Оглавление 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................................. 3 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .......................................................................................................................... 8 1 год обучения (144 часа) ................................................................................................................................................. 8 2 год обучения (216 часа) ............................................................................................................................................... 11 3 год обучения (216 часа) ............................................................................................................................................... 14 4 год обучения (216 часа) ............................................................................................................................................... 16 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ ...................................................................................................................... 18 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .................................................................................................................. 27 1 год обучения (144 часа) ................................................................................................................................................... 27 2 год обучения (216 часа) ................................................................................................................................................... 31 5. Материально-техническое обеспечение ................................................................................................................... 38 6. Методическое обеспечение Программы................................................................................................................... 40 Список литературы: ............................................................................................................................................................ 40 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «История и культура казачества» (далее по тексту – Программы) предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ, с целью их подготовки к участию в деятельности объединений, осуществляющих государственно-общественное управлением образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. Реализация Программы может способствовать оснащению учеников знаниями и практическими умениями в области истории, духовно-нравственной культуры, народных традиций, хозяйственной деятельности, военно-патриотической, художественно-эстетической культуры казачества как самобытной народной общности и позволит представителям юного поколения сформировать объективные представления о значении казачества в судьбе России. Предлагаемая Программа направлена на развитие у детей и юношества представлений о системе жизнеопределяющих ценностей и смыслов, благодаря которым казачество, в лице своих лучших представителей, является в настоящее время достойным примером служения вере и Отечеству для молодежи. 1.Основные характеристики программы. 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа “История и культура казачества». Содержание дополнительной общеобразовательной Программы направлено на: - обеспечение духовно-нравственного, гражданского, военно-патриотического воспитания учащихся, формирование у них традиционных ценностей, являющихся историко-культурной и морально-этической основой мировоззрения казачества и российской ментальности; - формирование у детей и юношества представления о казачестве как о самобытной, социально активной общности, основу которой составляет православное вероисповедание, являющееся определяющим вектором казачьей культуры; - понимание особой миссии казачества как высокоорганизованного воинства, главный патриотический долг которого – защита веры и Отечества; - оснащение учащихся знаниями о традициях семейного уклада, специфике образования казачества, системе хозяйствования и повседневной культуре как образцах психофизического, нравственного и социального здоровья; - на осмысление значительного вклада выдающихся представителей духовной, воинской, научной элиты казачества в разные периоды истории России и формирование у них чувства уважения к героическому прошлому страны, сохранение памяти о великих подвигах защитников Отечества; - расширение представлений о художественной культуре казачества, соединяющей в себе элементы религиозной духовной традиции, церковного искусства, фольклора, народной обрядовости; раскрытие образов казачества в литературе, произведениях живописи, музыкальном искусстве, драматургии и кинематографе; - повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого духовно-нравственного и общекультурного уровня развития на основе полученного образования, а также сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций. Актуальность 1.2. и необходимость настоящей Программы обусловлена тенденциями к расширению казачьего образования и увеличения числа казачьих классов в структуре общеобразовательных организаций в г. Улан-Удэ. Формирование позитивного образа казачества в представлениях современных учащихся требует многоаспектного подхода к подготовке теоретического и практического материала, позволяющего выявить и акцентировать наиболее существенные компоненты казачьей культуры в его исторической ретроспективе и возрождении в современной России. Сложная идеологическая и духовнонравственная обстановка в мире, нарастающая угроза традиционным ценностям эскалацией либеральных взглядов массовой культуры приводят и к негативным трансформациям в образовательном пространстве современной школы. Эти изменения требуют нового подхода к формированию патриотического и гражданского сознания учащихся, ориентированного на 3 традиционные духовно-нравственные ценности, осмысление идеалов православия в качестве доминантной составляющей отечественной культуры. 1.3. Отличительные особенности программы В контексте вышесказанного казачество представляется той социально, морально, психологически и физически здоровой народной общностью, которая способна соответствовать вызовам времени, противостоять чужеродным деструктивным тенденциям и возглавить патриотическое служение в целях нравственного совершенствования российского общества в системе межкультурных и межконфессиональных отношений. Разработчики Программы в своем концептуальном подходе руководствовались тем, что казачьих классах общеобразовательных школ должна формироваться и репродуцироваться развивающая среда, содействующая готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала и побуждающая их к этой деятельности. В казачьих классах формируется казачья консолидация на принципах защиты веры и Отечества, самоорганизация казачьего братства и социально-психологическая активность личности каждого юного казака как гражданина, патриота и будущего государственного деятеля. Психолого-педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что образовательный процесс в ходе реализации ее содержания построен на соблюдении основных психологопедагогических подходов и принципов, а именно: 1.4. Педагогическая целесообразность Принцип единства сознания и деятельности, реализующийся в том, что сознание и личностные качества юных казаков формируются в процессе совместной деятельности для достижения единых социально значимых целей, на основе традиционных ценностей, в условиях братской консолидации, самоорганизации, творческого взаимодействия и сотрудничества. Культурно-исторический подход предполагает знание и понимание культурно-исторических предпосылок и факторов, влияющих на формирование и развитие казачьей ментальности, психологической специфики мировосприятия и мировоззрения казака в традициях православной веры и служения Отечеству как своей главной миссии. Принцип сознательности и активности. Современное общество требует от школы не только оснащения учеников знаниями, умениями и навыками, но и позитивного влияния на их отношение к миру, формированию активной жизненной позиции, высоких норм общечеловеческой нравственности. Развиваясь в казачьем сообществе, ученик формирует свою гражданственность, ценностное отношение к себе и другим, реализует социальное чувство взаимопомощи и сотрудничества с представителями разных культур, национальностей и вероисповеданий. Принцип наглядности обучения является для учащихся 5-8-х классов наиболее доступным и понятным и в значительной степени результативным. Реализация данного принципа повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, позволяя оптимизировать процесс обучения. На занятиях, предусмотренных настоящей Программой, кроме обязательных видео- и презентационных материалов, предусмотрено проведение выездных занятий и их проведение в культурно-исторических центрах, музеях. Кроме того, используются такие формы обучения, как дискуссия, полемика, проблемный диалог, демонстрация, тренинг. Данные методы способствуют комплексному восприятию и эффективному освоению материала. Принцип систематичности и последовательности способствует постепенному, поэтапному овладению учащимися различными знаниями, приѐмами и способами действий. Программой предусмотрен такой порядок действий обучаемых на занятиях, который позволяет им быстро, осмысленно и эффективно усваивать учебный материал. Это достигается максимальной интеграцией содержания дополнительной общеобразовательной программы с учебным материалом основного образовательного процесса в школе, большим объемом практических и выездных занятий. Принцип прочности усвоения учебного материала максимально реализуется в ходе встреч с видными представителями казачества, экскурсионно-выездной деятельности, тренировок, походов выходного дня и выездных тематических мероприятий. 