"Гражданин. патриот. воин"

ВВЕДЕНИЕ
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее
проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из
любви к своей “малой Родине”, патриотические чувства, пройдя через целый
ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного
патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная
сторона

патриотизма

является

определяющей,

именно

она

способна

преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства
дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные
традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление

служить

его

интересам

и

готовность,

вплоть

до

самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм
выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся
в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В Национальной доктрине образования РФ определена не только
государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ
государства на воспитание человека с активной жизненной позицией,
трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего
права

и

свободы

личности,

традиции

и

культуру

других

народов,

проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военнополитической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи
Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей
системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки
его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и
учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего
поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые основы программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации"
2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС
РФ 06.03.1998, действующая редакция от 01.09.2013)
3. Приказ Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства
Образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г.
№96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан
РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в
учебных пунктах»
4.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500
"Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Республики Бурятия"
1. Основные характеристики программы:
1.1

Дополнительная общеразвивающая программа «Гражданин,

патриот, воин» рассчитана на один год для занятий с детьми в возрасте
12-17 лет. Нагрузка на первый год обучения составляет 144 часа и на
второй год обучения 216 часов. Занятия проводятся на базе МАОУ СОШ
№ 37 и Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными и
психологическими возможностями и особенностями детей, а это
предполагает необходимость корректировать время и режим занятий.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью –
два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за первый
год обучения и 216 часов за второй год обучения.
Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.
Программа разработана на основании примерных учебных типовых
программ и методических пособий по основам воинской службы. Программа
предназначена для учащихся средних и старших классов.
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностью и интересами
учащихся в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе
сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия
мира.
1.3. Отличительные особенности программы.
Отличительные

особенности

дополнительной

общеразвивающей

программы:
-

преобладание

развития

общих

способностей

личности

над

специальными;
- приоритет развития универсальных учебных действий;
- развитие общей культуры, а также познавательной, физической,
социальной, творческой активности личности;
-

развитие

мобильности

1.4.

Педагогическая

и

адаптируемости

целесообразность

программы

личности.
определяется

возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в
процессе предлагаемой ему деятельности. Система духовно-нравственного и
патриотического воспитания включает следующие направления:
-

формирование потребности в здоровом образе жизни;

-

воспитание патриотизма и гражданственности;

-

формирование духовности школьников через отношение к литературе,

средствам массовой информации;
-

эстетическое развитие детей;

-

сотрудничество семьи и педагога;

-

обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего

народа.

1.5.

Цель

программы:

это

создание

условий,

способствующих

патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию
личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
1.6. Задачи:
• формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности
к служению Отчеству и его вооруженной защите;
• изучение истории и культуры Отчества и родного края;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в
здоровом образе жизни;
• методическое обеспечение функционирования системы патриотического
воспитания;
• воспитание у подростков способности к лидерству, способности в
критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя
и всех членов коллектива;
• формирование

у

обучающихся

конструктивного,

созидающего

мировоззрения.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа 12-17 лет, в
группе не менее 15 учащихся. Срок реализации программы 2 года.
1.8. Форма занятий. Занятия проводятся в форме теоретических и
практических занятий.
2. Объем программы:
2.1.

Объем программы – количество часов на весь период обучения по
программе 360 часов.

2.2.

Срок реализации программы – 72 недель, 18 месяцев, 2 года.

2.3.

Режим занятий: 1-й год 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-й
год 3 раза в неделю по 2 академических часа.

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты. Наиболее важными предполагаемыми
результатами работы по реализации программы можно считать:
- становление личности обучающегося как гражданина России, готового встать
на защиту Родины;
- воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи
ветеранов и молодёжи, преемственность;
- создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся
личности, с большим творческим потенциалом;
- привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным
формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих
сохранению преемственности поколений.
Личностные результаты:
•

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию;

•

социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);

•

гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества,

осознающего

свои

конституционные

права

и

обязанности,

уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные

и

общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
•

готовность к служению Отечеству, его защите;

•

формирование

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

•

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

•

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;

•

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;

•

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;

•

осознанный

выбор

будущей

профессии

и

возможностей

реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
•

формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

•

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в
основе современной научной картины мира.
Ожидаемый результат: по окончании курса у учащихся должно быть
сформировано патриотическое сознание, знания истории своего Отечества,

малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия,
привиты нравственные основы. Учащиеся должны иметь навыки, полученные в
процессе обучения не менее 65% и уметь выполнять поручения, творчески
подходить к любому заданию. Учащиеся должны знать народные традиции
края, страны. У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия
доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Критерии оценки: на каждом уроке проводится опрос обучающихся по
предыдущей теме. Оценивается знание и навыки 1-го обучения путем
тестирования.

