этапа является закрепление полученных знаний по
предмету «Основы военной подготовки», формирование учебных
универсальных действий, проведение проверки знаний, умений, навыков,
совершенствование полевой выучки, а также получение практики и

методических навыков в командовании отделением (взводом).
Каждое занятие по предмету «Основы военной подготовки» должно
проводиться образцово и поучительно, в ходе него кадеты должны перенимать
опыт в организации и проведении занятий, учиться правильному применению
наиболее эффективных форм и методов обучения.
Задача формирования у кадет командирских качеств и методических
навыков решается на протяжении всего обучения в училище, на всех
проводимых занятиях, а также в повседневной жизни.
В целях предупреждения несчастных случаев на всех занятиях,
стрельбах, при изучении и использовании имитационных средств, а также при
выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго
соблюдаться требования безопасности.
Накануне всех практических занятий
инструктажи по требованиям безопасности.

должны

проводиться

II. Содержание предмета «Основы военной подготовки»
Раздел 1. Основы обеспечения личной безопасности кадета
Тема 1. Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной
жизни
Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение
безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с
электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии.
Обеспечение
пожарной
безопасности.
Первичные
средства
пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте.
Питание и безопасность современного человека. Безопасное и полезное
питание.
Вредные привычки и их влияние на
здоровье человека.
Курение,
употребление алкоголя и наркотических средств, их влияние на
продолжительность жизни человека.
Тема 2. Безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
Выживание человека в условиях автономного существования. Факторы
выживания. Алгоритм действий человека в условиях автономного

существования. Организация ночлега. Устройство временных укрытий из
подручного материала. Добывание воды и пищи, профилактика и лечение
заболеваний. Дикорастущие плоды и ягоды пригодные в пищу.
Классификация ЧС природного характера. Виды ЧС природного характера.
Землетрясения, сели, цунами, бури, ураганы, наводнения. Защита населения
от ЧС природного характера. Предупреждение населения о возникновении
ЧС. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. ЧС на
радиационно-опасных объектах. Химические загрязнения и отравления.
Аварии на ХОО и их последствия. Защита населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера. Первая медицинская помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата.
Раздел II. Основы военной подготовки
Тема 3. Строевая подготовка
Строй, его элементы и их определения. Обязанности солдат перед
построением и в строю. Строевая стойка, подача и выполнение команд
"Смирно", "Вольно", "Головные уборы снять (надеть)", "Заправиться".
Движение строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение
строевых приемов с оружием. Тренировка в выполнении приемов одиночной
строевой подготовки. Строевое слаживание отделения. Строи отделения.
Развернутый и походный строй. Строи взвода, роты. Развернутый и походный
строй. Строевое слаживание взвода, роты. Прохождение торжественным
маршем и с песней. Строевой смотр. Порядок выноса и относа Боевого
знамени части.
Тема 4. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации
История создания общевоинских уставов, их значение в жизни и
деятельности войск. Общевоинские уставы сегодня. Военная присяга и
порядок приведения к ней. Права и общие обязанности военнослужащих.
Обязанности солдата. Воинские звания в вооруженных силах РФ.
Ответственность военнослужащих. Командиры и подчиненные, старшие и
младшие. Порядок отдачи и выполнения приказа. Обращение к начальнику. О
воинской вежливости. Воинское приветствие. Поощрения, применяемые к
военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат.
Распределение времени и повседневный порядок. Охрана здоровья
военнослужащих. Боевое дежурство. Особенности организации и несения
внутренней службы в лагерях. Особенности внутренней службы в парках.
Особенности внутренней службы при перевозке войск. Подъем по тревоге.
Уставные взаимоотношения между военнослужащими - норма жизни
воинского коллектива. Назначение и задачи караульной службы. Состав

караула. Развод караулов. Смена Караулов. Пост и его оборудование. Смена
часовых на посту. Обязанности часового и его неприкосновенность
Тема 5. Огневая подготовка
Основные виды стрелкового оружия и гранатометов. Назначение,
устройство и технические характеристики автомата Калашникова АК-74.
Порядок неполной разборки и сборки АК-74. Меры безопасности при
обращении с автоматом. Назначение, технические характеристики, состав
РПК-74. Пистолет Макарова, предназначение, состав, характеристики. Ручной
противотанковый гранатомет РПГ-7, предназначение, состав, характеристики.
Назначение, технические характеристики, общее устройство ручных гранат.
Виды боеприпасов. Курс стрельб из стрелкового оружия. Основы и правила
стрельбы из стрелкового оружия. Организация и проведение стрельб из
стрелкового оружия. Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия.
Тема 6. Инженерная подготовка
Фортификационное оборудование позиций. Маскировка позиций.
Инженерная разведка. Инженерные заграждения. Инженерные мероприятия
по ликвидации последствий нападения противника.
Тема 7. Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ)
Средства индивидуальной защиты. Индивидуальные средства защиты
органов дыхания. Индивидуальные средства защиты кожи. Коллективные
средства защиты личного состава от оружия массового поражения. Приборы
радиационной и химической разведки.

Тема 8. Военная топография
Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности.
Топографические элементы местности. Топографическая карта. План
местности. Условные знаки. Номенклатура карт. Масштаб карт. Плоские
прямоугольные координаты. Геодезические координаты. Измерения на
топографической карте. Глобальные навигационные системы. GPS и
ГЛОНАСС.
Тема 9. Тактическая подготовка
Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные
принципы его ведения. Основные виды боя. Управление войсками.