4 Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учѐтом индивидуально-психологических особенностей обучаемых их интеллектуальных возможностей, возрастных и психофизических особенностей. С этой целью данная Программа предусматривает последовательное освоение учебных разделов с основой на базовые знания, полученные ранее в ходе осуществления основного образовательного процесса в школе. Принцип научности является фундаментальным при реализации Программы, в которой для обучения и воспитания учащихся казачьих кадетских корпусов и казачьих классов используются лишь научно обоснованные академические источники, подходы и концепции, принятые научным сообществом. Многообразие идей и мнений по ряду историко-культурных вопросов подвергаются научному анализу и обсуждению на основе официальных документов, конкретных цифр и фактов. Принцип связи теории с практикой. В процессе формирования казачьего мировоззрения и консолидированных межличностных отношений в казачьих кадетских корпусах и казачьих классах Программой предусмотрены следующие формы работы: общественно-организаторская, художественно-эстетическая, научная, участие в трудовой деятельности, физкультурнооздоровительная, участие в деятельности выборных органов в школе. Отличительной особенностью данной Программы является то, что используемый в Программе материал имеет комплексный, многоаспектный характер, раскрывает панораму образа жизни и системы ценностных ориентаций казачества в широком диапазоне духовно-нравственного, историко-культурного, воинского, государственного служения и применяется в целях образовательной деятельности учащихся-казачат впервые. 1.5. Цель программы – формирование у учащихся социально значимых, этнокультурных и личностных качеств казачества; репрезентация казачества как высоконравственного, самобытного, исторически сложившегося, социо - культурного, художественно-эстетического и военнопатриотического сословия, внесшего неоценимый вклад в государственное, общественное становление России и имеющего значительный потенциал развития в качестве стратегического созидательного ресурса нашего Отечества. 1.6. задачи: - совершенствовать уровень общей образовательной подготовки школьников, необходимой для понимания ими важности сохранения и дальнейшего развития культуры казачества, происходящего в современных общественно-политических условиях России; - обеспечить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, благодаря которым казачество предстает в качестве одной из важнейших социально активных и творческих созидательных сил в государственном и общественном строительстве России; - мотивировать учащихся к изучению истории и культуры Отечества и на этой основе способствовать формированию у казачат чувства уважения к героическому прошлому страны и сохранению национального культурного наследия; - ознакомить учащихся со спецификой традиционного уклада, практики хозяйствования, характеристиками казачьей идентичности и этнопсихологии; - формировать у воспитанников моральную и психологическую готовность казака к защите веры и Отечества, высокую гражданскую ответственность, национальное самосознание при обязательном уважении к другим культурам и национальностям; - культивировать такие важнейшие качества казака, как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность; - совершенствовать программно-методическое обеспечение, расширить правовую, нормативную и материальную базу в системе образования казачества; - привлекать родителей, представителей общественности к решению проблем духовнонравственного, культурного и военно-патриотического воспитания казаков. 1.7. Возраст обучающихся. Настоящая Программа рассчитана на обучение и воспитание учащихся 5-х, 6-х,7-х и 8-х классов общего среднего образования в возрасте 11 – 15 лет. 5 Количество обучающихся в казачьих классах определяется с учѐтом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Численность воспитанников казачьего кадетского класса не должна превышать 25 человек (мальчиков и девочек) одновозрастного состава. В казачий класс принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья, изъявившие желание обучаться в казачьем классе, успешно окончившие в год набора 4 класс общеобразовательной школы. Правила приѐма в казачьи классы должны определяться администрацией образовательной организации и закрепляться в уставных документах организации. 1.8. Формы и режим занятий. Основой для внедрения и постоянного совершенствования дополнительной общеобразовательной программы казачьих классов является процесс непрерывного образования: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса казачьей чести, ношение казачьей формы и атрибутики, соблюдение субординации, взаимодействие в условиях внутреннего самоуправления. Основной формой учебных занятий при реализации данной Программы является классический урок продолжительностью 45 минут. Продолжительность перемен между уроками может составлять 10 минут. Предполагается проведение классического и интегрированного уроков, включающих материалы двух и более разделов обучения. При подготовке к занятию учитель должен учитывать особенности организации различных форм учебных занятий и определять, какая именно форма является наиболее эффективной для достижения поставленных целей казачьего обучения и воспитания. Методами проведения занятий по Программе являются: - словесные методы обучения (устное изложение материала, беседа и др.); - наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ образцового выполнения приѐма действий в исполнении педагога, или наиболее подготовленного ученика, наблюдение и др.); - практические методы обучения (тренинги); выездные занятия, предполагающие включение учащихся в естественную образовательную среду (посещение храмов, монастырей, культурно-просветительских центров и т.д.). Основными формами организации деятельности обучающихся на занятиях в рамках Программы являются: - групповая, - индивидуально-групповая, - индивидуальная. Основными видами учебных занятий, предусмотренных Программой являются: - теоретические занятия - проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы, метода проблемного диалога, сократической беседы, дискуссии, полемики с использованием дидактического материала и технических средств обучения; - практические занятия - включают изучение и закрепление полученных знаний в соответствующих мероприятиях и во время выездных занятий; - спортивно-массовые мероприятия - соревнования, олимпиады, праздники, смотры строя и песни и др.; - комплексные занятия - включают выполнение приѐмов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов Программы; - контрольные занятия - проводятся, как правило, после изучения значимых тем обучения и на завершающем этапе обучения. На контрольных занятиях обучающиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют упражнения и тестовые задания, определяемые учителем. Структура типового учебного занятия: ♦ вводная часть – 10 мин. (приветствие обучающихся, проверка личного состава и готовности его к занятию, доведение темы и целей занятия, учебных вопросов и порядка их отработки, 6 пояснение актуальности темы занятия, еѐ значимости в изучаемом разделе, опрос по ранее изученным темам); ♦ основная часть – 30 мин. (при устном изложении изучаемого материала - доведение учебного информации до обучающихся, заслушивание докладов и рефератов школьников; на практическом занятии [тренировке] – отработка нормативов, приѐмов действий и движений после краткого показа и рассказа); ♦ заключительная часть – 5 мин. (напоминание обучаемым темы и целей занятия, как они достигнуты, подведение итогов, постановка задач на следующее занятие, ответ на вопросы обучаемых). Учебно-методические материалы для проведения занятий разрабатываются педагогом и обновляются по мере необходимости. Все виды учебно-методических материалов хранятся в образовательной организации в течение всего периода обучения воспитанников. Обязательным документом учителя на каждом учебном занятии является план-конспект (план) его проведения. Он разрабатывается педагогом, проводящим данное занятие. План-конспект (план) разрабатывается в соответствии с требованиями рабочей Программы, тематического плана и методической разработки по данному разделу. Порядок разработки планов-конспектов (планов) проведения занятия и их утверждения определяется администрацией образовательной организации. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы. Данная программа рассчитана на 576 часов в течении 4 лет Сроки реализации программы. Казачий класс общеобразовательной школы осуществляет образовательный процесс в течение полного дня в ходе освоения основной учебной программы и дополнительной общеобразовательной программы с обязательным охватом всех воспитанников. Учебная нагрузка не может превышать нормы, установленные СанПиН 2.4.4.3172-14 и другими документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в образовательных организациях. 2.2. Срок реализации программы. Нормативная трудоѐмкость программы составляет 36 учебных недель в год и рассчитана на 144 часа в первый год обучения и 216 часов в год со второго по четвертый года в течение 4-х лет обучения (в 5-м, 6-м,7-м и 8-м классах) 2.3. Режим занятий: по 4 часа на рабочую неделю обучение и воспитание проводится с учѐтом их индивидуально-психологических особенностей, способностей, уровня интеллектуального развития каждого возраста с соблюдением принципа «от простого - к сложному», логической последовательности обучения. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты В результате успешной реализации базового уровня. Программы, обучаемые должны быть переведены в следующий класс. Содержание Программы логически связано как с предшествующими, так и последующими образовательными предметами: «Основы религиозных культур и светской этики», «Краеведение», «История», «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Мировая художественная культура». Конечным результатом реализации Программы должно стать повышение образовательного, духовно-нравственного и социально-культурного уровня учащихся казачьих классов – юных граждан-патриотов России. 3.2. Способы проверки результатов и формы подведения итогов. В ходе освоения разделов Программы осуществляется тематический контроль. После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы, контрольные занятия по учебным разделам, активное участие в проведении занятий, включая выездные, спортивные достижения, участие в мероприятиях по казачьей культуре, выездных 7 тематических сменах, соревнованиях, исторических викторинах при наличии положительных результатов. Косвенными критериями служат: создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества и в итоге – воспитание психофизически и социально здоровых, духовнонравственных, сознательных патриотов России. В целях мониторинга состояния сознательности и гражданской активности обучающихся, их духовно-нравственного развития проводится систематическое анкетирование учащихся казачьих классов по усмотрению администрации образовательной организации. Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: тестирование в виде письменного экспресс-опроса; - контрольные занятия, включающие в себя устный опрос испытуемого (собеседование) и выполнение изучаемых нормативов; - викторины; - соревнования с анализом конкретных результатов в личном зачѐте; - участие в мероприятиях с казачьей направленностью. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Исторический раздел по «Истории и культуре Казачества» (учебный план) 1 год обучения (144 часа) № Наименование п/п тем и разделов 1 Раздел Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля 28 28 Тема 1: Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях 1 1 Тема 1: История и боевые традиции Вооруженных Сил РФ 3 3 опрос Тема 2: Правовые основы военной службы 4 4 опрос Общественногосударственная подготовка 8 2 3 Тема 3: Сведения о Вооруженных Сил РФ 4 4 опрос Тема 4: Честь и достоинство воинов Вооруженных Сил РФ 4 4 опрос Тема 5: Герб, Флаг, Гимн. 4 4 опрос Тема 6: Военная Форма одежды. Специальные казачьи звания. Форма одежды. 4 4 опрос Тема 7: Военная присяга - клятва воина на верность Родине России. 4 4 опрос Раздел Строевая подготовка 40 40 Тема 1: подготовка занятие). Строевая (вводное 2 2 практические занятия Тема 2: Строевые приемы и движение без оружия. 12 19 практические занятия Тема 3: Строи отделения (взвода). 10 19 практические занятия Раздел 3 Огневая подготовка 36 6 Тема 1: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. 1 1 Тема 2: Материальная часть автомата Калашникова и ручных гранат. 3 30 опрос 3 9 практические занятия 4 Тема 3: Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. 2 практические занятия Тема 4: Практическое. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. 4 Тема 5: Основы правила стрельбы из стрелкового оружия пневматической винтовки 1 1 опрос Тема Малокалиберная винтовка 6: 1 1 опрос Тема Пневматическая винтовка 7: 6 Тема 8: Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки 2 Тема 9: Ведение огня с пневматической винтовки по неподвижным целям. 20 Раздел 4 Историкокраеведческий раздел 40 40 опрос Тема 1: Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. 4 4 опрос 2 4 6 практические занятия опрос 2 20 10 практические занятия практические занятия Тема 2: Бурятия в эпоху средневековья. 4 4 опрос Тема 3: Бурятия в XVII – XVIII вв. 4 4 опрос Тема 4: Бурятия в XIX веке. Тема 5: Бурятия в начале XX века. Тема 6: Бурятия в период Первой мировой войны. Тема 7: Проблемы этно- и социогенеза казачества. Тема 8: Древняя Русь и Степь. Предыстория казачества. Всего часов 4 4 опрос 8 8 опрос 4 4 опрос 4 4 опрос 4 4 опрос 144 74 70 Исторический раздел по «Истории и культуре Казачества» (учебный план) 2 год обучения (216 часа) № п/п Тема занятий Всего часов 1 Раздел 1 Строевая подготовка 50 13 Тема 1: Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях Тема 2: Правовые основы военной службы Тема 3: Особенности военной службы Тема 4: Права и обязанности военнослужащих Тема 5: Строевые приемы и движение без оружия 1 1 4 4 - опрос 4 4 - опрос 4 4 - опрос 10 - 10 практические занятия 28 - 28 практические занятия Тема 5: Выполнение воинского приветствия с Теоретические Практические занятия занятия 11 Форма контроля 38 опрос оружием и без оружия на месте и в движении. 2 Раздел 2 Огневая подготовка 15 2 19 Тема 1: Требование безопасности при обращении со стрелковым оружием и боеприпасами. Тема 2: Материальная часть автомата Калашникова. Практическое. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. Тема 3: Основы правила стрельбы. Начальная скорость пули, образования траектории. Нормальные (табличные) действия пули. Пневматический пистолет. Тема 4: Практическое. Подготовка ПВ к стрельбе. Основы правила стрельбы. Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 3 1 2 опрос практические занятия 2 - 4 3 1 3 практические занятия 8 - 8 практические занятия 3 Навыки оказания первой медицинской помощи 40 10 30 Тема 1: Виды травм 10 10 - опрос Тема 2: Правила оказания доврачебной помощи 30 - 30 практические занятия 36 8 56 опрос 1 4 опрос 3 Раздел 4 Раздел 4 гражданскопатриотический раздел Тема 1: Организация туристического быта. 12 Привалы и ночлеги. Тема 2: Подготовка к походу, туристические должности. 1 4 практические занятия Тема 3: Питание в походе. 14 14 практические занятия Тема 4: Правила движения в походе. 10 10 практические занятия 4 практические занятия Тема 5: Экологическая деятельность во время похода. Тема 6: Техника безопасности при проведения туристических походов и занятий. 1 4 практические занятия Тема 7: Градация категорий туристических походов. 1 4 практические занятия Тема 8: Способы простых переправ. 1 4 практические занятия Тема 9: Траверсы, спуски и подъемы спортивным способом. 1 4 практические занятия Тема 10: Условные топографические знаки. 1 4 практические занятия 4 практические занятия практические занятия Тема 11: Работа с компасом и картой. Тема 12: Движение по азимуту, обратный азимут, измерение расстояний. Тема 13: Основные формы и типы рельефа. Тема 14: Способы ориентирования. 