Положение о структуре разработки и утверждения образовательной программы МАУ ДО ЦДПиПВ (2)

утверждению авторских и модифицированных дополнительных общеобразовательных
программ (далее - ДОП), реализуемых в МАУ ДО «ЦДПиПВ». Положением
определяется структура, оформление, порядок и сроки рассмотрения дополнительных
общеобразовательных программ.
1.3. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа – нормативный
документ МАУ ДО «ЦДПиПВ», определяющий содержание дополнительного
образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного
образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения,
оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся (кадровых и
материально-технических) ресурсов в соответствии с социальным заказом.
1.4. Дополнительные
общеобразовательные
программы
подразделяются
на
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
и
дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы.
1.5. ДОП разрабатываются и реализуются с учетом следующих характеристик
дополнительного образования:
- предоставление свободы выбора образовательной области, образовательной
программы. Объема учебного материала и темпа его освоения;
- дополнительное образование определяется в неограниченном образовательными
стандартами пространстве жизнедеятельности человека;
- соответствие выявляемым интересами потребностям детей;
- направленность содержания на развитие у детей мотивации к творчеству, познанию,
актуализации интеллектуально-творческого потенциала личности, способности ее к
образовательной активности;
- деятельностный характер образовательного процесса его направленность на
организацию социального опыта детей и взрослых, формирование социальной
мобильности, адаптивности, ответственности;
- оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;
- сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучащимися.
1.5. ДОП реализуются как для детей, таки для взрослых. Цель – удовлетворение
потребностей в интеллектуальном, творческом, нравственном. Физическом развитии,
организация свободного времени. ДОП детей реализуются в МАУ ДО «ЦДПиПВ»,
где они являются основными, на основании лицензии.
1.6. ДОП разрабатываются педагогами с учетом типовых образовательных программ,
рекомендованных Министерством просвещения РФ. При разработке программ
учитываются направленность деятельности, уровень освоения, возраст, уровень
подготовки учащихся (вариативные учебно-тематические планы), наличие условий
(оборудованные рабочие места, наличие техники и оборудования в мастерских и
компьютерных классах), санитарные нормы, требования современной педагогической
науки.
1.7. Дополнительные общеобразовательные программы:
- способствуют обеспечению реализации права родителей на информирование об
образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию
качества получаемых услуг;
- обеспечивают интеграцию и координацию деятельности педагогического
коллектива;
- определяют приоритеты в содержании дополнительного образования детей.
1.8.1. В МАУ ДО «ЦДПиПВ» могут реализовываться следующие типы ДОП:
примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством просвещения
РФ и рекомендованная государственным органом управления образованием в
качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению
деятельности;
- модифицированная (адаптированная) программа – программа дополнительного

образования детей, рекомендованная Министерством просвещения РФ и
адаптированная под условия учреждения, скорректированная конкретным педагогом,
содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор
тем, порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор материала по
темам, с учётом возраста и уровня подготовки учащихся, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов обучения и воспитания;
- экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых
областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления
новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на
статус авторской;
- авторская дополнительная общеразвивающая образовательная
программа
–
документ, созданный на основе примерной (типовой) образовательной программы и
имеющий авторскую концепцию построения образовательного процесса и (или)
- содержания образовательной
программы, обладающий актуальностью,
оригинальностью
и обязательно новизной; это программа преподавания нового
учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее
предметов. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.
Внедрению
авторской образовательной программы в практику предшествует
период ее апробации.
II. Функции дополнительных общеобразовательных программ
2.1. ДОП вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она
относится, выполняет следующие функции:
1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она
разработана;
3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов
содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и
критерии оценки уровня обученности и личностного развития учащихся.
III.
Цели и задачи дополнительных общеобразовательных программ
3.1. Целями и задачами ДОП является обеспечение обучения, воспитания, развития:
• Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в
познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.
• Воспитательные задачи: формирование у учащихся социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.
• Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребности в
самопознании, саморазвитии.
IV.
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
4.1. Содержание ДОП должно соответствовать:
• определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования;
• направленностям программ дополнительного образования детей (социальнопедагогической, военно-патриотической, физкультурно-спортивной, эколого-

4.2.

4.3.
4.4.

4.5.