Всестороннее обеспечение боя. Воинские подразделения. Способы
передвижения на поле боя. Современный общевойсковой бой, его
характеристики. Принципы современного общевойскового боя. Состав и
вооружение мотострелкового отделения. Огонь и его значение в бою, виды
огня. Виды маневра. Состав и вооружение мотострелкового взвода. Оборона,
требования, предъявляемые к ней. Условия перехода к обороне. Построение
обороны, ее инженерное оборудование. Место и роль мотострелкового взвода
в обороне. Боевые задачи взвода. Вооружение и боевые возможности МСВ.
Оборона в особых условиях. Наступление, условия и способы перехода в
наступление. Боевой порядок и боевые возможности мотострелкового взвода
в наступлении. Организация проводной и радио связи. Практическая работа на
средствах связи. Марш и походное охранение. Развитие и изменение тактики
общевойскового боя с появлением новых видов оружия. Тактика ведения
боевых действий в горах и городе.
Тема 10. История кадетского движения как составная часть военного
образования России
История создания и развития военно-учебных заведений в России.
Создание военных школ при Петре I и кадетских корпусов при Анне
Иоанновне. Кадетское движение в современной России. Суворовские
училища. Кадетские училища и корпуса. Ими гордится Россия. История
знаменитых людей - выпускников кадетских корпусов. Сообщения кадет 5-го
курса.
Тема 11. Победа в Великой Отечественной войне - триумф советского
народа
Причины Великой Отечественной войны. Соотношение сил накануне
Великой Отечественной войны. План «Барбаросса». Политические цели и
военные планы фашистской Германии в войне против СССР. Блокада
Ленинграда. Оборона Севастополя. Окончание войны. Цена победы.
Решающая роль Советского Союза в разгроме фашистских захватчиков. Знамя
над Рейхстагом. Итоги и последствия и Второй мировой войны.
Тема 12. Методическая подготовка
Боевая подготовка подразделения. Организация и проведение занятий
по боевой подготовке. Виды занятий, порядок их проведения. Особенности
проведения занятий по дисциплинам боевой подготовки. Проведение
кадетами занятий по Строевой подготовке, Общевоинским уставам ВС РФ,
Радиационной, химической и биологической защите. Основы организации
физической подготовки в ВС РФ.

Раздел III. История создания, развитие и современное состояние
Вооруженных Сил российской Федерации
Тема 13. Национальная безопасность России и её составляющие
компоненты
Национальная
безопасность
Российской
Федерации
Угрозы
национальной безопасности России Структура системы национальной
безопасности Российской Федерации Функционирование системы
национальной безопасности Российской Федерации Военная доктрина РФ.
Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации. Военная
политика Российской Федерации. Состав, структура, назначение сил,
обеспечивающих
военную
безопасность
Российской
Федерации,
Информационная безопасность Российской Федерации
Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, образования,
здравоохранения, демографии Методы оценки военной мощи государства
Зависимость способов ведения войны от мощи государства применяемых
средств вооруженной борьбы
Тема 14. История Вооруженных сил России с начала XII до начала XX
века
Вооруженная организация феодальной Руси в XII - XIII вв. Военная
реформа Петра Алексеевича Романова. Тактика и стратегия русских
полководцев в середине и второй половине XVIII в. Заграничные походы А.В.
Суворова. Особенности тактики и стратегии русской армии и народного
ополчения в годы Отечественной войны 1812 г. Военная реформа Николая I и
Крымская война. Российская армия во второй половине XIX века. Российская
армия в годы русско-японской войны. Российская армия в годы Первой
мировой войны.
Тема 15. Создание Красной Армии и развитие ВС СССР (1917 - 1941 гг.)
Создание Красной Армии. Советская Республика в кольце фронтов
(май- февраль 1919). Завершающий этап гражданской войны. Символы России
и президентской власти. Строительство ВС СССР в послевоенные годы (19221939гг.). Вооруженный конфликт на КВЖД. Боевые действия ВС СССР на
озере Хасан. Боевые действия ВС СССР в районе реки Халкин-Гол. Советскофинляндская война. Репрессии в ВС СССР в период 1933-1941 годов.
Создание и состояние Оборонной промышленности СССР. Состояние,
вооружение и положение объединений ВС СССР на 21.06.1941. Роль НКВД в

сохранении обороноспособности СССР.
Тема 16. Развитие ВС СССР и советского военного искусства в годы ВОВ
Срыв советскими войсками плана «молниеносной войны». Коренной
перелом в Великой отечественной войне. Битва за Сталинград. Сражение на
Курской дуге. Разгром фашистской Германии. Разгром милитаристской
Японии.
Тема 17. Участие ВС СССР и России в локальных войнах и
вооруженных
конфликтах
Современные войны и военные конфликты, предпосылки их
возникновения, уроки и перспективы. Роль ВС СССР в Венгерском кризисе и
«Пражской весне». Совершенствование форм, способов ведения войн во
Вьетнаме. Карибский кризис. Проведение операции «Анадырь». Участие ВС
СССР в войнах и конфликтах на африканском континенте и Ближнем Востоке.
Боевые действия ВС СССР в Афганистане. Чечня. Истоки зарождения
конфликта. Штурм Грозного. Ведение боевых действий ВС РФ в Чеченской
Республике. Итоги второй чеченской компании. Действия ВС РФ в
вооруженном конфликте в Южной Осетии (2008 г.)
Тема 18. Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи,
основы применения, основное вооружение
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сухопутные войска. Мотострелковые войска. Танковые войска. Ракетные
войска и артиллерия. Войска ПВО Сухопутных войск. Инженерные войска.
Войска РХБЗ. Войска связи. Воздушно-космические силы. Ракетные войска
стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Военно-воздушные
силы. Войска противовоздушной и противоракетной обороны. Космические
войска. Зенитно-ракетные и радиотехнические войска. Специальная авиация.
Военно-морской флот. Подводные силы. Надводные силы. Морская авиация и
береговые войска. Тыл Вооруженных Сил. Символы Вооруженных Сил.
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной
службе. Миротворческая деятельность Вооруженных Сил. Порядок
прохождения офицерской службы и присвоения офицерских званий.
Тема 19. Армии ведущих иностранных государств
НАТО - история и современность. Вооруженные силы США, назначение