Если

ученик

знает

менее

40%,

то

оценивается

неудовлетворительно.
1.Тестовые (устный опрос, тестирование).
2. Демонстрационные: организация соревнований.
3. Групповая оценка работ.
Формы предъявления результата.
Существуют следующие формы теста:
- тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых
испытуемый должен выбрать один или несколько.
- тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет
сформулировано правило, определение или другая информация.
- тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или
формулировка задания даются незаконченным предложением, которое
опрашиваемый должен завершить.
-тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо
закончить определение, выбрав правильный вариант ответа.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план
Общий

объем

времени

по

государственным

требованиям

к

дополнительным образовательным программам Министерства общего и
профессионального образования РФ (1995г.) предусматривает 144 часа в 1-ый
год обучения.
№

Содержание

п.п.
I

II

Количество часов
теория

практика всего

Воспитательно-патриотическая работа

4

4

8

1.Историко-культурные сведения

2

2

4

2. История родного края

2

2

4

Военная и специальная подготовка

74

62

136

1.Военная история

10

10

2. Основы воинской службы

10

10

3. Ордена и звания

10

10

4. Строевая подготовка

4

14

18

5. Огневая подготовка

10

12

22

6. Тактическая подготовка

10

10

20

20

20

6

10

7. Физическая подготовка
8. Гражданская оборона

4

9. Основы здорового образа жизни

16

Итого:

78

16
66

144

2.2. Содержание программы
I.

Вводное занятие. Техника безопасности.

Знакомство

с

обучающимися.

Знакомство

с

планом

работы

Центра

допризывной подготовки и патриотического воспитания, расписанием занятий.
Правила поведения учащихся в Центре. Участие в занятиях только при
хорошем самочувствии. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение
правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил
поведения в общественных местах.
II.

Воспитательно-патриотическая работа
1. Историко-культурные сведения.
Страницы истории юношеского военно-патриотического движения в

Республике Бурятия. Изучение истории России, патриотических фракций,
символики, геральдики.
2. История родного края.
Изучение истории Республики Бурятия, символики города Улан-Удэ.
Памятные места г. Улан-Удэ.

III.

Военная и специальная подготовка
1. Военная история.
История создания Вооруженных Сил России (военная реформа Ивана
Грозного в середине XIV века, военная реформа Петра I, военная
реформа в России во второй половине XIX века, создание Советских
Вооруженных Сил, создание Вооруженных Сил Российской Федерации).
2. Основы воинской службы.
Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение
•

Сухопутные войска;

•

Военно-Воздушные Силы;

•

Войска противовоздушной обороны;

•

Военно-морской флот;

•

Ракетные войска стратегического назначения;

•

Космические войска;

•

Пограничные войска;

•

Внутренние войска МВД;

•

Железнодорожные войска;

•

Войска ФАПСИ;

•

Войска гражданской обороны МЧС.

3. Ордена и звания.
История государственных наград за военные отличия в России. Основные
государственные награды СССР и России, звание «Герой Советского Союза»,
звание «Герой Российской Федерации».
4. Строевая подготовка.
Строевая подготовка проводится с целью выработки у детей строевой
выправки, подтянутости и выносливости, умение правильно и быстро
выполнять команды, строевые приемы с оружием и без него. Строевая
подготовка

организуется

и

проводится

на

основе

Строевого

устава Вооруженных Сил РФ.
Строевая подготовка – предмет обучения сугубо практический. Здесь
каждый прием нужно отрабатывать многократными тренировками, которые не
прекращаются и после его усвоения, иначе в его выполнении будут потеряны
ранее приобретенные навыки, четкость и красота выполнения.
В строевом обучении в основном применяются следующие методы:
•

устное изложение;

•

показ;

•

тренировка;

•

самостоятельное изучение.

• Устное изложение учебного материала всегда занимало и занимает
важное место в учебном процессе. В строевом обучении как правило применяет
объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией)
изучаемых приемов и действий.
• Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью
которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предметом
формируют конкретные представления о приемах и действиях. Одной из
разновидностей метода показа является демонстрация.
• Тренировка — это многократное сознательное и усложняющееся
повторение определенных приемов в целях Выработки и совершенствования у
обучаемым навыков и умений.
Для успеха тренировок необходимо:
• понимание обучаемыми цели упражнения;
•

усвоение

обучаемыми

содержания

и

строй

последовательности

выполнения разучиваемых действий;
• разделение руководителем сложных действий на составные части;
• наращивание темпа, чему должна предшествовать работа по выработке у
обучаемых правильных действий;
• соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий,
требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных
сил;
• постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.
• Самостоятельное изучение приема или действия является важнейшим
методом обучения.
Для

правильной

организации

самостоятельной

работы

обучаемых

необходимо:
• определить объем задания на самостоятельную подготовку;
• дать методические советы по повторению изученного или по
практической отработке приемов;

• указать каждому подразделению учебное место, обеспечить необходимой
литературой, наглядными пособиями;
• составить группы обучаемых таким образом, чтобы в них вместе с
отстающими

были

и

хорошо

подготовленные

дети

для

обеспечения

товарищеской взаимопомощи;
• осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь
обучаемым в самостоятельном овладении учебным материалом.
5. Огневая подготовка
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка.
Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при
стрельбе.
В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения:
рассказ,

лекция, объяснение,

показ,

тренировка

(упражнение),

беседа,

самостоятельная работа и стрельба. Выбор методов обучения зависит от темы,
цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых.
Рассказ —

это

краткое

повествовательное

изложение

изучаемого

материала. Он применяется при изучении боевых свойств оружия и некоторых
вопросов по материальной части оружия и основ стрельбы.
Лекция — это развернутое научно-теоретическое изложение основных,
наиболее сложных вопросов изучаемой темы. Главное назначение лекции помочь обучаемым в их последующей работе.
Объяснение — это изложение сущности изучаемых явлений, процессов,
действий. Объяснение применяется при изучении всех разделов огневой
подготовки и, как правило, в сочетании с показом изучаемого оружия
(боеприпаса, прибора) или действия с оружием.
Показ является наиболее доступным методом обучения.
Тренировка(упражнение) -

метод

обучения,

при

котором

путем

многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых
действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые
умения и навыки.

