Ганиев Н.Г. "Основы военной службы"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Является нормативным документом, которая: построена на
принципах конкретности, точности, логичности, реальности; имеет
официально-деловой стиль изложения с элементами научного, и
предполагает использование современной педагогической терминологии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с
• Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12. 2012г. № 273- ФЗ;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
• Комментариями Минобрнауки России к ФГОС дошкольного
образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Программа
включает
комплекс
правовых,
нормативных,
организационных, методических, исследовательских и информационных
общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему
развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания
граждан, направленных на становление патриотизма в качестве
нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение
любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре,
природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской
идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого
и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных
качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного

отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим,
толерантности.

1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы
военной службы» рассчитана на 1 год занятий с детьми 6 - 7 лет
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и
патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм.
• знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными
традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его
ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с
городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися
горожанами,
с
жизнью
прошлого
и
настоящего
времени,
достопримечательностями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные
сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе,
посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым
жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

1.2. Актуальность
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением
и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к
самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему

он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие
впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к
родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок
знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем
и со страной, её столицей и символами.
Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город
славен своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть
интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,
гордости за свою страну должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

1.3. Отличительные особенности программы
Данная программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет.
Она даёт начальные знания по «Основам военной службы».
Для развития патриотического духа.
Развивает физическую и строевую подготовку.
1.4. Педагогическая целесообразность.

В основу реализации программы положены следующие принципы:
• Принцип
личностно-ориентированного
общения индивидуально-личностное формирование и развитие морального
облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные
исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и
взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• Принцип тематического планирования материала предполагает
подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
• Принцип наглядности – широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии
пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
• Принцип
последовательности предполагает
планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от

•

•

•

•

•

•
•

простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в
определённой системе;
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к
достижению результата;
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания,
характера и объёма учебного материала с уровнем развития,
подготовленности детей;
Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование
призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному
пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование
нравственных чувств;
Принцип научности. Одним из важных принципов программы
является её научность. На основе сведений об истории и культуре
родного края и родной страны;
Принцип системности. Принцип системного подхода, который
предполагает анализ взаимодействия различных направлений
патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе
взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о
патриотических чувствах в разных видах деятельности и
действенного отношения к окружающему миру;
Принцип
преемственности. Патриотическое
воспитание
дошкольников продолжается в школе.
Принцип культурсообразности. Этот принцип выстраивает
содержание программы как последовательное усвоение и выработке
на этой основе ценностных ориентаций.

1.5.

Цель программы.

Воспитание
гуманной,
духовно-нравственной
личности,
достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Формирование у детей чувства любви к своей семье, городу, к природе,
культуре, истории родного края.
Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края,
толерантного отношения к представителям других национальностей.

1.6.
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•

Задачи:

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям в детском саду, своим близким;
Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям;
Формирование представлений о России как о родной стране, о
Москве как о столице России;
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России
средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная
деятельность, художественное слово;
Формирование основ экологической культуры, гуманного
отношения ко всему живому;
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,
развитие творческих способностей;
Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;
Воспитание здорового образа жизни;
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством
изучения государственной символики России;
Создание развивающей среды в группах.

Программа рассчитана на 1 год обучения и содержит следующие разделы:
1. Основы военной службы.
2. Строевая подготовка.
3. Огневая подготовка.
4. Тактическая подготовка.
5. Гражданская оборона.
6. Физическая подготовка
В течение года возможны коррективы рабочей (учебной) программы,
связанные с объективными причинами

1.7.

Формы занятий.

В процессе проведения занятий применяется групповая и индивидуальная
работа с детьми. Расписание предусматривает – 2 занятия в неделю по 1
академическому часу.
2. Объём программы:
2.1. Объём программы:
Нагрузка за год обучения составляет: 72 часа
2.2. Срок реализации программы:
- 1 год
2.3.

Режим занятий:

2 занятий в неделю, по 1 академич. час.
3. Планируемые результаты:

Ожидаемые результаты.
- наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных
богатствах;
социально-экономической
значимости;
- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре,
традициям и обычаям русского народа. Осознанное употребление в
активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, потешек,
закличек);
- воспитание патриотических чувств через изучение государственной
символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому
воспитанию детей.
Итоговая работа по выявлению уровня освоения детьми содержания
программы проводится в виде викторины с комплексом вопросов и
заданий по данной тематике.