4 1 4 4 Раздел Историкокраеведческий 36 36 4 Тема 1: География Бурятии. 2 2 3 13 практические занятия практические занятия опрос Тема 2: Заповедники и заказники Бурятии. Тема 3: Животный и растительный мир. Тема 4: Озеро Байкал. Легенды и мифы. Тема 5: Население Бурятии. Тема 6: Быт и традиции семейских, бурят. Тема 7: Устное народное творчество. Тема 8: Традиции народов, населяющих Бурятию (национальные диаспоры –немцы, поляки, армяне и т.д.) Всего часов: 2 2 опрос 2 2 опрос 4 3 3 3 опрос 3 3 опрос 3 3 опрос 12 12 опрос 216 69 1 опрос 147 Исторический раздел по «Истории и культуре Казачества» (учебный план) 3 год обучения (216 часа) № п/п 1 Тема занятий Всего часов Теоретические Практические занятия занятия Форма контроля Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях. 1 1 1 Раздел Строевая подготовка 50 12 38 Тема 1: Правовые основы военной службы Тема 2: Особенности военной службы Тема 3: Права и обязанности военнослужащих Тема 4: Строевые приемы и движение без оружия Тема 5: Выполнение воинского приветствия с оружием и без 4 4 - опрос 4 4 - опрос 4 4 - опрос 10 - 10 практические занятия 28 - 28 практические занятия 14 опрос оружия на месте и в движении. 2 Раздел Огневая подготовка Тема 1: Требование безопасности при обращении со стрелковым оружием и боеприпасами. Тема 2: Материальная часть автомата Калашникова. Занятие №1Практическое. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. Тема 3: Основы правила стрельбы. Начальная скорость пули, образования траектории. Нормальные (табличные) действия пули. Пневматический пистолет. Тема 4: Практическое. Подготовка ПВ к стрельбе. Основы правила стрельбы. Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 60 2 58 3 1 2 практические занятия практические занятия 3 - 3 6 1 5 опрос 48 - 48 практические занятия 40 10 30 Тема 1: Виды травм 10 10 - опрос Тема 2: Правила оказания доврачебной помощи 30 - 30 практические занятия 4 Раздел Армейский 66 14 52 Тема 1: Теоретическая подготовка 12 6 6 3 Раздел Навыки оказания первой медицинской помощи рукопашный бой 15 практические занятия Тема 2: Общая физическая подготовка Тема 3: Правила по предупреждению травматизма Тема 4: Техническая подготовка Всего часов: 6 2 4 10 6 4 38 - 38 216 38 178 практические занятия с практические занятия практические занятия Исторический раздел по «Истории и культуре Казачества» (учебный план) 4 год обучения (216 часа) № п/п 1 2 Тема занятий Всего Теоретические Практические часов занятия занятия Форма контроля Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях. 1 1 1 Раздел Строевая подготовка 50 12 38 Тема 1: Правовые основы военной службы Тема 2: Особенности военной службы Тема 3: Права и обязанности военнослужащих Тема 4: Строевые приемы и движение без оружия 4 4 - опрос 4 4 - опрос 4 4 - опрос 10 - 10 практические занятия Тема 5: Выполнение воинского приветствия с оружием и без оружия на месте и в движении. 28 - 28 практические занятия Раздел Огневая подготовка 60 2 58 3 1 2 Тема 1: Требование безопасности при обращении со стрелковым оружием и боеприпасами. Тема 2: Материальная часть автомата Калашникова. Занятие №1Практическое. Последовательность опрос практические занятия практические занятия 3 - 16 3 неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. Тема 3: Основы правила стрельбы. Начальная скорость пули, образования траектории. Нормальные (табличные) действия пули. Пневматический пистолет. Тема 4: Практическое. Подготовка ПВ к стрельбе. Основы правила стрельбы. Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 6 1 5 опрос 48 - 48 практические занятия 20 5 15 Тема 1: Виды травм 5 5 - опрос Тема 2: Правила оказания доврачебной помощи 5 - 5 практические занятия Тема 3: Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Шок, обморок, утопление. Реанимационные мероприятия. 10 10 практические занятия 4 Раздел Гражданско- 20 5 Тема 1: Основы водного и горного туризма Тема 2: Передвижение по сложному рельефу. 3 3 4 2 Тема 3: Ориентирование и движение по карте. Ориентирование в сложных условиях. Аварийное ориентирование. 13 3 Раздел Навыки оказания первой медицинской помощи 15 патриотический раздел опрос 2 13 17 опрос практические занятия практические занятия 5 Раздел 10 5 2 2 5 Культурологический Тема 1: Герои казачества в литературных произведениях. Тема 2: Музыкальная культура и песенное творчество казачества Тема 3: Фольклор и народный эпос в казачьей культуре. Хоровая культура казаков. опрос 4 4 практические занятия 4 4 практические занятия 6 Раздел Армейский 66 56 12 44 Тема 1: Теоретическая подготовка Тема 2: Общая физическая подготовка Тема 3: Правила по предупреждению травматизма Тема 4: Техническая подготовка 12 4 2 6 2 2 10 6 2 38 - 38 216 38 178 рукопашный бой Всего часов: практические занятия практические занятия с практические занятия практические занятия 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ «Строевая подготовка» Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке. Все занятия по строевой подготовке проводятся только на строевой площадке. Каждый прием отрабатывается путем многократных тренировок, которые не должны прекращаться и на других занятиях допризывной подготовке и на физкультуре. Занятия начинаются с построения обучаемых в двух - шереножном строю (как и все другие занятия), где каждый обучаемый должен знать свое место в строю и проводятся в такой последовательности: 18 - Тренировка в выполнение приемов, действий, изученных на прошедших занятиях; - Образцовый показ и изучение нового приема, действий по элементам, а затем в целом; - Тренировка в выполнении приема, действий всеми обучаемыми. При этом преподаватель, тренируя всех, обучает индивидуально каждого. Действия, обучаемых у машин и на машинах отрабатываются с использованием оборудованного грузового автомобиля. Важной воспитательной задачей занятий по строевой подготовке является формирование и закрепление у обучаемых уважительного отношения к строевой выучке, убеждения их в том, что строевая подготовка является одним из существенных компонентов боевой выучки воинов. Для выполнения этой задачи у преподавателя должен быть педагогический подход к строевой выучке (выправке, подтянутости, молодцеватости, общефизической подготовке) и оценке обучаемых за провальное выполнение команд и строевых приемов. Выполнение обучаемыми одиночных строевых приемов на занятиях по физкультуре является обязательным. На занятиях по строевой и физической подготовке наряду с приобретением навыков воспитывается коллективизм, товарищеская взаимопомощь, слаженность дисциплинированность, опрятность, быстрая реакция. В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых обучаемые осваивают приемы выполнения воинского приветствия. В ритуале воинского приветствие и оказания воинских почестей находят свое выражение соблюдение военнослужащими воинской этики. Для того чтобы обучаемые осознано и с уважением выполняли воинское приветствие, необходимо им объяснить, что это понятие нравственное, характеризующее отношение к выполнению воинского долга. Важнейшим условием является правильная методика организации и проведения занятий, умение эффективно использовать разметку площадки для занятия по строевой подготовке, образцово показывать выполняемые приемы и подавать команды громко и четко. 19 Перед подачей команды и отдачей приказаний обучающий в обязательном порядке должен принять положение «Смирно». Тема. Строевые приемы и движения без оружия. Теория: Строи и их элементы. Практика: Предварительная и исполнительная команда. Обязанность солдата перед построением и в строю. Ответы на приветствие на месте. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головной убор снять - надеть». Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым и походным шагом Повороты в движении. Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнения строевых приемов без оружия. «Огневая подготовка» Занятия могут проводиться в классах, тире, на специальных учебных местах для практического обучения. Упражнение стрельб из автомата выполняются на стрельбище. В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы. На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение) и стрельбы. Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен изучить, чему научится. Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки. 20 Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения. Организация и проведение занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям: 1. Учебный материал урока (занятия) должен быть глубоким. Содержание урока (занятия) должно строго соответствовать требованиям программы обучения, наставлениям (руководствам), уставам; 2. Новый материал должен увязываться с ранее изученным; 3. На занятиях преподаватель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах; 4. На всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности; 5. Наличие и подготовка класса, учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана- конспекта проведения занятий (уроков); 6. В ходе занятий должен осуществляться систематический контроль над выполнением заданий, усвоением учебного материала; 7. Занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. Для воспитания любви обучающих, чувства гордости за отечественное оружие следует приводить примеры, показывающие превосходство нашего оружия в Великую Отечественную войну. Приводя примеры умелого и эффективного применения воинами гранат и оружия в ближнем бою, следует убедить обучаемых, что, кроме личной храбрости и бесстрашия, необходимо самообладание, расчет, точный глазомер и физическая сила. Тема: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Теория: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении практических стрельб из пневматической винтовки. Тема: Материальная часть автомата Калашникова и ручных гранат. 21 Практика: Общее устройство автомата. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Принадлежность к автомату. Назначение, боевые свойства, общее устройство ручных гранат. Тема: Малокалиберная винтовка. Теория: Устройство винтовки. Порядок ее заряжания. Особенности винтовки, производство стрельбы, разряжение. Меры безопасности при обращении с винтовкой и патронами, возможные задержки при стрельбе, порядок их устранения. Тема: Пневматическая винтовка. Теория: Устройство и назначение винтовки. Меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе. Тема: Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки по неподвижным целям. Практика: Выполнение упражнений стрельб из пневматической винтовки. Упражнение №1Контроль однообразия прицеливания (без пуль) с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания. Упражнение №2 Тренировка в стрельбе без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливания, нажатие на спусковой крючок, соблюдения дыхания. Упражнение №3Стрельба по белому квадрату для выработки навыков плавного нажатия на спусковой крючок. Дистанция 5 метров, количество выстрелов-3 Упражнение №4 Стрельба по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги. Количество выстрелов-3. Задание попасть в квадрат. Упражнение №5 Стрельба по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги. Количество выстрелов-5. Задание попасть в квадрат, найти среднюю точку попаданий по 5 пробоинам и научится делать внос точки прицеливания, т.е. делать поправку в наводке винтовки. Упражнение №6Стрельба по мишени спортивной «П» из положения сидя за столом, или стоя около стойки с опорой локтями на стол или стойку или лежа с упора. Количество выстрелов – 8 (3 пробных + 5 зачетных) Задание выбить 24 очка. 22 Упражнение №7 Стрельба по мишени спортивной «П» из положения, стоя без упора. Дистанция 5 метров. Количество выстрелов – 8 (3 пробных +5 зачетных) Задание выбить 24 очка. Упражнение №8 Стрельба по мишени «П» из положения, сидя за столом или стоя, или положения с упора. Дистанция 5 метров. Количество выстрелов – (3 пробных + 5 зачетных) Задание выбить 24 очка. Навыки оказания первой медицинской помощи Тема: Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Теоретическое занятие по теме. Организация оказания первой помощи в Российской Федерации. Нормативноправовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи. Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию. Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.) Основные компоненты, их назначение. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение). Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями. Основные правила вызова скорой медицинской помощи и других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь. Тема: Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Теоретическое занятие по теме. 23 Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР). Техника проведения искусственного дыхания и давления руками на грудину пострадавшего при проведении СЛР. Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Показания к прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР. Особенности СЛР у детей. Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку. Практическое занятие по теме. Оценка обстановки на месте происшествия. Отработка навыков определения сознания у пострадавшего. Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего. Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приёмов давления руками на грудину пострадавшего. Выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации. Отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего. Тема: Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах. Теоретическое занятие по теме. 24 Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего. Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока. Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи. Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа. Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий). Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом. Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране. Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации при травме конечностей. Травмы позвоночника. Оказание первой помощи. Практическое занятие по теме. Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего. Проведение подробного осмотра пострадавшего. 25 Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки. Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей. Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий). Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника. Тема: Оказание первой помощи при прочих состояниях. Теоретическое занятие по теме. Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления. Оказание первой помощи. Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявления, оказание первой помощи. Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи. Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери. Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания. 26 Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки. Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь. Практическое занятие по теме. Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела. Применение местного охлаждения. Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях. Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере. Отработка приемов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места, отработка основных приёмов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания). Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника. Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях. 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 год обучения (144 часа) № п/п Месяц СЕНТЯБРЬ 3 Форма Кол-во занятия часов очная 1 2 Число 2 Тема занятия Меры безопасности Форма контроля – вводный опрос инструктаж. очная 2 История и боевые традиции опрос Вооруженных Сил РФ. очная 2 История и боевые Вооруженных Сил РФ. 27 традиции опрос 4 очная 2 Правовые основы военной службы опрос 5 очная 2 Правовые основы военной службы опрос 6 очная 2 Сведения о Вооруженных Сил РФ опрос 7 очная 2 Сведения о Вооруженных Сил РФ опрос 8 очная 2 Работа с фотоаппаратом опрос 9 очная 2 Внутри классовая викторина Практическое занятие 10 очная 2 Сведения о Вооруженных силах РФ опрос 11 очная 2 Сведения о Вооруженных силах РФ опрос 12 очная 2 Честь и достоинство воинов опрос Вооруженных Сил РФ очная 14 15 октябрь 13 2 Честь и достоинство воинов опрос Вооруженных Сил РФ очная 2 Герб, Флаг, Гимн. опрос очная 2 Герб, Флаг, Гимн. Практическое занятие очная 16 2 Военная Форма одежды. Специальные Практическое казачьи звания. Форма одежды. очная 17 2 занятие Военная Форма одежды. Специальные Практическое казачьи звания. Форма одежды. очная 18 2 занятие Военная присяга - клятва воина на опрос верность Родине - России. очная 19 2 Военная присяга - клятва воина на опрос верность Родине - России. очная 20 2 Строевая подготовка (вводное занятие). Практическое 21 22 ноябрь занятие очная 2 Строевые приемы и движение оружия. очная 2 занятие Строевые приемы и движение оружия. 23 очная 2 очная 2 без Практическое занятие Строевые приемы и движение оружия. 