и состав. Вооруженные силы Китая, назначение и состав. Основное
вооружение и военная техника иностранных армий.
Тема 20. Система военного образования МО РФ и других силовых
ведомств
Подготовка офицеров в Высших учебных заведениях Министерства
обороны, учебных военных центрах и на военных кафедрах гражданских
вузов. Подготовка офицеров в Высших учебных заведениях силовых
ведомств. Правила поступления в высшие учебные заведения МО РФ и других
силовых ведомств. Перечень вузов.

Распределение учебного времени по учебным курсам и классам предмета
«Основы военной подготовки»
№

раздела,
темы

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Разделы и темы предмета
обучения

Всего

Количество учебных часов по классам
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Введение в дисциплину
«Основы военной
1
1
подготовки»
I. Основы обеспечения личной безопасности кадета
Обеспечение кадетом личной
безопасности в повседневной
4
4
деятельности
Безопасность личности в
условиях чрезвычайных
4
4
ситуаций
Всего за раздел:
8
8
II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка
29
6
5
4
4
Общевоинские уставы
Вооруженных сил Российской
17
2
3
3
3
Федерации
Огневая подготовка
15
2
3
2
2
Инженерная подготовка
5
1
1
1
Радиационная, химическая,
9
1
2
2
1
биологическая защита
Военная топография
16
2
4
4
3
Тактическая подготовка
16
2
3
6
2
История кадетского движения
как составная часть военного
образования в России

3

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

4

2

3

3

-

2
1

2
1

2
-

2

1

-

2
2

1
1

-

-

-

-

Победа в Великой
3
3
Отечественной войне триумф советского народа
12. Методическая подготовка
8
8
121
21
21
22
16
16
13
12
Всего за раздел:
III. История создания, развитие и современ ное состояние Вооруженных сил Российской
Феде рации
Национальная безопасность
13. России и ее составляющие
10
10
компоненты
История Вооруженных сил
14. России с XIII до начала XX
7
4
3
века
Создание Красной Армии и
15. развитие ВС СССР (1917 3
3
1941 гг.)
Развитие ВС СССР и
16. советского военного
5
5
искусства в годы ВОВ
11.

№

Разделы и темы предмета
обучения

раздела,
темы

17.
18.

19.
20.

Участие ВС СССР и России в
локальных войнах и
вооруженных конфликтах
Современные ВС РФ.
Назначение, состав,
решаемые задачи, основы
применения, основное
вооружение
Армии ведущих иностранных
государств
Система военного
образования МО РФ и других
силовых ведомств
Всего за раздел:
ВСЕГО:

Всего

Количество учебных часов по классам
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

14

-

-

-

-

7

7

-

30

-

3

4

7

-

8

8

4

-

-

-

-

-

-

4

3

-

-

-

3

-

-

-

76
243

35

7
35

7
35

13
35

12
34

15
35

22
34

Тематический план «Основы военной подготовки»
5-й класс
Разделы,
темы

Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11

Содержание тем
Введение в дисциплину «Основы военной подготовки»
I. Основы обеспечения личной безопасности кадета
Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной
деятельности
Безопасность личности в условиях чрезвычайных ситуаций
II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Огневая подготовка.
Радиационная, химическая, биологическая защита.
Военная топография.
Тактическая подготовка.
История кадетского движения как составная часть военного
образования в России.
Победа в Великой Отечественной войне - триумф российского
народа.
Итого:

Количество
часов
1
8
4
4
27
6
2
2
1
2
2
3
3
35

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
5-й класс
№ раздела,
темы

Тема 1
1.1
1.2
1.3
1.4
Тема 2
25
2.6
2.7
2.8

Тема 3
3.1

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Тема 4
4.1
4.2
Тема 5
5.1
5.2
Тема 7
7.1
Тема 8
8.1
8.2
Тема 9
9.1
9.2

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

Количество
часов

Введение в дисциплину «Основы военной подготовки»
1.Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной деятельности.
Опасные и вредные факторы современного жилища.
Обеспечение пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Питание и безопасность современного человека. Вредные привычки
и их влияние на здоровье человека.
Безопасность личности в условиях чрезвычайных ситуаций
Выживание человека в условиях автономного существования.
Добывание пищи и воды, профилактика и лечение заболеваний.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения и их
последствия. Защита населения от ЧС природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
Химические загрязнения и отравления.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Основные виды травм в ЧС техногенного характера и первая помощь
при них.
П.Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Строевая стойка, выполнение команд «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Головные уборы снять (надеть)»,
«Заправиться».
Движение строевым шагом.
Повороты на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него.
Контрольное занятие.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
История создания общевоинских уставов,
их значение в
жизнедеятельности войск.
Военная присяга и порядок ее принятия.
Огневая подготовка.
АК-74 история создания, назначение, состав, характеристики.
Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).
Индивидуальные средства защиты органов дыхания.
Военная топография.
Измерение расстояний и площадей по карте. Масштаб карт.
Практическое занятие.
Тактическая подготовка.
Сущность современного общевойскового боя, силы и средства
основные принципы его ведения. Основные виды боя.
Управление войсками.