Тренировки
индивидуальные

(упражнения)
и

групповые

по
(в

огневой
составе

подготовке
расчета,

могут

быть

подразделения).

Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у
обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному воину. Групповые
тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и
навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило,
путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных
упражнений.
Беседа — это такой метод обучения, при котором педагог спрашивает
обучаемых, требуя ответов на поставленные вопросы.
Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого
материала, проверки знаний обучаемых и сообщения им новых знаний.
Самостоятельная работа — это метод, при котором обучаемые без
непосредственного участия командиров закрепляют ранее полученные знания,
умения и навыки или овладевают новыми, используя руководства, инструкции,
плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.
Стрельба — это метод, при котором обучаемые практически применяют
полученные знания, умения и навыки в боевом использовании штатного
оружия и боеприпасов для поражения различных целей.
6. Тактическая подготовка.
Действия солдата в бою. Приемы изготовки для ведения прицельного
огня из стрелкового оружия. Способы передвижения в бою. Перебежки,
переползания. Выполнение способов передвижения в бою, используя защитные
свойства местности.
Обязанности солдата в бою. Выбор места для стрельбы. Приемы
изготовки для ведения прицельного огня из стрелкового оружия. Способы
передвижения солдата в бою и выбор способа передвижения (переползания попластунски, переползания боком, переползания на четвереньках)
Топографическая карта, компас, магнитный азимут.

Умение ориентирование на местности без карты и с помощью карты.
Определение сторон горизонта разными способами. Сущность ориентирование
на местности. Использование компаса, часов для определения сторон горизонта
по признакам местных предметов.
Использование средств индивидуальной защиты. Оказание самопомощи и
взаимопомощи. Оказание первой медицинской помощи себе и пострадавшему.
Применение средств индивидуальной защиты в бою и при чрезвычайных
ситуациях. Транспортировка пострадавшего.
7. Физическая подготовка
Учебно-тренировочные занятия в спортивном зале: прыжки через коня,
упражнения на брусьях, перенос тяжестей, упражнения для дыхания.
Учебно-тренировочные занятия на спортивном городке: бег на короткие
дистанции, упражнения на перекладине, бег на средние дистанции. Учебнотренировочные занятия по овладению приемов рукопашного боя.
Укрепление навыков выносливости, силы, быстроты и ловкости. Формирование
навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и
преодолении искусственных препятствий с использованием разнообразных
способов

передвижения.

Правила

и

методика

применения

приемов

рукопашного боя. Воспитание уверенности в своих силах, целеустремленности,
смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и
самообладания.
8.Гражданская оборона.
Современные

средства

поражения,

их

поражающие

факторы,

мероприятия по защите населения.
• Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.
• Химическое

оружие,

классификация

отравляющих

веществ

по

предназначению и воздействию на организм.
• Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства
поражения, их поражающие факторы.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов
дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские
средства защиты и профилактики. Практическое занятие. Отработка порядка
получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
7. Основы здорового образа жизни.
История здорового образа жизни в России и основные правила его
реализации. Основные правила здорового питания. Соблюдение правил личной
гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем
воздухе. Формирование здорового образа жизни. Развитие и поддержание на
требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости. Групповые
занятия.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление
наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Военная история

10

2

2

Основы воинской службы

10

2

2

Ордена и звания

10

май

2

апрель

4

март

История родного края

февраль

2

январь

4

ноябрь

сентябрь

сведения

октябрь

Всего часов

Содержание

декабрь

Календарный план на 1-ый год обучения

Историко-культурные

2

2
2

2

2

2
2

2

2
2

2

2
2

Строевая подготовка

18

Огневая подготовка

22

Тактическая подготовка

2

2

2

3

3

3

20

2

3

2

Физическая подготовка

20

3

2

3

Гражданская оборона

10

2

2

Основы здорового образа

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого 144

13

18

18

14

15

18

16

17

3

2

2

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

жизни

Занятия проходят на базе СОШ 37 и МАУ ДО «ЦДПиПВ»
№
п/п

Месяц

1

Число

02

Форма

Кол-во

занятия

часов

очная

2

Форма

Тема занятия

Меры

безопасности

контроля

–

вводный опрос

инструктаж.

3
4

5

СЕНТЯБРЬ

2

08

очная

2

История родного края

опрос

09

очная

2

Ордена и звания

опрос

15

очная

3

Огневая подготовка

опрос

ТТХ – АК - 74
22

очная

2

Гражданская оборона.