3.1. Способы и формы проверки результатов
Участие детей объединения «ОВС» ЦДП и ПВ в различных
соревнованиях районного и городского уровня военно-спортивной игры
«Зарничка»;

II. Содержание программы
Рабочая программа реализуется согласно прилагаемым планам:
- Учебно-тематический план
- Календарный учебный график

Учебно-тематический план для групп Детского сада
№
п/п
1
1

Наименование разделов и тем

Всего часов

2
Основы военной службы
Тема1.История создания
Вооруженных Сил России.
Вторая мировая война.
Изучение жизни и подвигов
воинов. Военных начальников
и юных защитников Отечества.
(Валя Котик , Павлик Морозов)
Крупные сражения и боевые
операции Великой
Отечественной войны. (Под
Москвой и Сталинградом и
другие.)
Тема2. Организационная
структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил, родов

3
14
1

1

Количество часов
Теория практика
4
14

зачёт

5

6

-

Рассказ
беседа
устный опрос

-

Рассказ
беседа

войск. История создания и
предназначение
Тема3. Другие войска.
• пограничные войска
Российской Федерации;
• внутренние войска
Министерства внутренних дел
Российской Федерации;
• железнодорожные войска
Российской Федерации;
• войска гражданской обороны.
их состав и предназначение.
Тема4. Патриотизм и верность
воинскому долгу - основные
качества Защитника Отечества.
Тема5. Памяти поколений - дни
воинской славы России
Тема6. Боевое Знамя воинской
части - символ чести воинской
славы и доблести.
Тема7. Ордена, почетные
награды за воинские отличие и
заслуги в бою и военной
службе.
Тема8.
Медицинская
подготовка.
Оказать
первую
помощь
условно пострадавшему при,
ожогах.
Тема9. Военная топография.
Ориентирование на местности.
(Как ориентироваться при
выдижении в Д/Сад и при
выждвижении домой.)
Тема10. Основные понятия о
военной обязанности.
(Когда призываются на
срочную службу в ряды ВС РФ)
Тема11. Внутренний устав ВС
РФ. Права. Распорядок дня.
Ответственность
военнослужащих.
Тема12. Военная присяга –
клятва воина на Верность
Родине-России
Тема13. Прохождение военной
службы по призыву
Тема14. Воинские звания

1

-

Рассказ
беседа

1

-

Рассказ
беседа

1

-

1

-

Рассказ
беседа
Рассказ
беседа

1

-

Рассказ
беседа

1

-

Рассказ
беседа

Рассказ
беседа

1

1

-

Рассказ
беседа

1

-

Рассказ
беседа

1

-

1

-

1

-

Рассказ
беседа,
Устный опрос
Рассказ
беседа
Рассказ

2.

военнослужащих ВС РФ,
военная форма одежды.
Строевая подготовка
Тема 1. Выполнение
воинского приветствия с
оружием и без оружия на
месте и в движении.
Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского
приветствия без оружия на
месте и в движении.
(Отдание Воинского
приветствия – начальник
спереди, справа, слева.
Тема 3. Практическое.
Повороты на месте и в
движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и
в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру ГОМ

3

4

Огневая подготовка
Тема 1. Требование
безопасности при обращении со
стрелковым оружием и
боеприпасами.
Тема 2.
Ознакомление детей видами
оружия (Автомат, пистолет,
граната)
(Проведение игры метание
гранат.
Вооружение ВС РФ. (показ
вооружения)
Тактическая подготовка
Тема 1. Оборона. Общее
положение.
Общее положение об обороне
(как обороняться солдату)
Тема2. Приемы и правила
выполнения действий солдата в
обороне.
Солдат в окопе – его действия.

беседа,
Устный опрос
34
Рассказ показ
тренировка

9

Рассказ показ
тренировка
10

Рассказ показ
тренировка

15

4
1

Рассказ
беседа

3
Проведение
игры метание
гранат.
Вооружение
ВС РФ. (
показ
вооружения)
7
1

-

Рассказ
беседа

1
Рассказ
показ
беседа

5

6

Тема 3. Солдат в обороне.
У каждого солдата есть
направление стрельбы и сектор
обстрела
Тема 4. Условные обозначения,
применяемые в боевых
документах.
Показать карточки обозначения.
(реки, болота, и т.п. и т.д.)
Гражданская оборона
Тема 1. Ядерное, химическое,
биологическое
(бактериологическое) оружие
противника и
сильнодействующие ядовитые
вещества.
Тема 2. Обычное оружие и его
поражающие факторы
Тема 3. Оповещение и
информирование населения - об
опасности возникающих в ЧС
военном и мирном времени.
Физическая подготовка
Тема1. Легкая атлетика.
Занятие №1-Практическое.
Детская эстафета
Занятие №2 –Практическое.
Спортивная игра – Футбол.
Поиграть в футбол 2х2 или 3х3
Занятие №3-Практическое.
Спортивная игра в – Волейбол.
(перекидка мячика друг другу)
Занятие №4-Практическое.
Передача мяча снизу вверх,
сверху вниз.
Занятие №5 - Практическое.
ОФ - (Зарядка)
Занятие №6 - Практическое.
Бег на короткие дистанций.
10Х10
Всего часов:

1

рассказ показ
беседа, тесты
4

5
Рассказ
показ
беседа

1

1

3

-

рассказ показ
беседа
беседа.
рассказ показ

6
1

Соревнование
соревнование

1
соревнование
1

1

Рассказ
показ

1

Рассказ
показ

1

Рассказ, показ
тренировка

72

Календарный план для группы № 1 – 9 - первого года обучения.
Содержание

Всего

Сент

Октя

Ноя

Дека

Янва

Февр

часов

ябрь

брь

брь

брь

рь

аль

Инструктаж

2

1

Основы военной
службы

14

3

2

2

2

1

1

1

Строевая подготовка

34

4

5

3

3

1

3

4

Огневая подготовка

4

1

1

Тактическая
подготовка

7

1

1

1

1

1

Гражданская оборона

5

1

1

1

1

1

Физическая
подготовка

6

1

1

1

1

1

Всего часов

72

9

9

6

8

1

9

Март

Апре

Май

ль

1

1

8

1

1

1

5

6

1

8

1
8

7

Календарный учебный график
Занятия проходят на базе Д/С

1
2

очная
очная

Колво
часов
1
1

3

очная

1

4

опрос

1

Мес
яц

СЕНТЯБРЬ

№
п/п

Число

Форма
занятия

Тема занятия
Вводный инструктаж
ОВС: Тема 1. История создания Вооруженных
Сил России. Вторая мировая война. Изучение
жизни и подвигов воинов.
ОВС: Тема 2. Организационная структура
Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил,
родов войск. История создания и предназначение
ОВС: Тема 3. Другие войска.
• пограничные войска Российской Федерации;
• внутренние войска Министерства внутренних
дел Российской Федерации;
• железнодорожные войска Российской
Федерации;

Форма
контроля
опрос
опрос

опрос

опрос

• войска гражданской обороны.
Их состав и предназначение
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
ТАКТИКА: Тема 1. Оборона. Общее положение.
Общее положение об обороне
(как обороняться солдату)

5

очная

1

6

очная

1

7

очная

1

8

очная

1

9

очная

1

1

очная

1

ОВС:
Тема 4. Патриотизм и верность
воинскому долгу - основные качества Защитника
Отечества.

опрос

1

ОВС: Тема5.
Памяти поколений - дни
воинской славы России

опрос

2

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
опрос

очная

1

Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.

Практическ
ое занятие

4

очная

1

Практическ
ое занятие

очная

1

6

очная

1

7

очная

1

8

очная

1

Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
Строевая: Тема 1. Выполнение воинского
приветствия с оружием и без оружия на месте и в
движении.
ТАКТИКА: Тема2.
Приемы и правила
выполнения действий солдата в обороне.
Солдат в окопе – его действия.

1

очная

1

ОВС: Тема 6. Боевое Знамя воинской части символ чести воинской славы и доблести.

опрос

НОЯ
БРЬ

5

ОКТЯБРЬ

3

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
опрос

2

очная

1

ОВС: Тема 7. Ордена, почетные награды за
воинские отличие и заслуги в бою и военной
службе.
СТРОЕВАЯ Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении.
(Отдание Воинского приветствия – начальник
спереди, спра - ва, слева.
СТРОЕВАЯ Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении.
(Отдание Воинского приветствия – начальник
спереди, спра - ва, слева.
СТРОЕВАЯ Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении.
(Отдание Воинского приветствия – начальник
спереди, спра - ва, слева.

опрос

3

очная

1

4

очная

1

5

очная

1

6

очная

1

ОГНЕВАЯ: Тема 1. Требование безопасности
при обращении со стрелковым оружием и
боеприпасами.
ТАКТИКА: Тема 3. Солдат в обороне. У
каждого солдата есть направление стрельбы и
сектор обстрела
Гражданская Оборона: Тема 1. Ядерное,
химическое, биологическое (бактериологическое)
оружие противника и сильнодействующие
ядовитые вещества.

опрос

7

очная

1

8

очная

1

9

очная

1

ФИЗО: Тема1.
Легкая атлетика. Занятие №1
- Практическое. Детская эстафета
ОВС: Тема 8. Медицинская подготовка.
Оказать первую помощь условно пострадавшему
при, ожогах.