1
8
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1

21
6
1

1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1

Тема 10 История кадетского движения.
10.1 История создания и развития, кадетских военно-учебных заведений в
России.
10.2 Кадетское движение в современной России.
10.3 Ими гордится Россия. (сообщения кадет)
Тема 11
Победа в Великой Отечественной войне - триумф советского народа
11.1 Оборона Брестской крепости.
11.2 Блокада Ленинграда.
11.3 Оборона Севастополя.
Итого:

3
2
2
2
3
2
2
2
35

Тематический план «Основы военной подготовки»
6-й класс
Разделы,
темы

Содержание тем

II. Основы военной подготовки
Тема 3 Строевая подготовка.
Тема 4 Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 5 Огневая подготовка.
Тема 6 Инженерная подготовка.
Тема 7 Радиационная, химическая, биологическая защита.
Тема 8 Военная топография.
Тема 9 Тактическая подготовка.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 14 История Вооруженных сил России с XIII до начала XX века
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
Итого:

Количество
часов
21
5
3
3
2
3
9
3
7
4
3
35

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
6-й класс
№ раздела,
темы

Тема 3

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.

3.7 Строи и управление ими.
3.8 Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Повороты в движении.
3.9 Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него.
3.10 Строи отделения. Развернутый и походный строй.
3.11 Контрольное занятие.
Тема 4 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4.3 Права и общие обязанности военнослужащих.
4.4 Воинская дисциплина, ее сущность и значение.
4.5 Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и
младшие.
Тема 5 Огневая подготовка.
5.3 Неполная разборка и сборка АК-74.
5.4 Назначение, технические характеристики, состав РПК-74.
5.5 Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Тема 6 Инженерная подготовка
6.1 Фортификационное оборудование позиций.
Тема 7 Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).
7.2 Индивидуальные средства защиты кожи.
7.3 Выполнение нормативов ЗОМП.
Тема 8 Военная топография.
8.3 Измерение по карте координат точек местности и объектов (целей).
8.4 Практическое занятие.
8.5 Измерение по карте дирекционных углов и азимутов.
8.6 Практическое занятие.
Тема 9 Тактическая подготовка
9.3 Всестороннее обеспечение боя.
9.4 Оборона, требования, предъявляемые к ней. Условия перехода к
обороне. Виды обороны и их характеристика.
9.5 Наступление, условия и способы перехода в наступление.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 14 История Вооруженных сил России с начала XIII до начала XXвека
14.1 Вооруженная организация феодальной Руси в XII — XIII вв.
14.2 Военная реформа Петра Алексеевича Романова.
14.3 Тактика и стратегия русских полководцев в середине и второй
половине XVIII в. Заграничные походы А.В. Суворова.
14.4 Особенности тактики и стратегии русской армии и народного
ополчения в годы Отечественной войны 1812 г.
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение

Количество
часов

21
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
14
4
2
2
2
2
3

18.1 Организационная структура
Федерации.
18.2 Сухопутные войска.
18.3 Воздушно-космические силы.

Вооруженных

Сил

Российской

2

Итого:

2
2
35

Тематический план «Основы военной подготовки»
7-й класс
Разделы,
темы

Содержание тем

II. Основы военной подготовки
Тема 3 Строевая подготовка.
Тема 4 Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 5 Огневая подготовка.
Тема 6 Инженерная подготовка
Тема 7 Радиационная, химическая, биологическая защита.
Тема 8 Военная топография
Тема 9 Тактическая подготовка.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 14 История Вооруженных сил России с начала XII до начала XX века
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
Итого:

Количество
часов
28
5
4
3
2
3
5
6
7
3
4
35

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
7-й класс
№ раздела,
темы

Тема 3
3.12
3.13
3.14
3.15
Тема 4
4.6
4.7
4.8
Тема 5
5.6
5.7
Тема 6
6.2
Тема 7
7.4
7.5
Тема 8
8.7
8.8
8.9

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

Количество
часов

II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Строи взвода. Развернутый и походный строй.
Тренировка в выполнении приемов одиночной строевой подготовки.
Строевое слаживание взвода.
Контрольное занятие.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинские звания. Порядок присвоения воинских званий.
Поощрения, применяемые к военнослужащим.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат.
Огневая подготовка.
Пистолет Макарова назначение, состав, характеристики.
Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Инженерная подготовка
Маскировка позиций.
Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).
Коллективные средства защиты личного состава от оружия массового
поражения.
Выполнение нормативов ЗОМП.
Военная топография
Приемы ориентирования на местности. Компас.
Практическое занятие. Движение по азимутам.
Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа на
топографических картах.

28
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1

8.10
Практическое занятие. Определение абсолютных высот и взаимных
превышений точек местности. Определение формы и крутизны скатов.
Тема 9 Тактическая подготовка.
9.6 Действия солдата в обороне.
9.7 Действия солдата в наступлении.
9.8 Мотострелковое отделение в обороне и наступлении.
9.9 Организация проводной связи
9.10 Организация радио связи
9.11 Практическая работа на средствах связи
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 14 История Вооруженных сил России с начала XII до начала XXвека
14.5 Военная реформа Николая I и Крымская война.
14.6 Русская армия в годы русско-японской войны.
14.7 Русская армия в годы Первой мировой войны.
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
18.4 Военно-морской флот.
18.5 Ракетные войска стратегического назначения.