опрос

Оружие массового поражения (ОМП)
6

29

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

15

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

06

очная

2

Военная история

опрос

2

07

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

13

очная

2

Строевая подготовка

опрос

4

14

очная

3

Огневая подготовка. Установка стойки опрос

ОКТЯБРЬ

1

при стрельбе из ПВ
20

очная

2

Тактическая подготовка. Топография

опрос

21

очная

3

Физическая подготовка

опрос

7

27

очная

2

Гражданская оборона. Надевание ОЗК

опрос

8

28

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

5
6

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

03

очная

2

Военная история

опрос

2

10

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

11

очная

2

Ордена и звания

опрос

4

17

очная

2

Строевая подготовка

опрос

18

очная

3

Огневая подготовка

опрос

24

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

7

25

очная

2

Физическая подготовка

опрос

8

26

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

5
6

НОЯБРЬ

1

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

01

очная

2

Строевая подготовка

опрос

2

02

очная

3

Огневая подготовка

опрос

3

08

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

4

09

очная

3

Физическая подготовка

опрос

15

очная

2

Гражданская оборона

опрос

16

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

5
6

№
п/п

ДЕКАБРЬ

1

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

12

очная

2

Историко – культурные сведения

опрос

2

13

очная

2

Военная история

опрос

3

19

очная

2

Ордена и звания

опрос

20

очная

2

Строевая подготовка

опрос

26

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

6

27

очная

2

Физическая подготовка

опрос

7

28

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

4
5

ЯНВАРЬ

1

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

02

очная

2

История родного края

опрос

2

03

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

09

очная

2

Строевая подготовка

опрос

4

10

очная

3

Огневая подготовка

опрос

16

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

17

очная

3

Физическая подготовка

опрос

7

24

очная

2

Гражданская оборона

опрос

8

25

очная

2

Основы здорового образа жизни

5
6

№
п/п

ФЕВРАЛЬ

1

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

02

очная

2

Военная история

опрос

2

03

очная

2

Ордена и звания

опрос

3

09

очная

3

Строевая подготовка

опрос

10

очная

2

Огневая подготовка

опрос

16

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

6

17

очная

2

Физическая подготовка

опрос

7

24

очная

2

Основы здорового образа жизни

4
5

МАРТ

1

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

06

очная

2

Основы воинской службы

опрос

2

07

очная

3

Строевая подготовка

опрос

3

13

очная

3

Огневая подготовка

опрос

14

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

20

очная

3

Физическая подготовка

опрос

6

21

очная

2

Гражданская оборона

опрос

7

27

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

4
5

№
п/п

АПРЕЛЬ

1

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

04

очная

2

Военная история

опрос

2

05

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

11

очная

2

Ордена и звания

опрос

4

12

очная

2

Строевая подготовка

опрос

18

очная

2

Огневая подготовка

опрос

6

19

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

7

20

очная

2

Физическая подготовка

опрос

8

27

очная

2

Основы здорового образа жизни

Опрос

5

МАЙ

1

Учебно-тематическое планирование 2 год обучения (216 часов)
№

Содержание

п.п.
I

II

Количество часов
теория

практика всего

Воспитательно-патриотическая работа

10

8

18

1.Историко-культурные сведения

4

4

8

2. История родного края

6

4

10

Военная и специальная подготовка

102

96

198

1.Военная история

10

10

2. Уставы

10

10

3. Основы воинской службы

16

16

4. Ордена и звания

10

10

5. Строевая подготовка

8

24

32

6. Огневая подготовка

10

38

48

7. Тактическая подготовка

10

10

20

20

20

4

16

8. Физическая подготовка
9. Гражданская оборона

12

10. Основы здорового образа жизни

16

Итого:

112

16
104

216

Военная история

10

Уставы

10

2

Основы воинской службы

16

2

Ордена и звания

10

Строевая подготовка

32

4

4

2

4

Огневая подготовка

48

6

6

6

6

Тактическая подготовка

20

3

2

3

2

Физическая подготовка

20

3

2

2

3

Гражданская оборона

16

2

2

Основы здорового образа

16

3

Итого 216

29

май

2

2

апрель

10

2

март

История родного края

январь

2

декабрь

8

ноябрь

сентябрь

сведения

октябрь

Всего часов

Содержание

февраль

Календарный план на 2-ой год обучения

Историко-культурные

2
2

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2
2

2

2

2

4

4

2
2

2
2

2

4

4

2

6

6

6

6

3

2

3

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

22

27

24

27

18

жизни
23

21

25

Занятия проходят на базе СОШ 37 и МАУ ДО «ЦДПиПВ»
№
п/п

Месяц

1

Число

06

Форма

Кол-во

занятия

часов

очная

2

Форма

Тема занятия

Меры

безопасности

контроля

–

вводный опрос

инструктаж
очная

2

История родного края

опрос

очная

2

Основы воинской службы

опрос

10

очная

2

Уставы

опрос

13

очная

2

Строевая подготовка

опрос

14

очная

2

Строевая подготовка

опрос

17

очная

3

Огневая подготовка

опрос

8

20

очная

3

Огневая подготовка

опрос

9

21

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

10

24

очная

3

Физическая подготовка

опрос

11

27

очная

2

Гражданская оборона

опрос

12

28

очная

3

Основы здорового образа жизни

опрос

2

07

3

5
6
7

№
п/п

СЕНТЯБРЬ

4

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

04

очная

2

Военная история

опрос

2

05

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

11

очная

2

Строевая подготовка

опрос

4

12

очная

2

Строевая подготовка

опрос

18

очная

3

Огневая подготовка

опрос

19

очная

3

Огневая подготовка

опрос

22

очная

2

Физическая подготовка

опрос

8

25

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

9

26

очная

2

Гражданская оборона

опрос

10

29

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

5
6
7

ОКТЯБРЬ

1

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

01

очная

2

История родного края

опрос

2

02

очная

2

Военная история

опрос

3

08

очная

2

Основы воинской службы

опрос

4

09

очная

2

Ордена и звания

опрос

5

12

очная

2

Уставы

опрос

15

очная

2

Строевая подготовка

опрос

16

очная

3

Огневая подготовка

опрос

8

19

очная

3

Огневая подготовка

опрос

9

22

очная

2

Физическая подготовка

опрос

10

23

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

11

29

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

12

30

очная

2

Гражданская оборона

опрос

6
7

№
п/п

НОЯБРЬ

1

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

06

очная

2

Историко-культурные сведения

опрос

2

07

очная

2

История родного края

опрос

3

10

очная

2

Уставы

опрос

4

13

очная

2

Основы воинской службы

опрос

14

очная

2

Строевая подготовка

опрос

17

очная

2

Строевая подготовка

опрос

7

20

очная

3

Огневая подготовка

опрос

8

21

очная

3

Огневая подготовка

опрос

9

24

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

5
6

ДЕКАБРЬ

1

10

№
п/п

27

Месяц

Число

очная

3

Форма

Кол-во

занятия

часов

Физическая подготовка

Тема занятия

опрос

Форма
контроля

10

очная

2

Историко – культурные сведения

опрос

2

11

очная

2

Военная история

опрос

3

14

очная

2

Основы воинской службы

опрос

4

17

очная

2

Ордена и звания

опрос

18

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

21

очная

2

Строевая подготовка

опрос

7

24

очная

2

Строевая подготовка

опрос

8

25

очная

2

Физическая подготовка

опрос

9

28

очная

2

Гражданская оборона

опрос

10

31

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

5
6

№
п/п

ЯНВАРЬ

1

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

01

очная

2

История родного края

опрос

2

04

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

07

очная

2

Уставы

опрос

4

08

очная

2

Ордена и звания

опрос

5

11

очная

2

Строевая подготовка

опрос

14

очная

2

Строевая подготовка

опрос

15

очная

3

Огневая подготовка

опрос

8

21

очная

3

Огневая подготовка

опрос

9

22

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

10

25

очная

3

Физическая подготовка

опрос

11

28

очная

2

Гражданская оборона

опрос

6
7

ФЕВРАЛЬ

1

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

01

очная

2

Военная история

опрос

2

04

очная

2

Основы воинской службы

опрос

3

07

очная

2

Строевая подготовка

опрос

4

11

очная

2

Строевая подготовка

опрос

5

14

очная

3

Огневая подготовка

опрос

15

очная

3

Огневая подготовка

опрос

7

18

очная

3

Тактическая подготовка

опрос

8

21

очная

2

Физическая подготовка

опрос

9

22

очная

2

Гражданская оборона

опрос

10

25

очная

3

Основы здорового образа жизни

опрос

6

№
п/п

МАРТ

1

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Тема занятия

Форма
контроля

01

очная

2

Историко-культурные сведения

опрос

2

04

очная

2

История родного края

опрос

3

05

очная

2

Основы воинской службы

опрос

4

08

очная

2

Ордена и звания

опрос

5

11

очная

2

Строевая подготовка

опрос

12

очная

2

Строевая подготовка

опрос

15

очная

3

Огневая подготовка

опрос

8

18

очная

3

Огневая подготовка

опрос

9

19

очная

2

Тактическая подготовка

опрос

10

22

очная

3

Физическая подготовка

опрос

11

25

очная

2

Гражданская оборона

опрос

12

26

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

6
7

АПРЕЛЬ

1

№
п/п

Месяц

Число

Форма

Кол-во

занятия

часов

Форма

Тема занятия

контроля

04

очная

2

Военная история

опрос

2

05

очная

2

Уставы

опрос

3

11

очная

2

Ордена и звания

опрос

4

12

очная

2

Строевая подготовка

опрос

18

очная

3

Огневая подготовка

опрос

6

19

очная

3

Огневая подготовка

опрос

7

20

очная

2

Гражданская оборона

опрос

8

27

очная

2

Основы здорового образа жизни

опрос

5

МАЙ

1

III.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1.