краеведческой, валеологической и др.);
• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне
необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на
объединение учащихся).
Содержание ДОП должно быть направлено на создание условий для развития
личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение учащихся к
общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и
отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога
дополнительного образования с семьей.
ДОП должны быть ориентированы на разные уровни сложности («стартовый
(ознакомительный)», «базовый», «продвинутый»).
Обучающиеся могут осваивать как всю ДОП в целом, так и отдельные ее части (п.2
ст.54 ФЗ «Об образовании в РФ»), то есть обучаться по индивидуальному учебному
плану в пределах осваиваемой образовательной программы.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (п.23,
ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»). Возможность обучения по индивидуальному
учебному плану должна учитываться при проектировании учебного плана ДОП.
V. Требования к оформлению и содержанию разделов
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Пояснительная записка (описание образовательной программы)
Кроме этого, целесообразно указывать актуальность программы, ее отличительные
особенности и программу (программы), которая взята за основу для разработки данной
программы (при наличии).
1.

2.

включает следующие подразделы: норматино-правовые и методические основы,
направленность, актуальность, новизну, педагогическую целесообразность, цель
и задачи; отличительные особенности данной программы от уже существующих;
организационно-педагогические условия (возраст детей, участвующих в
реализации
данной
программы;
сроки
реализации
программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим
занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения
итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, научноисследовательские конференции и т.д.). (размер шрифта 12, подзаголовки жирным).
Учебный план программы

Содержание учебных предметов, курсов, модулей (перечень и описание
разделов, тем - основных дидактических единиц, подлежащих освоению, по
каждому курсу, дисциплине (модулю).
1)
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем
(теоретических и практических видов занятий).
2)
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
включает в себя обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материал, методики
по исследовательской работе, тематику опытнической или исследовательской работы
и т.д.
3)
Список использованной литературы.
4)
Внешняя
рецензия
авторской
дополнительной
общеразвивающей
образовательной программы.
5)
Внутренняя рецензия (экспертное заключение Методического объединения
МАОУ «ЦДПиПВ»).
VI. Права разработчика
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6.1. ДООП разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно.
6.2. Разработчик ДООП самостоятельно определяет:
• цель, задачи, ведущую педагогическую идею ДООП; актуальность и
отличительные признаки программы от других программ;
• образовательную область и содержание ДООП, наполнение отдельных разделов
(тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с
разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту
занятий в неделю;
• состав учащихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);
• приёмы, методы и формы организации образовательного процесса по программе,
требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности
использования информационно-коммуникационных технологий;
• ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
6.3. ДООП должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений.
Порядок и регламент корректировки программы разработчик фиксирует в
пояснительной записке или механизме ее реализации.
VII. Ответственность
7.1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г. N «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» учреждение
несет ответственность «за реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с утвержденными учебными планами и качество
реализуемых образовательных программ.
7.2. Педагог – разработчик программы несет ответственность за качество и полноту
реализации дополнительной общеразвивающей программы; объективность контроля
учебных достижений учащихся.
7.3. Руководитель методического объединения несет ответственность за качество
проведения экспертизы ДООП.
VIII. Порядок рассмотрения и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
8.1. Руководитель методического объединения пишет экспертное заключение
(внутреннюю рецензию) на дополнительную общеразвивающую программу.
8.2. Экспертиза осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по
3.

8.3.
8.4.
8.5.

8.6.

проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных
письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, и данным Положением.
По
итогам
экспертизы
методического
объединения
дополнительная
общеразвивающая программа проходит согласование на педагогическом совете
МАОУ «ЦДПиПВ».
Утверждение ДООП осуществляет директор
МАОУ «ЦДПиПВ» с изданием
соответствующего приказа.
Утверждение ДООП, ее коррекция производится до 1 октября текущего года.
Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и
качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых
нормативных актов и иных документов. Внесенные изменения и дополнения в
программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения
аналогичную указанной в п. 8.1 – 8.4.
Экспериментальная ДООП, прошедшая внутреннюю экспертизу, утверждается
директором МАОУ «ЦДПиПВ» в статусе авторской.
IX. Требования к структуре и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Титульный лист (приложение 1)
•
•
•
•
•
•
•
•
•

полное наименование ОО в соответствии с Уставом - сверху листа в центре, размер
шрифта 14);
когда и кем рассмотрена, утверждена, когда и с кем согласована программа;
указываются грифы (размер шрифта 10)директора МАОУ «ЦДПиПВ» - об
утверждении программы;
название вида
документа
(Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа - ниже полного названия ОО, в центре, размер
шрифта 16, жирный);
название программы (в центре страницы размер шрифта 22, жирный);с правой
стороны листа помещаются следующие сведения (размер шрифта 16):
направленность программы;
срок реализации программы;
возраст детей, на которых рассчитана программа;
Ф.И.О., должность составителя (составителей) или автора (авторов) программы
указываются полностью (с правой стороны листа снизу строки срока реализации
программы, размер шрифта 16);
в центре снизу листа (размер шрифта 14) помещаются выходные данные (название
населенного пункта, год составления программы).