1
10
1
2
1
2

6
1
1
1
1
1
1
7
3
1
1
1
4
1
1

18.6 Воздушно-десантные войска.
18.7 Тыл Вооруженных Сил.
Итого:

1
1
35

Тематический план «Основы военной подготовки»
8 -й класс
Разделы,
темы

Количество
часов

Содержание тем

II. Основы военной подготовки
Тема 3 Строевая подготовка.
Тема 4 Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 5 Огневая подготовка.
Тема 6 Инженерная подготовка
Тема 7 Радиационная, химическая, биологическая защита.
Тема 8 Военная топография
Тема 9 Тактическая подготовка.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 15 Создание Красной Армии и развитие ВС СССР (1917 - 1941 гг.)
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
Тема 20 Система военного образования МО РФ и других силовых ведомств

22
4
3
2
1
1
3
2
13

Итого:

35

3
7
3

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
8-й класс
№ раздела,
темы

Тема 3
3.16
3.17
3.18
3.19
Тема 4
4.9
4.10
4.11
Тема 5
5.8
5.9
Тема 6
6.3
Тема 7
7.6
Тема 8

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

Количество
часов

II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Тренировка в выполнении приемов одиночной строевой подготовки.
Строи роты. Развернутый и походный строй.
Строевое слаживание роты.
Контрольное занятие.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Внутренний порядок. Размещение военнослужащих.
Внутренний порядок. Распределение времени и внутренний порядок в
повседневной деятельности военнослужащих
Внутренний порядок. Суточный наряд по части.
Огневая подготовка.
РПГ-7, предназначение, состав, характеристики.
Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Инженерная подготовка
Инженерная разведка.
Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).
Порядок преодоления зараженного участка местности с
использованием ОЗК.
Военная топография

22
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
3

8.11 Условные знаки топографических карт. Изображение водных
объектов, дорог и населенных пунктов на топографических картах.
8.12 Целеуказание по карте.
8.13 Практическое занятие. Определение проходимости местности и
прокладка маршрута движения колонны.
Тема 9 Тактическая подготовка.
9.12 Мотострелковый взвод в обороне. Боевые задачи взвода.
Построение обороны взвода.
9.13 Мотострелковый взвод в наступлении. Боевой порядок и боевые
задачи взвода в наступлении.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 15 Создание Красной Армии и развитие ВС СССР (1917 - 1941 гг.)
15.4 Бои у озера Хасан и реки Халкин-Гол.
15.5 Освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии.
15.6 Советско-финская война 1939 - 1940 годов.
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
18.8 Экипировка «Ратник»
18.9 Колесные бронеавтомобили мотострелковых войск.
18.10 БМП-3.
18.11 Основные образцы стрелкового вооружения ВС РФ.
18.12 Современные пулеметы.
18.13 Основной боевой танк Т-90.
18.14 Ствольная и реактивная артиллерия.
Тема 20 Система военного образования МО РФ и других силовых ведомств.
20.1 Подготовка офицеров в Высших учебных заведениях Министерства
обороны и на военных кафедрах гражданских вузов.
20.2 Подготовка офицеров в Высших учебных заведениях силовых
ведомств.
20.3 Правила поступления в высшие учебные заведения МО РФ и других
силовых ведомств. Перечень вузов.
Итого:

1
1
1
2
1
1
13
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
35

Тематический план «Основы военной подготовки»
9-й класс
Разделы,
темы
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9

Содержание тем
II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Огневая подготовка.
Инженерная подготовка
Радиационная, химическая, биологическая защита.
Военная топография
Тактическая подготовка.

Количество
часов
22
4
3
2
1
2
2
2

III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 16 Развитие ВС СССР и советского военного искусства в годы ВОВ
Тема 17 Участие ВС СССР и России в локальных войнах и вооруженных
конфликтах
Итого:

12
5
7
34

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
9-й класс
№ раздела,
темы

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Тренировка в выполнении приемов одиночной строевой подготовки.
Выполнение строевых приемов с оружием.
Выполнение строевых приемов с оружием.
Контрольное занятие.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация караульной службы.
Наряд и подготовка караулов.
Права и обязанности лиц караула.
Огневая подготовка.
Назначение, технические характеристики, устройство РПК-74.
Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Инженерная подготовка
Инженерные заграждения.
Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).
Назначение, принцип действия и порядок работы с ВПХР.
Выполнение нормативов ЗОМП.
Военная топография
Правила ведения и использования рабочей карты командира.
Практическое занятие. Нанесение на карту элементов боевого
порядка. Определение полей невидимости.
Тема 9 Тактическая подготовка.
9.14 Танковый взвод в обороне.
9.15 Танковый взвод в наступлении.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 16 Развитие ВС СССР и советского военного искусства в годы ВОВ
16.1 Срыв советскими войсками плана «молниеносной войны»
16.2 Коренной перелом в Великой отечественной войне Сталинград.
16.3 Коренной перелом в Великой отечественной войне. Курск
16.4 Разгром фашистской Германии
16.5 Разгром милитаристской Японии
Тема 17 Участие ВС СССР и России в локальных войнах и вооруженных
конфликтах
17.1 Современные войны и военные конфликты уроки и перспективы.
17.2 Венгерский кризис.
17.3 «Пражская весна».
Тема 3
3.20
3.21
3.22
3.23
Тема 4
4.12
4.13
4.14
Тема 5
5.10
5.11
Тема 6
6.4
Тема 7
7.7
7.8
Тема 8
8.14
8.15