Методическое обеспечение программы

Организация деятельности патриотического объединения «Гражданин, патриот,
воин» базируется на следующих принципах:
-принцип индивидуализации воспитания - требует учета индивидуальных
особенностей каждого воспитанника, раскрытия потенциалов личности, а также
предоставление возможностей каждому воспитаннику для самореализации и
самораскрытия;
-принцип сотрудничества - предполагает определение общих целей педагога и
воспитанников, организацию их совместной деятельности на основе
взаимопонимания и взаимопомощи;
-принцип развития самостоятельности и инициативы детей - требует активного
участия воспитанников в решении вопросов деятельности объединения,
создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и

ответственности за их выполнение, поддержки различных инициатив,
направленных на достижение значимых целей.
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса:
-сознательности и активности — обучающиеся должны понимать цель и задачи
тренировок, осознавать значение занятий рукопашным боем и воинскими
дисциплинами; понимать значения и смысл выполняемых технических
действий, уметь исправить ошибки в исполнении технического действия;
-систематичности и последовательности — обучающиеся должны осознавать,
что только регулярность тренировок ведет к улучшению результатов;
нарабатывание новых приемов легче всего происходит с применением знаний
ранее усвоенных; если не соблюдать системы и последовательности в процессе
тренировок, процесс развития замедляется;
связи теории с практикой — эффективность и качество обучения проверяются
на практике — в процессе учебной и соревновательной деятельности.
Важнейшее требование к занятиям:
- дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,
физического развития, двигательной подготовленности;
- формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и
получения новых знаний.
Предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении
программного материала.
3.2. Условия реализации программы
Практические занятия по ОФП, строевой и тактической подготовкам могут
проводиться как на открытом воздухе, так и в спортзале.
Имеется методический, наглядный и мультимедийный материал и
следующее оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для
хранения материалов, медицинские аптечки, противогазы, огнетушители,
спортивный инвентарь, гимнастические маты, макеты автомата Калашникова,
пневматическая винтовка, мишенные установки, мишени.

Методы, используемые в процессе обучения
Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися
используются:
•методы использования слова: рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор;
задание;
оценка; команда; подсчет;
• методы наглядного восприятия:
- показ приемов, комбинаций и действий;
- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.
• практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная):
- строго регламентированные упражнения;
- частично-регламентированные упражнения;
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Основная форма организации и проведения занятий — систематические
учебно-тренировочные практические занятия и соревнования.
Для реализации поставленных задач используются разные формы организации
детей на учебных занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
-методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
-методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание
личности;
-методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое
подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности
по программе:
1. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие,
внушение, просьба.

2. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая
беседа, диспут, инструкция, объяснение.
3. Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии,
посещение соревнований и т.п.
4. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение
изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
5. Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к
изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных
знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся,
определение успехов, ошибок и путей их исправления.
6. Анкетирование, опрос учащихся. Позволяют выяснить состояние и
динамику развития личностных качеств воспитанников и определить
направления дальнейшего педагогического воздействия на
воспитанников.
7. Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет,
индивидуальная работа: дает возможность для согласованного
воздействия на учащегося педагогов и родителей)

Основы военной службы.
Занятия преимущественно проводятся в форме рассказа, беседы с
использованием плакатов, схем, учебных видеофильмов и записей. На занятиях
необходимо

обеспечивать

связь

изучаемого

материала

со

знаниями,

получаемыми учащимися по курсу истории и обществоведения, с важнейшими
политическими событиями в нашей стране, с героическим прошлым нашей
Родины, подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны,
широко использовать положительные примеры из прохождения службы по
призыву солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами.
В процессе изучения тем этого раздела решается одна из важнейших задач
военно-патриотического воспитания - формирование у обучаемых:
понимание объективной необходимости защиты Отечества;

продолжается воспитание у обучаемых гордости за свою Страну,
прививается любовь к Родине, ее Вооруженным Силам, формируется
готовность к защите Отечества;
- развивается стремление следовать героическим традициям.
Строевая подготовка.
Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной
площадке. Все занятия по строевой подготовке проводятся только на строевой
площадке. Каждый прием отрабатывается путем многократных тренировок,
которые не должны прекращаться и на других занятиях по допризывной
подготовке и на физкультуре.
Занятия начинаются с построения обучаемых в двухшереножном строю
(как и все другие занятия), где каждый обучаемый должен знать свое место в
строю, и проводится в такой последовательности:
- тренировка в выполнении приемов, действий, изученных на прошедших
занятиях;
-образцовый показ и изучение строевого приема, действий по элементам,
а затем в целом;
-тренировка в выполнении приема, действий всеми обучаемыми.
При этом преподаватель, тренируя всех, обучает индивидуально каждого.
Важной воспитательной задачей занятий по строевой подготовке является
формирование и закрепление у обучаемых уважительного отношения к
строевой выучке, убеждение их в том, что строевая подготовка является одним
из существенных компонентов боевой выучки воинов, Для выполнения этой
задачи у преподавателей должен быть единый педагогический подход к
строевой выучке (выправке, вытянутости, молодцеватости, общефизической
подготовке) и опенке обучаемых за правильное выполнение команд и строевых
приемов. Выполнение обучаемыми одиночных строевых приемов на занятиях
по физкультуре являются обязательными.

На занятиях по строевой подготовке наряду с приобретением навыков
воспитывается коллективизм, товарищеская взаимопомощь, слаженность,
дисциплинированность, опрятность и быстрая реакция,
В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых
обучаемые осваивают приемы выполнения воинского приветствия. В ритуале
воинского приветствия и оказания воинских почестей находят свое выражение
соблюдение военнослужащими воинской этики. Для того, чтобы обучаемые
осознано и с уважением выполняли воинское приветствие, необходимо им
объяснить, что это понятие нравственное, характеризующее отношение к
выполнению воинского долга.
Важнейшим условием является правильная методика организации и
проведения занятий, умение эффективно использовать разметку площадки для
занятий по строевой подготовке, образцово показывать выполняемые приемы и
подавать команды громко и четко.
Перед подачей команды и отдачей приказа обучающий в обязательном
порядке должен принять положение «Смирно».