Пояснительная записка
В ней следует выделять следующие ключевые слова (размер шрифта 12, жирный):
актуальность, новизна, отличительные особенности, концепция, цель, задачи и др.
названия модулей пояснительной записки (размер шрифта 12, жирный)
в) название разделов программы набирается размером шрифта 14, жирным.
Содержание программы
темы учебного плана выделяются жирным шрифтом 12;
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word,

шрифтом Times New Roman Cyr, 12пт., одинарный межстрочный интервал, выравнивание
по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева - 25 мм,
справа -10 мм, снизу и сверху - 20 мм. Для оформления внутри текста можно
использовать жирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания
(кроме тире) не ставятся.
Требования к нумерации страниц
• Страницы нумеруются последовательно, начиная с 3-й страницы, т. е. после
титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы
располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам
• Заголовки набираются жирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру,
точка в конце заголовка не ставится.
• Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный
интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть
обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним
интервалом, если есть подзаголовок - двумя.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Требования к приложениям
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях.
Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого
формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен м т.д.
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его
листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
Приложения могут быть обязательными и информационными.
Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного
характера.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения
располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху
посередине страницы слова "Приложение".
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично
относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова "Приложение" следует
цифра, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением
букв I и О.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы,
подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения.
Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную
нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с
указанием их номеров и заголовков.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Технология проектирования
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№

Структура
программы

1.

Титульный
лист

2.

Пояснительная
записка

Содержание структурных компонентов программы
- наименование
вышестоящих органов образования
(по подчиненности учреждения, организации);
- наименование
учреждения,
организации (согласно
формулировке устава организации);
- дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего
программу к реализации;
- гриф утверждения
программы
(с
указанием
ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- название программы;
- направленность программы;
- адресат программы (возраст участников программы);
- срок реализации программы;
- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
- место (город, другой населенный пункт) и год разработки
программы.
Раздел программы направлен на отражение общей
характеристики программы:
- нормативно-правовые и методические основы программы;
- направленность (профиль) программы – техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социальнопедагогическая;
- актуальность программы – своевременность, необходимость,
соответствие потребностям времени;
-отличительные особенности программы – основные идеи,
отличающие программу от существующих;
-адресат программы – краткая характеристика обучающихся по
программе, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические характеристики;
-объем и срок освоения программы – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения и
необходимых для освоения программы; определяется
содержанием и прогнозируемыми результатами программы;
характеризуется продолжительностью программы (количество
месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
- формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форме
(Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается
сочетание различных форм получения образования и форм
обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);
- особенности организации образовательного процесса – в
соответствии с индивидуальными учебными планами в
объединениях по интересам, сформированных в группы
учащихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом

3.

Цель и задачи
программы

4.

Содержание
программы

объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории,
студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры)
(далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008,
п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.)
- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
– общее количество часов в год; количество часов и занятий в
неделю; периодичность и продолжительность занятий.
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного
процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели
следует избегать общих абстрактных формулировок.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее
основную направленность и желаемый конечный результат.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что
нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей
их классификацией:
- личностные - формирование общественной активности
личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения
в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
- метапредметные - развитие мотивации к определенному виду
деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности,
активности,
аккуратности
и
т.п.
образовательные (предметные) - развитие познавательного
интереса к чему-либо, включение в познавательную
деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций и т.п.;
- образовательные (предметные) - развитие познавательного
интереса к чему-либо, включение в познавательную
деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций и т.п.
Формулировки
задач
должны
быть
соотнесены
с
прогнозируемыми результатами.
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане
и содержании учебно-тематического плана.
- учебный план (УП) содержит следующие обязательные
элементы: перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов
учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон
№ 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) (см. Приложение 2);
- содержание учебного плана – реферативное описание разделов
и тем программы в соответствии с последовательностью,
заданной учебным планом, включая описание теоретических и
практических частей и форм контроля по каждой теме; должен
соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам
освоения программы.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда
общих правил:
- содержание составляется согласно УП;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны
полностью соответствовать их формулировке и расположению в

5.

Планируемые
результаты

6.

Календарный
учебный график

7.

Условия
реализации
программы

8.