24 без Практическое без Практическое занятие Строевые оружия. приемы и движение без Практическое занятие 28 очная 25 2 Строевые приемы и движение без Практическое оружия. очная 26 2 занятие Строевые приемы и движение без Практическое оружия. очная 27 2 занятие Строевые приемы и движение без Практическое оружия. очная 28 2 занятие Строевые приемы и движение без Практическое оружия. очная 29 2 занятие Строевые приемы и движение без Практическое 30 декабрь оружия. Строи отделения (взвода). очная 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 31 занятие 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 32 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 33 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 34 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 35 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 36 2 Строи отделения (взвода). Практическое занятие очная 37 2 Строи отделения (взвода). Практическое 38 январь занятие очная 2 Меры безопасности при обращении с Практическое оружием и боеприпасами. Материальная часть занятие автомата Калашникова и ручных гранат. 39 очная 2 Материальная часть автомата Практическое Калашникова и ручных гранат. 40 очная 2 Назначение, 29 боевые свойства, занятие общее Практическое устройство и принцип работы автомата. очная 41 2 Практическое. занятие Последовательность Практическое неполной разборки и сборки автомата. занятие Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. очная 42 2 Практическое. Последовательность Практическое неполной разборки и сборки автомата. занятие Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. очная 43 2 Основы правила стрельбы из стрелкового Практическое оружия пневматической винтовки. занятие Малокалиберная винтовка. очная 45 февраль 44 Пневматическая винтовка. Практическое занятие очная 2 Пневматическая винтовка. Практическое занятие очная 46 2 2 Пневматическая винтовка. Практическое занятие очная 47 2 Основы и правила пневматической винтовки очная 48 2 очная 2 очная 2 очная 2 53 март очная 2 2 очная 2 занятие занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. 54 занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. очная занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. 52 занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. 51 занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. 50 из Практическое Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. 49 стрельбы занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое по неподвижным целям. 30 занятие очная 55 Ведение огня с пневматической винтовки Практическое 2 по неподвижным целям. очная 56 занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое 2 по неподвижным целям. очная 57 занятие Ведение огня с пневматической винтовки Практическое 2 по неподвижным целям. очная 58 занятие Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего опрос 2 железа. очная 59 Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего опрос 2 железа. очная 2 Бурятия в эпоху средневековья. опрос 61 очная 2 Бурятия в эпоху средневековья. опрос очная 2 Бурятия в XVII – XVIII вв. опрос очная 2 Бурятия в XVII – XVIII вв. опрос 64 очная 2 Бурятия в XIX веке. опрос 65 очная 2 Бурятия в XIX веке. опрос 66 очная 2 Бурятия в начале XX века. опрос 67 очная 2 Бурятия в начале XX века. опрос 68 очная 2 Бурятия в начале XX века. опрос 69 очная 2 Бурятия в начале XX века. опрос 70 очная 2 Бурятия в период Первой мировой войны. опрос очная 2 Бурятия в период Первой мировой войны. опрос очная 2 Проблемы этно- и социогенеза казачества. опрос 63 71 май 62 апрель 60 72 2 год обучения (216 часа) 2. Число Форма Кол-во занятия часов очная 2 Тема занятия Меры безопасности Форма контроля – вводный опрос инструктаж. РЬ 1. Месяц СЕНТЯБ № п/п очная 2 Правовые основы военной службы 31 опрос 3. очная 2 Правовые основы военной службы опрос 4. очная 2 Особенности военной службы опрос 5. очная 2 Особенности военной службы опрос 6. очная 2 Права и обязанности военнослужащих опрос 7. очная 2 Права и обязанности военнослужащих опрос 8. очная 2 Строевые приемы и движение без оружия опрос 9. очная 2 Строевые приемы и движение без оружия Практическое занятие 10. очная 2 Строевые приемы и движение без оружия опрос 11. очная 2 Строевые приемы и движение без оружия опрос 12. очная 2 Строевые приемы и движение без оружия опрос 13. очная 2 Выполнение воинского приветствия с опрос оружием и без оружия на месте и в движении. очная 14. 2 Выполнение воинского приветствия с опрос 15. октябрь оружием и без оружия на месте и в движении. очная 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 16. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 17. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 18. 2 Выполнение воинского приветствия с опрос оружием и без оружия на месте и в 19. ноябрь движении. очная 2 Выполнение воинского приветствия с опрос оружием и без оружия на месте и в движении. 20. очная 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие 32 движении. очная 21. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 22. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 23. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 24. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 25. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 26. 2 Выполнение воинского приветствия с Практическое оружием и без оружия на месте и в занятие движении. очная 27. 2 Требование безопасности при обращении Практическое со стрелковым оружием и боеприпасами. очная 28. 2 занятие Требование безопасности при обращении Практическое со стрелковым оружием и боеприпасами. занятие декабрь Материальная часть автомата Калашникова. Практическое. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. 29. очная 2 Материальная часть автомата Практическое Калашникова. занятие Практическое. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. 30. очная 2 Материальная часть автомата 33 Практическое Калашникова. Практическое. занятие Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных частей и механизмов автомата. Основы правила стрельбы. Начальная скорость пули, образования траектории. Нормальные (табличные) действия пули. Пневматический пистолет. 31. очная 2 Основы правила стрельбы. Начальная Практическое скорость пули, образования траектории. занятие Нормальные (табличные) действия пули. Пневматический пистолет. 32. очная 2 Практическое. стрельбе. Подготовка Основы правила ПВ к Практическое стрельбы. занятие Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 33. очная 2 Практическое. стрельбе. Подготовка Основы правила ПВ к Практическое стрельбы. занятие Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 34. очная 2 Практическое. стрельбе. Подготовка Основы правила ПВ к Практическое стрельбы. занятие Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 35. очная 2 Практическое. стрельбе. Подготовка Основы правила ПВ к Практическое стрельбы. занятие Стрельба из ПВ по неподвижным целям. 36. очная 2 Виды травм опрос 37. очная 2 Виды травм опрос 38. очная 2 Виды травм опрос 39. очная 2 Виды травм опрос 40. очная 2 Виды травм опрос 41. очная 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие 42. очная 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие 43. очная 2 Правила оказания доврачебной помощи 34 Практическое занятие очная 44. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 45. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 46. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 47. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 48. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 49. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 50. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 51. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 52. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 53. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое занятие очная 54. 2 Правила оказания доврачебной помощи Практическое 55. январь занятие очная Правила оказания доврачебной помощи 2 Организация туристического Привалы и ночлеги. очная 57. 2 Организация очная 2 Подготовка к быта. Практическое занятие туристического Привалы и ночлеги. 58. Практическое занятие очная 56. 2 быта. Практическое занятие походу, туристические опрос походу, туристические опрос 59. 60. февраль должности. очная 2 Подготовка к должности. очная 2 Питание в походе. 35 опрос 61. очная 2 Питание в походе. опрос 62. очная 2 Питание в походе. Практическое занятие 63. очная 2 Питание в походе. Практическое занятие 64. очная 2 Питание в походе. Практическое занятие 65. очная 2 Питание в походе. Практическое занятие 66. очная 2 Питание в походе. Практическое занятие 67. очная 2 Правила движения в походе. Практическое занятие 68. очная 2 Правила движения в походе. Практическое занятие 69. очная 2 Правила движения в походе. Практическое занятие 70. очная 2 Правила движения в походе. опрос 71. очная 2 Правила движения в походе. опрос 72. очная 2 Экологическая деятельность во время опрос похода. 