Количество
часов

22
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
12
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1

17.4
17.5
17.6
17.7

Война во Вьетнаме.
Роль Советских войск в Карибском кризисе.
Участие ВС СССР в войне в Северной Корее.
Выполнение интернационального долга в Афганистане.
Итого:

1
1
1
1
34

Тематический план «Основы военной подготовки»
10-й класс
Разделы,
темы

Содержание тем

II. Основы военной подготовки
Тема 3 Строевая подготовка.
Тема 4 Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 5 Огневая подготовка.
Тема 6 Инженерная подготовка.
Тема 7 Радиационная, химическая, биологическая защита.
Тема 8 Военная топография.
Тема 9 Тактическая подготовка.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 17 Участие ВС СССР и России в локальных войнах и вооруженных
конфликтах
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
Итого:

Количество
часов
20
4
3
2
1
1
1
1
15
7
8
35

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
10-й класс
№ раздела,
темы

Тема 3
3.24
3.25
3.26
3.27
Тема 4
4.15
4.16
4.17
Тема 5
5.12
5.13
Тема 6
6.5
Тема 7

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Тренировка в выполнении приемов одиночной строевой подготовки.
Выполнение строевых приемов с оружием.
Выполнение строевых приемов с оружием.
Контрольное занятие.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Развод и смена караулов.
Оборудование караульного помещения и постов.
Проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.
Огневая подготовка.
Ручные гранаты.
Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Инженерная подготовка
Инженерные мероприятия по ликвидации последствий нападения
противника.
Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).

Количество
часов

20
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1

7.9 Назначение, принцип действия и порядок работы с ДП-5В.
Тема 8 Военная топография
8.16 Разграфка и номенклатура топографических карт.
Тема 9 Тактическая подготовка.
9.16 Передвижение войск
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 17 Участие ВС СССР и России в локальных войнах и вооруженных
конфликтах
17.8 Чечня. Зарождение конфликта.
17.9 Чечня. Штурм Грозного.
17.10 Чечня. Измена.
17.11 Чечня. Терроризм.
17.12 Вторая чеченская компания 1999 - 2000 гг.
17.13 Итоги второй чеченской компании.
17.14 Роль Российской Армии в вооруженном конфликте в Южной Осетии
2008 г.
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
18.15 Ракетные комплексы СВ.
18.16 ЗРК ближнего действия (Панцирь, Игла)
18.17 ЗРК малой дальности (ТОР)
18.18 Дальняя и транспортная авиация.
18.19 Армейская и фронтовая авиация.
18.20 Подводные силы.
18.21 Надводные силы.
18.22 МБР «Тополь»
Итого:

1
1
1
1
1
15
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
35

Тематический план «Основы военной подготовки»
11-й класс
Разделы,
темы

Содержание тем

II. Основы военной подготовки
Тема 3 Строевая подготовка.
Тема 5 Огневая подготовка.
Тема 12 Методическая подготовка
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 13 Национальная безопасность России и ее составляющие компоненты
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
Тема 19 Армии ведущих иностранных государств
Итого:

Количество
часов
12
2
2
8
22
10
8
4
34

Тематический и поурочный план «Основы военной подготовки»
11-й класс
№ раздела,
темы

Тема 3
3.28
3.29
Тема 5
5.14
5.15
Тема 12
12.1
12.2
12.3
12.4

Наименование модуля, раздела, темы, занятия

II. Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
Строевой смотр. Прохождение торжественным маршем и с песней.
Контрольное занятие.
Огневая подготовка.
Перспективные образцы стрелкового вооружения.
Выполнение упражнений стрельб из пневматического оружия.
Методическая подготовка
Боевая подготовка подразделения
Организация и проведение занятий по боевой подготовке.
Виды занятий, порядок их проведения.

Особенности проведения занятий по дисциплинам боевой подготовки.
12.5 Оформление плана проведения занятия по боевой подготовке
12.6 Проведение кадетами занятий по строевой подготовке,
общевоинским уставам ВС РФ, РХБЗ.
12.7 Основы организации физической подготовки в ВС РФ.
12.8 Проведение кадетами занятий по физической подготовке.
III. История создания, развитие и современное состояние Вооруженных сил
Российской Федерации
Тема 13 Национальная безопасность России и её составляющие
компоненты
13.1 Национальная безопасность Российской Федерации
13.2 Угрозы национальной безопасности России
13.3 Структура системы национальной безопасности Российской
Федерации
13.4 Функционирование
системы
национальной
безопасности
Российской Федерации
13.5 Военная доктрина РФ. Военные опасности и военные угрозы
Российской Федерации. Военная политика Российской Федерации.
13.6 Состав, структура, назначение сил, обеспечивающих военную
безопасность Российской Федерации
13.7 Информационная безопасность Российской Федерации
13.8 Обеспечение национальной безопасности в сфере науки,
образования, здравоохранения, демографии
13.9 Методы оценки военной мощи государства
13.10 Зависимость способов ведения войны от мощи государства
применяемых средств вооруженной борьбы
Тема 18 Современные ВС РФ. Назначение, состав, решаемые задачи, основы
применения, основное вооружение
18.23 Войска РЭБ
18.24 ВДВ.
18.25 Артиллерия ВДВ.
18.26 Инженерные войска.
18.27 Войска РХБЗ

Количество
часов

12
2
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
22
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1