Формы
аттестации

УП;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по
каждому разделу (теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого
года обучения
целесообразно
оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения
(например, на правила выполнения упражнений, репертуар и
т.п.);
-в
содержании могут быть представлены
вариативные
образовательные маршруты.
В этой части необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он
должен знать и уметь);
- компетенции и личностные качества, которые могут быть
сформированы и развиты у детей в результате занятий по
программе;
- личностные, метапредметные и предметные результаты,
которые приобретет обучающийся по итогам освоения
программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и
содержания программы.
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график – это составная часть
образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9),
определяющая:
− количество учебных недель,
− количество учебных дней,
− продолжительность каникул,
даты
начала
и око
К условиям реализации программы относится характеристика
следующих аспектов:
- материально-техническое обеспечение – характеристика
помещения для занятий по программе; перечень оборудования,
инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы (в расчете на количество обучающихся);
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-,
интернет источники;
кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов,
занятых в реализации программы, охарактеризовать их
профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
Разрабатываются
и
обосновываются
для
определения
результативности освоения программы. Призваны отражать
достижения цели и задач программы.
Перечисляются согласно учебному плану и учебнотематическому плану (зачет, творческая работа, выставка,
конкурс, фестиваль и др.).
− Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов: аналитическая справка, аналитический материал,
аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом,
дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный

9.

Оценочные
материалы

10.

Методические
материалы

лист, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол
соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: аналитический материал по итогам проведения
психологической диагностики, аналитическая справка, выставка,
готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта,
защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт,
научно-практическая конференция, олимпиада,
открытое
занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в
профессиональные образовательные организации по профилю,
праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических
методик,
позволяющих определить достижение
учащимися
планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47,
п.5)
Настоящий раздел представляет краткое описание методики
работы по программе и включает в себя:
− особенности организации образовательного процесса –
очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого
взаимодействия и др.;
методы обучения (словесный, наглядный практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый,
исследовательский
проблемный;
игровой,
дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
− формы
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор
той или иной формы обосновывается с позиции профиля
деятельности (музыкального, спортивного, художественного и
др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и
др.;
− формы организации учебного занятия - акция, аукцион,
бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми,
выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра,
концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз,
лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм»,
наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход,
праздник, практическое занятие, представление, презентация,
рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия,
творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль,
чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент,
эстафета, ярмарка7;
− педагогические
технологии
технология
индивидуализации обучения, технология группового обучения,
технология
коллективного
взаимообучения,
технология
программированного
обучения,
технология
модульного
обучения, технология блочно- модульного обучения, технология
дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения, технология

11.

Перечень
информационных
и материальнотехнических
источников

проблемного обучения, технология дистанционного обучения,
технология
исследовательской
деятельности,
технология
проектной деятельности, технология игровой деятельности,
коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности, технология развития
критического мышления через чтение и письмо, технология
портфолио, технология педагогической мастерской, технология
образа и мысли, технология решения изобретательских задач,
здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
− алгоритм учебного занятия – краткое описание
структуры занятия и его этапов;
− дидактические материалы – раздаточные материалы,
инструкционные, технологические карты, задания, упражнения,
образцы изделий и т.п.)
Список литературы:
При составлении списка литературы необходимо учитывать:
− основную и дополнительную учебную литературу:
учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
− наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
Список может быть составлен для разных
участников образовательного процесса (педагогов, детей,
родителей).
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Примерная структура
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка (описание образовательной программы)
1.

Учебный план (вариативные учебные планы)

2.

Календарный учебный график

3.

Содержание программного материала

4.

Методические материалы

4.1. Наименование методических материалов, необходимых для реализации программы

(методические рекомендации по проведению занятий, технологии, алгоритмы,
памятки, упражнения, репертуар, музыкальное сопровождение и т.д.)
4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы
4.3. Система воспитательной работы.
4.4. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана
5. Оценочные материалы
5.1. Система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
5.2. Иные оценочные материалы (диагностический инструментарий, нормативы, критерии
оценки, перечень вопросов, темы для проектных работ и т.д.)
Перечень

информационного и

материально-технического обеспечения

реализации программы
Приложения к образовательной программе
Индивидуальные учебные планы (учебные планы объединений /групп /отдельных
учащихся) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе (при
наличии).
Календарный учебный график на учебный год.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на учебный год.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Образцы оформления структурных элементов
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Титульный лист

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр допризывной подготовки и патриотического воспитания»
Принята на заседании
Педагогического совета
МАОУ «ЦДПиПВ»
Протокол № ____
от «___»______ 2019 г.

Утверждена приказом
директора МАОУ «ЦДПиПВ»
№________
от «___»_______2019 г.
Директор
_________/О.А. Зайцев

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Самбо»

Направленность: спортивная
Срок реализации: 3 года
Для обучающихся: 7-12 лет
Составитель: Зайцев О.А.,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2019 г.

Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

Всего

Количество часов*
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля

*Объем часов в год согласно СанПин составляет 72, 144 или 216 ,
соответственно 2, 4, 6 часов занятий в неделю.

Содержание учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Тема 1.1. Общая физическая подготовка.
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными
шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад,
приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.

Календарный учебный график
№
п/п
1.

Дата
(чч.мм.гг.)

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема
занятия

Место
Форма
проведения контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».