73. очная 2 Экологическая деятельность во время опрос похода. 74. очная 2 Техника безопасности при проведения опрос туристических походов и занятий. 75. март очная 2 Техника безопасности при проведения опрос туристических походов и занятий. 76. очная 2 Градация категорий туристических Практическое походов. 77. 78. очная очная 2 2 Градация занятие категорий туристических Практическое походов. занятие Способы простых переправ. Практическое занятие 79. очная 2 Способы простых переправ. 36 Практическое занятие очная 80. 2 Траверсы, спуски и подъемы спортивным Практическое способом. очная 81. 2 очная очная 82. 2 занятие Траверсы, спуски и подъемы спортивным Практическое способом. занятие Условные топографические знаки. Практическое занятие очная 83. 2 Условные топографические знаки. Практическое занятие очная 84. 2 Работа с компасом и картой. апрель 85. Практическое занятие очная 2 Работа с компасом и картой. Практическое занятие 86. очная 2 Движение по азимуту, обратный азимут, Практическое измерение расстояний. 87. 88. очная очная 2 2 занятие Движение по азимуту, обратный азимут, Практическое измерение расстояний. занятие Основные формы и типы рельефа. Практическое занятие 89. очная 2 Основные формы и типы рельефа. Практическое занятие 90. очная 2 Способы ориентирования. Практическое занятие 91. очная 2 Способы ориентирования. Практическое занятие 92. очная 2 География Бурятии. Практическое занятие 93. очная 2 География Бурятии. опрос 94. очная 2 Заповедники и заказники Бурятии. опрос 95. очная 2 Животный и растительный мир. опрос 96. очная 2 Озеро Байкал. Легенды и мифы. опрос 97. очная 2 Озеро Байкал. Легенды и мифы. опрос 98. очная 2 Население Бурятии. опрос 99. очная 2 Население Бурятии. опрос 37 Быт и традиции семейских, бурят. очная 100. 101. май 2 Быт и традиции семейских, бурят. опрос 2 Устное народное творчество. опрос опрос 102. очная 2 Устное народное творчество. 103. очная 2 Традиции народов, населяющих Бурятию опрос (национальные диаспоры –немцы, поляки, армяне и т.д.) 104. очная 2 Традиции народов, населяющих Бурятию опрос (национальные диаспоры –немцы, поляки, армяне и т.д.) 105. очная 2 Традиции народов, населяющих Бурятию опрос диаспоры (национальные –немцы, поляки, армяне и т.д.) 106. очная 2 Традиции народов, населяющих Бурятию опрос (национальные диаспоры –немцы, поляки, армяне и т.д.) 107. очная 2 Традиции народов, населяющих Бурятию опрос (национальные диаспоры –немцы, поляки, армяне и т.д.) 108. очная 2 Традиции народов, населяющих Бурятию опрос (национальные диаспоры –немцы, поляки, армяне и т.д.) 5. Материально-техническое обеспечение № Наименование Количество 1. ноутбук 1 2. мультимедийный проектор, экран 1 3. Шашка казачий образец 1 4. Шашки бутафория 15 5. Лук традиционный 1 38 Цена 6. Ножи метательные 12 7. ноутбук 1 8. мультимедийный проектор, экран 1 9. альпинистская бухта-веревка 200 м 1 10. карабины типа байнет 20 11. 12. 13. 14. зажим ручной «Жумар» под правую руку 10 зажим ручной «Жумар» под левую руку 10 спусковое устройство типа восьмерки 10 альпинистские каски «Вента» 10 15. 16. 17. страховочная система (спортивные обвязки) 10 грудная обвязка (спортивные обвязки) 10 блок-ролик 10 18. репшнур – 200 м. 1 39 6. Методическое обеспечение Программы Цель: отслеживание результативности программы. Основные задачи: непрерывное отслеживание результативность выступлений. № п/п качества знаний и Показатели отслеживания «Культура Наполняемость кружка Диагностические средства Возрастной состав кружка Списки воспитанников умений учеников, Списки воспитанников 1 2 3 Посещаемость занятий Списки посещение занятий 4 Количество воспитанников Приказы, заявки воспитанников, . 5 конкурсы, выставки, достижения Мнение родителей о занятиях Анкетирование 6 7 Характер изменения личностных качеств Диагностика воспитанников Список литературы: 1) Абеленцев В.Н. Амурское казачество XIX-XX вв. / В.Н. Абеленцев. Благовещенск: Магистраль, 2004. 258с. 2) Авдеева О. А. Государственное устройство Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. / О. А. Авдеева. – Иркутск: Оттиск, 2006. – 200 с. 3) Агафонов О.В. Казачьи войска Российской империи. / Агафонов О.В. М: Русская книга, 1995. 159 с. 4) Апрелков В. Ю. Батюшка Забайкал / В. Ю. Апрелков. Чита: Новая Лобода, 2001. С. 126. 5) Апрелков В. Ю. Георгиевские кавалеры забайкальского казачьего войска / В. Ю. Апрелков. Чита, 2012. 725 с. 6) Апушкин В. А. Мищенко из воспоминаний о русско-японской войне / В. А. Апушкин. СПБ: Типография Березовского, 1908. 208 с. 40 7) Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. / И. А. Асалханов. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963. – 493 с. 8) Баккаревич М. Н. Статистическое обозрение Сибири / М, Н. Баккаревич СПб: Книга по Требованию, 2010. — 388 с. 9) Батуев Б.Б., Батуева И.Б. Очерк истории селенгинских бурят. / Б.Б. Батуев. И.Б. Батуева. УланУдэ: Сибирь, 1994. 101 с. 10) Бескровный Л. Г. Армия и флот России вначале XX в. Очерки военно-экономического потенциала / Л. Г. Бескровный. М: Янтарный сказ, 1986. 240 c. 11) Богданов А. В. История Забайкальского казачьего войска / А. В.Богданов. Чита: Читинское обозрение, 2001. С. 44. 12) Болонев Ф. Ф. Пахари ратники Забайкалья / Ф. Ф. Болонев. Новосибирск: «Книжица», 2005. С. 204. 13) Боханов А. Н. Николай II. / А. Н.Боханов М: Молодая гвардия 1997. 298 с. 14) Буссе Ф.Ф. Забайкальское инородческое войско. / Ф.Ф. Буссе. М.: тип. В. Безобразова, 1895. 254 с. 15) Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII начале XIX в. / Г.Ф. Быконя. Красноярск: Изд-во Красноярского государственного университета, 1985. 300 с. 16) Васильев А. П. Забайкальские казаки: исторический очерк : в 3 т. / А. П. Васильев. – Чита: тип. Войскового хоз. правления Забайкальского войска, 1916-1918. 17) Воронина А.Л. Социально-экономическое развитие Сибири ХIХ-ХХ вв./ А.Л.Воронина. Иркутск, 1976. 252 с. 18) Воскобойников Г.Л. Казачество в Русско-японской войне 1904-1905гг. / Г.Л. Воскобойников М: Вече, 1995 305 с. 19) Высотина Е. А. Казачество в истории России и пограничья / Е. А. Высотина. Улан-Удэ: Экос 2009. 247 с. 20) Высотина Е.А. Забайкальское казачье войско в военной истории России и его атаманы / Е.А. Высотина. – Улан-Удэ: БЦ «Весть», 2013. – 215 с. 21) Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем / Е.А. Высотина. – Улан-Удэ: Экос, 2007. – 226 с. 22) Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика в Забайкалье в XIX – начале XX вв./ К.М. Герасимова. Улан-Удэ, 1957. 161 с. 23) Гордеев А.А. История казаков. – / А.А. Гордеев. М., 1991 – 1993. – Т. 1 – 4; 24) Дамешек Л. М., Ремнев А. В. Сибирь в составе Российской империи/ Л.М. Дамешек, А.В. Ремнев. М: Новое литературное обозрение, 2007. 368 с. 25) Дискант Ю.В. Порт-Артур / Ю.В.Дискант. М: Компания Спутник, 2002. 508 с. 41 26) Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в ХVIII - первой половине ХIХ в. / Е. М. Залкинд. М: Наука, 1970. 400 с. 27) Залкинд Е. М. Присоединение Бурятии к России / Е. М. Залкинд. Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1958. 320 с. 28) Золотарев В., Соколов Ю. Трагедия на Дальнем Востоке Русско-японская война 1904— 1905 гг. / В. Золотарев Ю. Соколов. М: Animi Furtido, 2004. 570с. 29) Зуев А. С. Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII – первой половине XIX вв. /А. С.Зуев. Новосибирск: Наука, 1994. 191 c. 30) Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю / А. А.Игнатьев М: ФЛИНТА, Наука, 1986. 464 с. 31) Кальмина Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье / Л.В. Кальмина, Улан-Удэ: Экос, 1999. 172 с. 32) Карцев Д. А. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Д. А. Карцев М: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 2007 г. С. 202. 33) Квитка А.В. Дневник Забайкальского казачьего офицера 1904-1908 гг. /А.В. Квитка. Иркутск: тво Р. Голике и А. Вильборг, 2008 г. 430 с. 34) Киселёв В.Я. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность / В.Я. Киселёв. Чита:, 2008.108 с. 35) Краснов Н. И. Народонаселение и территория казачьих войск /Н. И. Краснов СПБ: Типография В. Безобразова, 1887. №12. 489 с. 36) Кристофер Мартин. Русско-японская война 1904-1905 гг./ Мартин Кристофер. М: Пер. с англ. Е.К. Солнцевой: Центрполиграф, 2003. С. 180. 37) Кудрявцев Ф.И. Боевые традиции бурят - монгольского народа /Ф.И. Кудрявцев. Улан-Удэ: Бурят изд-во,, 1942. С. 65-68. 38) Маковкин А. Е. 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска 1898-1906 гг. / А.Е. Маковкин. СПб, 1908. С. 105. 39) Масянов Л. Л. Гибель Уральского казачьего войска / Л.Л. Масянов. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1963. 159 c. 40) Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят монголов / А.П. Окладников – Улан-Удэ: Нова Принт , 2014. 512 с. 41) Правдин К.М. Доблесть Забайкальского казачьего войска / К.М. Правдин Улан-Удэ: Нова Принт, 2014 г. С. 178. 42) Седых К. Ф. Отчий край / К. Ф. Седых Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1961. 275 с. 43) Седых К.Ф. Даурия/ К.Ф. Седых. Благовещенск: Амурское областное газетно-книжное издательство, 1951. 840 с. 44) Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХVII – ХIХ вв. / О.И. Сергеев М: Наука, 42 1983. С. 35. 45) Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири/ П.А. Словцов. Новосибирск: Наука, 1995. 364 с. 46) Смирнов Н. Н. Забайкальское казачество / Н. Н. Смирнов. М: Вече, 2008. 320 с. 47) Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках / Н.Н. Смирнов Волгоград: изд-во ППП «Офсет», 1994. 608 с. 48) Схиммельннинк Ван дер Оей Дэвид. На встречу восходящему солнцу/ Схиммельннинк Ван дер Оей Дэвид.М, 2009. 273 с. 49) Тараторин В. В. Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн / В. В. Тараторин. Мн: Харвест, 1999. 404 с. 50) Хорошхин М., Путилов Е. Забайкальская казачья книжка. / М. Хорошхин Е. Путилов СПб: Тип. А.С. Суворина, 1893. 442 c. 51) Цыбиков Г. Ц. Забайкальское казачье войско / Г. Ц. Цыбиков Верхнеудинск, 1925. 157 с. 52) Шильникова И.Ф. Первая Забайкальская Казачья Дивизия в Великой европейской войне 19141918 гг. / И.Ф. Шильникова Харбин: Мансю Кайдзо, 1933. 246 c. 53) Шулунов Ф. И. К истории бурят-монгольского казачества / Ф. И. Шулунов Улан-Удэ, 1936. 28 с. 54) Эберхард фон Теттау. 18 месяцев в Маньчжурии с русскими войсками / Эберхард фон Теттау. СПБ.: тип. В. Безобразова, 1907. 360 с. 55) Эпов Н.И. Забайкальское казачье войско / Н.И. Эпов. Нерчинск: Типография Бутина, 1889 г. 13 с. Начальная военная подготовка СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести - М. "Армпресс", 2001 - 95 с. 2. Коледа С.И. Выживание - Мн: ООО "Лазурак", 1996-465 с. 3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся "Школа безопасности". Учебное пособие. — М. Гуманитарный Издательский цетр ВЛАДОС, 2000 - 160 с. 4. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы - М: "Армпресс", 2000-95с. 5. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего Отечества. - М. "Армпресс", 2000 - 96 с. 6. Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою. - М. Военное издательство. 1988136 с. 7. Михайлов Г.И. Символы России и Вооруженных Сил.- М. "Армпресс", 2000-87с. 8. Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр "Академия", 2000-239с. 9. Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи: Кол. Монографии - М. Издательство "Международной педагогической академии", 2000-204 с. 43 10. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник для образовательных учреждении - М.: ООО "Издательство Астрель", 2001 - 366 с. 11. Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. — М.: - ACT, 2001 - 274-289 с. 12. Чеурин Е.Г. Самоспасение без снаряжения. - М.: "Русский журнал", 2001 - 194 с. 13. Шойгу С.К. Учебник спасателя. - М.: - 1997 - 520 с. 14. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. - ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с. 15. Закон РФ "Об образовании". 16. Закон РФ "О военной обязанности и военной службе". 17. Закон РФ "О борьбе с терроризмом". 18. Закон РФ "О гражданской обороне". 19. Конституция Российской Федерации. - М. 2000. 20. "Общевоинские уставы ВС РФ". - М. 2006. 21. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. - М. 1999-156 с. 22. Повесимо П.Н. Социальная напряженность и проблема воинской дисциплины. Информационно-исторический сборник. - М. 1993 - 24-28 с. 23. Поляков С.Д. Цели современного воспитания. Ульяновск Мэд УГПУ, 1996 - 86 с. 24. Утлих Э.П. Психологические основы дисциплины. - М. : МОРФ, 1993. 25. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458 "Об организации военнопрофессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях". 26. Родионов Е.Г. Индивидуально-воспитательная работа с будущими офицерами, эффективность и ее критерии // сборник научных трудов № 1 - М.: ВУ, 1997-202 с. Общефизический блок СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авилов В. Сибирский кулак. Новые возможности боевого самбо; ФАИР, 2007. - 352 c. 2. Адамович, Г. Э. Кривич. Рукопашный бой. Система славянских единоборств / Г.Э. Адамович. М.: Букмастер, 2012. - 416 c. 3. Алексей, Алексеевич Кадочников Мой взгляд на рукопашный бой / Алексей Алексеевич Кадочников. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2005. - 379 c. 4. Бондаренко, В. В. Казачий рукопашный бой. Частные примеры техники современного казачьего рукопашного боя / В.В. Бондаренко, В.Н. Пустовойтов. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. - 352 c. 5. Бондаренко, В.В. Казачий рукопашный бой / В.В. Бондаренко. - М.: Астрель, АСТ, 2010. - 387 c. 6. Влодавец, Леонид Закон рукопашного боя / Леонид Влодавец. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 432 c. 7. Динамика Русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. - М.: Спортпресс, 2004. - 160 c. 8. Динамика русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. - М.: СПДФЛ Дудукчан И. М., 2009. - 160 c. 9. Кадочников, А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя / А.А. Кадочников. - М.: Феникс, 2008. - 320 c. 10. Кадочников, А. А. К бою готов! Стрессоустойчивость в рукопашном бою / А.А. Кадочников. М.: Феникс, 2006. - 160 c. 11. Кадочников, А. А. Один на один с врагом. Русская школа рукопашного боя / А.А. Кадочников. - М.: Феникс, 2006. - 320 c. 12. Коньков, В.С. Боевая система рукопашного боя спецназа / В.С. Коньков. - М.: Рипол Классик, 2014. - 897 c. 13. Солдатова, А.А. Выживание. Рукопашный бой / А.А. Солдатова. - М.: АСТ, 2015. - 747 14. Юрий, Зайцев Армейский рукопашный бой / Зайцев Юрий. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2009. - 779 c. 44 Основы туризма СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учителя: 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996. 2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. 3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971. 4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993. 5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987 6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966. 7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192. 8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963 9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967 10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966. 11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969 12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972. Армейский рукопашный бой СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авилов, Владимир Ножевой бой. Рукопашный бой. Учебно-методическое пособие / Владимир Авилов. - М.: Профит Стайл, 2014. - 208 c. 2. Адамович, Г. Э. Кривич. Рукопашный бой. Система славянских единоборств / Г.Э. Адамович. М.: Букмастер, 2012. - 416 c. 3. Алексей, Алексеевич Кадочников Мой взгляд на рукопашный бой / Алексей Алексеевич Кадочников. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2005. - 379 c. 4. Бондаренко, В. В. Казачий рукопашный бой. Частные примеры техники современного казачьего рукопашного боя / В.В. Бондаренко, В.Н. Пустовойтов. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. - 352 c. 5. Бондаренко, В.В. Казачий рукопашный бой / В.В. Бондаренко. - М.: Астрель, АСТ, 2010. - 387 c. 6. Влодавец, Леонид Закон рукопашного боя / Леонид Влодавец. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 432 c. 7. Динамика Русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. - М.: Спортпресс, 2004. - 160 c. 8. Динамика русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. - М.: СПДФЛ Дудукчан И. М., 2009. - 160 c. 9. Жуковский, В. В. Боевые ножи. Все о самом совершенном оружии рукопашного боя / В.В. Жуковский, И.С. Петров, С.Е. Ковалев. - М.: Гелеос, 2001. - 160 c. 10. Зайцев, Юрий Армейский рукопашный бой / Юрий Зайцев. - М.: Современное слово, 2009. 288 c. 11. Зайцев, Юрий Армейский рукопашный бой / Юрий Зайцев. - Москва: Высшая школа, 2009. 288 c. 45 12. И. Ключи силы для супермена. От войн богов к современным техникам рукопашного боя / И., М. Брагины. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, Кладезь, 2010. - 512 c. 13. И. Мастер рукопашного боя. Простая эффективная защита от уличной агрессии / И., М. Брагины. - М.: Рипол Классик, 2009. - 512 c. 14. Кадочников, А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя / А.А. Кадочников. - М.: Феникс, 2008. - 320 c. 46