18.28 Миротворческая деятельность Вооруженных Сил (База-201)
18.29 Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и
военной службе.
18.30 Порядок прохождения офицерской службы и присвоения
офицерских званий.
Тема 19 Армии ведущих иностранных государств
19.1 НАТО - история и современность
19.2 Вооруженные силы США, назначение и состав
19.3 Вооруженные силы Китая, назначение и состав
19.4 Основное вооружение и военная техника иностранных армий
Итого:

1
1
1
4
1
1
1
1
34

1.
Требования к уровню подготовки воспитанников кадетских
образований.
В результате изучения предмета основы военной подготовки
выпускник должен:
знать/понимать:
- основные положения Конституции Российской Федерации и
федеральных законов в области обороны государства и противодействия
терроризму;
- основное положение Военной доктрины Российской Федерации по
обеспечению военной безопасности государства;
- предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, основные
функции и задачи Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности
государства. Виды и рода войск Вооруженных Сил. Их состав и
предназначение. Другие войска и их предназначение.
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и дни воинской
славы России;
историю Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.
- правовые основы военной службы (основные положения
Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об обороне»,
«О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего»);
порядок прохождения военной службы по призыву и по
контракту;
права и обязанности военнослужащих;
- виды ответственности военнослужащих с учетом особенностей их
правового положения;
основные виды воинской деятельности;
строи отделения, взвода и порядок управления ими;
назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения;
правила подготовки автомата к стрельбе;
приемы и правила стрельбы из автомата;
назначение и боевые свойства пистолета Макарова;
основы современного общевойскового боя;
общие обязанности солдата в бою;

основные способы передвижения солдата в бою;
способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
- ориентирование на местности по карте и определение своего
местонахождения;
основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
государственные и военные символы Российской Федерации;
боевые традиции Вооруженных Сил России;
классы сходных воинских должностей;
общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и
здоровья военнослужащих;
- основные положения Концепции национальной безопасности
Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;
- организацию в Российской Федерации защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- рекомендации
специалистов
в
области
безопасности
жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- правила оказания первой медицинской помощи при неотложных
состояниях;
- основы здорового образа жизни как индивидуальной системы
поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;
- основные составляющие здорового образа жизни, способствующие
обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере
дорожного движения;
уметь:
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять сознательное
самоопределение по отношению к военной службе;
- перечислять основные положения Военной доктрины Российской
Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;
- охарактеризовать основные особенности военной службы по призыву
и по контракту;
выполнять строевые приемы на месте, в движении и с оружием;
выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
готовить автомат к стрельбе;
вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся
целям;
- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и
некоторым признакам местных предметов;
- ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку
по азимуту;
- перечислять последовательность действий при оповещении

возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной
ситуации мирного и военного времени;
- правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной
защиты;
- пользоваться справочной литературой для целенаправленной
подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;
- вырабатывать потребности в соблюдении норм здорового образа
жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным
привычкам;
владеть навыками в области гражданской обороны;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- формировать психологическую и физическую готовность к
прохождению военной службы по призыву, а также к обучению по
программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
образовательных учреждений высшего профессионального образования;
выбирать военное образовательное учреждение.
ознакомиться:
с действующим законодательством РФ о военной службе;
- с вооружением и боевой техникой видов Вооруженных Сил:
Сухопутных войск (СВ), Воздушных Сил (ВВС) и Военно-Морских Сил
(ВМС);
- с вооружением и боевой техникой родов войск: Ракетных войск
стратегического назначения (РВСН); Воздушно-десантных войск (ВДВ):
Военно-космических войск (ВКВ);
с вооружением и боевой техникой армий иностранных
государств.
2.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа рассчитана изучение учебного предмета «Основы военной
подготовки» с 5 по 11 класс.
Учебный предмет «Основы военной подготовки» преподается в 5-8, 10
классах 34 часа и в 9,11 классе 33 часа в год. Преподавание предмета является
обязательным для кадет училища.
Теоретический материал изучается различными методами обучения,
основными из них являются лекции и практические занятия. Формы
применения указанных методов также могут быть различными урок, беседа,
рассказ, показ и др. Изучаемый материал закрепляется при проведении
тренировок воспитателями во внеурочное время, а также на мероприятиях
летней практики (зачеты по «Основам военной подготовки, военноспортивные игры, сборы, стажировке). Освоение предмета «Основы военной