Огневая подготовка.
Занятия могут проводиться в классах, в тире, на специальных учебных
местах для практического обучения. Упражнения стрельб из автомата
выполняются на стрельбище. В ходе теоретических занятий по огневой
подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам
стрельбы.
На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные
методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировка (упражнение)
и стрельбы. Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном
занятии

могут

применяться:

показ,

объяснение,

тренировка.

Наиболее

доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как
я». При этом методе обучения учащийся наглядно видит, что должен изучить,
чему научится.

Одним из важнейших методов, применяемых на занятиях по огневой
подготовке, является метод тренировки.
Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе
отделения.
Организация и проведение занятий по огневой подготовке должны
отвечать следующим основным требованиям:
1. учебный материал урока (занятия) должен быть глубоким. Содержание
урока (занятия) должно строго соответствовать требованиям программы
обучения, наставлениям (руководствам), уставам;
2. новый материал должен увязываться с ранее изученным;
3. на занятиях преподаватель должен прививать обучаемым любовь к
оружию, уверенность в его высоких боевых качествах;
4. на

всех

занятиях

должны

поддерживаться

высокая

дисциплина

учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер
безопасности;
5. наличие и

подготовка

класса,

учебных

мест,

учебного

оружия,

наглядных пособий, плана-конспекта проведения занятий (уроков);
6. в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за
выполнением заданий, усвоение учебного материала;
7. занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное
распорядком дня время.
Для воспитания любви обучаемых, чувства гордости за отечественное
оружие следует привести примеры, показывающие превосходство нашего
оружия в Великую Отечественную войну. Приводя примеры умелого и
Эффективного применения вой ними гранат и оружия в ближнем бою, следует
убедить обучаемых, что кроме личной храбрости и бесстрашия, необходимы
самообладание, расчет, точный глазомер и физическая сила.
Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка является одной из основных разделов обучения.
Теоретические занятия проводятся, как правило, в классе с использованием
макетов местности, классной доски, плакатов, схем, фрагментов фильмов.

На практических занятиях, проводимых на оборудованных и оснащенных
площадках, местах, а также на местности, обучаемые изучают технику
выполнения приемов и действий сначала по элементам, а затем в целом.
Тактико-строевые занятия проводятся на учебно-полевых сборах. На них в
УСЛОВИЯХ

тактической обстановки сначала отрабатываются в отдельности

каждый учебный вопрос, прием, действие, а затем нее вопросы в целом с
внесением элементов игры.
При

проведении

занятий

с

учащимися

вопросы

отрабатываются

одновременно со всеми обучаемыми или поочередно с каждым отделением.
В часы самоподготовки рекомендуется провести инструктаж с
командирами отделений.
При этом особое внимание обращается на то, чтобы сами командиры
отделений образцово и точно выполняли тактические приемы, действия.
В начале замятия преподаватель объясняет тему, цель занятия, ставит
общую задачу обучаемым и указывает каждому отделению место занятий.
Прибыв к месту занятия, командир отделения объявляет учебные вопросы,
проверяет знание обучаемыми уставных требований, доводит до них
соответствующую тактическую обстановку и приступает к отработке первого
учебного вопроса. Вначале он показывав выполнение действий в целом, затем
по элементам. Обучив действиям при выполнении одного приема, командир
отделения в такой же последовательности отрабатывает остальное. Закончив
отработку действий по элементам, он приступает к тренировке обучаемых по
всему вопросу в целом. По окончании занятий командир отделения делает
разбор, на котором оценивает действие каждого обучаемого, укатывает, что
необходимо сделать для устранения недостатков, и дает задание на дом, после
этого докладывает руководителю об окончании занятий.
На практических занятиях очень важно не только тренировать обучаемых, но
и формировать у них морально-боевые качества, необходимые будущему
защитнику Отечества.
Физическая подготовка.

Занятия по физической подготовке проводятся в составе отделения. Для
проведения занятия организуется три учебных места. Технические приемы,
действия

и

навыки

на

учебных

местах

(гимнастических

снарядах)

отрабатываются и совершенствуются в составе отделения.
В подготовительную часть занятия включаются ходьба, бег различными
способами, комплексные упражнения, тренировка в выполнении положений
наскока на снаряд и соскока со снаряда, упражнения с гантелями, гирями,
упражнения в подтягивании па перекладине.
Высокая эффективность основной части занятия достигается краткостью и
ясностью объяснений, увеличением времени непрерывного выполнения
упражнений,

сокращением

перерывов

между

выполнением

отдельных

упражнений, выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно и
потоком.