подготовки» в 11 классе может заканчиваться итоговой аттестацией с
выставлением оценки в аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Учебный предмет «Основы военной подготовки» Предусматривает при
проверке и оценке уровня подготовленности кадет учебных подразделений
выполнение ими учебных нормативов.
Учебный норматив - это временной, количественный и качественный
показатель выполнения определенных (установленных) задач, приемов и
действий кадетами и учебными подразделениями (за учебное подразделение
предлагается считать учебный взвод) с соблюдением последовательности
(порядка), предусмотренной уставами, наставлениями, пособиями и
инструкциями.
Отработка нормативов способствует совершенствованию приемов и
способов действий (навыков и умений) кадет предусмотренных программой
обучения. Кроме того, нормативы позволяют и руководителям занятий
(преподавателям) организовывать учебные игры и соревнования,
устанавливать объективный и единый подход в определении уровня
подготовки кадет и учебных подразделений.
Нормативы должны отрабатываться на занятиях во внеурочное время,
специальных тренировках, военно-полевом сборе и стажировке в высших
учебных заведениях Министерства Обороны РФ.
При составлении расписания занятий учебная часть, руководители
занятий, исходя из содержания тем, которые изучаются и отрабатываются по
предметам обучения, определяют нормативы, которые должны быть
отработаны на занятиях.
Каждый руководитель занятий (преподаватель) разрабатывает порядок
определения оценки за выполнение кадетами учебных нормативов с учетом
содержания программы учебной дисциплины, ее целей и задач,
направленностью обучения и возрастных особенностей кадет, на основе
общего порядка определения оценки за выполнение учебных нормативов,
установленного в училище.
Общий порядок определения оценки за выполнение кадетами учебных
нормативов предусматривает следующее:
Оценка за выполнение нормативов кадетами определяется:
- «отлично», если кадет выполнил норматив правильно, в полном
объеме, с соблюдением требований уставов, наставлений, пособий,
инструкций, порядка и условий выполнения норматива; инструмент, учебное
оружие, прибор или приспособление использовал правильно; действовал
уверенно и быстро, вложился во время и (или) набрал количество баллов
(очков), предусмотренных для оценки «отлично»;
- «хорошо», если действия кадетом выполнены на «отлично», но он
допустил ошибки при использовании инструмента, учебного оружия, прибора
или приспособления, однако вложился во время и (или) набрал количество
баллов (очков), установленные для оценки «хорошо», при количестве и

качестве ошибок допускаемых для данной оценки;
- «удовлетворительно», если кадет выполнил норматив, но допустил
нарушение последовательности выполнения операций и ошибки в
пользовании инструментом, учебным оружием, приборами или
приспособлениями, однако вложился во время и (или) набрал количество
баллов (очков), предусмотренные для оценки «удовлетворительно», при
количестве и качестве ошибок допускаемых для данной оценки;
- «неудовлетворительно», если не выполнены условия для получения
удовлетворительной оценки.
Индивидуальная оценка кадету за выполнение нескольких нормативов
и оценка учебному подразделению за выполнение нормативов в составе
учебного подразделения по каждой учебной дисциплине обучения
определяется оценками, полученными за выполнение каждого норматива, и
выставляется:
- «отлично», если не менее половины проверенных нормативов
выполнены с оценкой «отлично», а остальные - «хорошо»;
- «хорошо», если не менее половины проверенных нормативов
выполнены с оценкой не ниже «хорошо», а остальные - «удовлетворительно»;
- «удовлетворительно», если не менее 70% от общего количества
проверяемых нормативов оценены положительно (при оценке трех
нормативов выполнены положительно - два);
- «неудовлетворительно», если не выполнены условия для получения
удовлетворительной оценки.
Оценка за выполнение одиночных нормативов учебному
подразделению выводится по индивидуальным оценкам кадет и
определяется:
- «отлично», если не меньше 90% проверенных кадет подразделения
оценены положительно и не меньше 50% от общего количества проверенных
оценены на «отлично»;
- «хорошо», если не меньше 80% проверенных кадет подразделения
оценены положительно и не меньше 50% от общего количества проверенных
оценены не ниже, чем «хорошо»;
- «удовлетворительно», если не менее 70% личного состава
проверяемого учебного подразделения получили положительные оценки, а
остальные норматив не выполнили или получили неудовлетворительные
оценки;
- «неудовлетворительно», если не выполнены условия для получения
удовлетворительной оценки.
Примечание:
- . Норматив считается выполненным, если при его выполнении
соблюдены условия его выполнения и не были допущены нарушения уставов,
наставлений, инструкций и требований правил безопасности.
- . За нарушение последовательности выполнения норматива, а также
за каждую ошибку, которая указана в условиях выполнения норматива,
оценка снижается на один балл.

- . При выполнении нормативов учебным подразделением в
сокращенном
составе
время
увеличивается
(уменьшается)
на
соответственный процент отсутствующего личного состава.
- . При выполнении групповых нормативов или в составе подразделения
оценка по времени всем кадетам выставляется единая и определяется
временем, потраченным на выполнение всего норматива.
3.

Технология использования предмета.

Традиционная и нетрадиционная с использованием современных
информационных технологий.
4.
Методы преподавания
Информационно-коммуникационные технологии, метод проектов и др.
5.
Оборудование, средства обучения
Пособия, печатная продукция (плакаты, брошюры), учебные фильмы,
стенды по основам военной службы, цифровые компоненты учебнометодического комплекса по основным разделам курса ОВП, учебнопрактическое и учебно-лабораторное оборудование, тренажеры оказания
первой помощи.
6.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III
(взвод, отделение, танк).
Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть II
(батальон, рота).
Военная доктрина Российской Федерации.
Военная топография. Б. Бызов - 1986 г.
Защита от оружия массового поражения. В. Мясников - 1984 г.
Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в
Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. №
205/2/202).
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков
Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва - 2006 г.
Наставление по тактической маскировке Сухопутных войск.
Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения
(АК-74, РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Отравляющие вещества, Воениздат -19 92 г.
Радиационная, химическая и биологическая защита - управление
начальника РХБЗ Москва 2005 г.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-й кл., 6-й
кл., 7-й кл., 8-й кл., 9-й кл., 10-й кл., 11-й кл.: учеб. Для общеобразоват

. учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т.
Смирнова. -7-е изд. -М.: Просвещение, 2010.
17. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа,
2007
18. Справочник младшего командира. Воениздат - 2007 г.
19. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат - 1985 г.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
21. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности
и военной службе».
22. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской
обороне».
23. Федеральный
закон
Российской
Федерации
«О
статусе
военнослужащего».
Федеральный зако


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».