При

обучении

способам

преодоления

препятствийследует

вырабатывать у обучаемых навыки в быстром, технически правильном
преодолении препятствий, метании грана! но целям,
Меры

безопасности

и

предупреждения

травматизма

на

занятиях

обеспечиваются правильной страховкой и оказанием помощи, проверкой
исправности снарядов, оборудования, поддержанием высокой дисциплины.
Основы рукопашного боя.
Занятия

проводятся

по

разучиванию

приемов

рукопашного

боя

по

разделениям. Для выполнения приемов по разделениям указывается исходное
положение и порядок выполнения. Для слитного выполнения болевого приема,
обезоруживания противника или броска подается команда «Загиб руки за спину
- начи-НАЙ», «Заднюю подножку - начи-НАЙ». При повторном выполнении
приема (упражнения) можно ограничиваться командой «Прием по разделениям,
делай -раз, делай -два».
В конце основной части занятия проводится тренировка по выполнению
разученного приема.
Гражданская оборона.

Практические занятия являются основным методом обучения. Для их
обеспечения

используется

учебное

имущество,

приборы,

средства

индивидуальной и коллективной зашиты. Обучение практическим приемам
(действиям) проводятся в такой последовательности: образцовый показ приема
(действия) с пояснением, отработка приема по -элементам, затем в целом,
последующая тренировка. При изучении тем программы следует учитывать, что
первоначальные знания по ряду вопросов защиты от ОМП, учащиеся получили
на занятиях в начальных классах школы. После изучения программы учащимися
проводится контрольное занятие (зачет).
Учащийся должен устно ответить на два вопроса и выполнить два норматива
по назначению педагога.
Основы здорового образа жизни.
Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья.
Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Факторы риска
основных инфекционных заболеваний.

Возрастные особенности подростка.

Режим труда и отдыха подростка. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на
организм подростка. Теоретические занятия проводятся методом рассказа с
использованием схем, плакатов.
Работа с родителями.
Необходимо проводить работу с родителями учащихся, что позволит педагогу и
семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения
конструктивного сотрудничества, приучать родителей оказывать подростка
допризывного возраста необходимую помощь и поддержку, что позитивно
отражается на процессе обучения основам военной службы.
Педагог должен:
1. Постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить
о проблемах воспитания подростков.
2. Говорить о развитии творческих способностей подростка, хвалить его
за успехи.

3. Говорить о создании положительного микроклимата в семье.
4. Привлекать родителей к совместным мероприятиям.
5. Приглашать на выступления, концерты, совместные чаепития.
6. Совместное оформление выставок.
7. Подготовка и проведение праздников, выступлений и совместных
экскурсий.
Работа с родителями основывается на следующих основных положениях:
1. Родители - воспитатели своего ребенка;
2. Основные и повседневные привычки, в том числе связанные с риском
для здоровья, зачастую формируют у подростка свои родители;
3. Здоровье детей(физическое, психическое)- цель, в которой сходятся
интересы семьи, школы, учреждения дополнительного образования;
4. Общность интересов в том, чтобы совместными усилиями вырастить
здоровую смену, защитников Отечества.
Что приобретают родители и педагог дополнительного образования в результате
совместной работы?
Родители, семья:
1. Возможность получить новые данные о здоровье и физической
подготовленности своего ребенка, как защитника Отечества;
2. Возможность

приобщения

к

«живому»

опыту

других

семей

с

использованием его в интересах подготовки будущего защитника
Отечества в своей семье;
3. Возможность найти поддержку в изменении образа жизни семьи;
4. Возможность улучшить подготовку своего ребенка к службе в ВС РФ,
других войсках, воинских формированиях и органах;
5. Возможность ближе узнать подростков допризывного возраста, лучше
их понимать;
6. Возможность
Педагог:

способствовать

укреплению

семьи.

1.

Возможность через общение с родителями получить дополнительные

знания о физическом и психологическом здоровье допризывника, их
индивидуальных особенностях и привычках;
2.

Возможность проявлять собственные позиции в отношении различных

проблем со здоровьем, подготовки к защите Отечества и службе в ВС
РФ, утвердится или внести коррективы в работу с подростками;
3.Лучше,

ближе

знать

подростков

допризывного

возраста

из

своего

класса и реально помочь им подготовиться к службе в ВС, к защите
Отечества;
4. Повысить уважение к себе со стороны родителей и их детей.
Родители и педагог должны осознать, что они совместно работают на будущее,
подготавливают

защитников

Отечества.

Список литературы
1.Воронин А.Б. Боевые традиции Вооруженных Сил, Символы воинской
части - М. «Армпресс», 201 I - 95 с.
2.Кузнецов А.Г. Особенности военной службы – М. «Армпресс», 2000 95с.
3.Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник
своего отечества. - М. «Армпресс», 2000 - 96 с.
4.Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою, - М.
Военное издательство. 1988- 136с.
5.Михайлов Г.И. Символы России и Вооруженных Сил. - М.
«Армпресс», 2000 - 87 с.
6.Смирнов А.Т. Основы военной службы. - М. «Академия», 2000 – 239с.
7.Тебиев В.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизмемолодежи. - М.
Издательство «Международная педагогическаяакадемия», 2000-204 с,
8.Хашкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. - М. АСТ, 2001 с.274-289.
9. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. -ОБЖ. 2000 №8, с.40-42.
10.Закон РФ «Об образовании». - М. «Омега-Л», 2005
11. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». - М. 2006
12.Закон РФ «О борьбе с терроризмом». - М. 2006
13.Закон РФ «О гражданской обороне» - М, 2006
!4. Конституция Российской Федерации, -М. 2000
15.«Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» г. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006
16. Луховинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России, - М,
1999- 156с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».