Практическ
ое занятие
опрос

очная

1

опрос

3

очная

1

4

очная

1

ОВС: Тема 9. Военная топография.
Ориентирование на местности.
(Как ориентироваться при выдвижении в Д/Сад и
обратно при выдвижении домой.)
СТРОЕВАЯ: Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. (Отдание Воинского
приветствия – начальник спереди, спра - ва, слева
СТРОЕВАЯ:
Тема 2.
Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. (Отдание Воинского
приветствия – начальник спереди, спра - ва, слева

2

ДЕКАБРЬ

1

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

опрос

опрос

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

очная

1

6

очная

1

7

очная

1

8

очная

1

9

очная

1

1
2

очная
очная

1
1

3

очная

1

4

очная

1

5

очная

1

6

очная

1

1

очная

1

очная

1

очная

1

3

ФЕВРАЛЬ

2

ЯНВАРЬ

5

СТРОЕВАЯ: Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. (Отдание Воинского
приветствия – начальник спереди, спра - ва, слева
ОГНЕВАЯ: Тема 2.
Ознакомление детей видами оружия (Автомат,
пистолет, граната)
(Проведение игры метание гранат. Вооружение
ВС РФ. (показ вооружения)
ТАКТИКА: Тема 4.
Условные обозначения,
применяемые в боевых документах.
Показать карточки обозначения. (реки, болота, и
т.п. и т.д.)
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Тема 2. Обычное
оружие и его поражающие факторы
ФИЗО: Занятие №2 –Практическое. Спортивная
игра – Футбол.
Поиграть в футбол 2х2 или 3х3
Вводный инструктаж
ОВС: Тема10. Основные понятия о военной
обязанности. (Когда призываются на срочную
службу в ряды ВС РФ)
СТРОЕВАЯ: Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. (Отдание Воинского
приветствия – начальник спереди, спра - ва,
слева.
ТАКТИКА: Тема 4. Условные обозначения,
применяемые в боевых документах.
Показать карточки обозначения. (реки, болота, и
т.п. и т.д.)
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Тема 3.
Оповещение и информирование населения об
опасности - возникающих в ЧС как в военном так
и в мирном времени.
ФИЗО: Занятие №3 - Практическое.
Спортивная игра в – Волейбол. (перекидка
мячика друг другу)
ОВС: Тема11. Внутренний устав ВС РФ. Права.
Распорядок дня. Ответственность
военнослужащих.
СТРОЕВАЯ: Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. (Отдание воинского
приветствия – начальник, - справа, слева.
СТРОЕВАЯ: Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия

Практическ
ое занятие

опрос

опрос

опрос
Практическ
ое занятие
опрос
опрос

Практическ
ое занятие

опрос

опрос

Практическ
ое занятие
опрос

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

4

очная

1

5

очная

1

очная

1

7

очная

1

8

очная

1

1

очная

1

2

очная

1

3

очная

1

4

очная

1

5

очная

1

6

очная

1

7

очная

1

МАРТ

6

на месте и в движении. (Отдание Воинского
приветствия – начальник спереди, спра - ва,
слева.
СТРОЕВАЯ: Тема 2. Практическое.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. (Отдание Воинского
приветствия – начальник, справа, слева.
ОГНЕВАЯ: Тема 2.
Ознакомление детей видами оружия (Автомат,
пистолет, граната)
(Проведение игры метание гранат.
Вооружение ВС РФ. (показ вооружения)
ТАКТИКА: Тема 4. Условные обозначения,
применяемые в боевых документах. Показать
карточки обозначения. (реки, болота, и т.п. и т.д.)
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Тема 3.
Оповещение и информирование населения - об
опасности возникающих в ЧС как в военном так и
в мирном времени.
ФИЗО: Занятие №4 - Практическое.
Передача мяча снизу вверх, сверху вниз.
ОВС: Тема12.
Военная присяга – клятва воина
на Верность Родине-России
СТРОЕВАЯ: 3. Практическое. Повороты на
месте и в движении. Выполнение воинского
приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3. Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
на месте и в движении. Выполнение воинского
приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3. Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
ТАКТИКА: Тема 4. Условные обозначения,
применяемые в боевых документах. Показать
карточки обозначения. (реки, болота, и т.п. и т.д.)
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Тема 3.
Оповещение и информирование населения - об
опасности возникающих в ЧС военном и мирном
времени

Практическ
ое занятие

опрос

опрос

опрос

Практическ
ое занятие
опрос
Практическ
ое занятие

Практи
ческое
занятие
Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

опрос

опрос

очная

1

1

очная

1

2

очная

1

3

очная

1

4

очная

1

5

очная

1

очная

1

6

АПРЕЛЬ

8

очная

8

очная

1

1

очная

1

2

очная

1

3

очная

1

4

очная

1

5

очная

1

МАЙ

7

ФИЗО: Занятие №5
- Практическое. ОФП (Зарядка)
ОВС: Тема13. Прохождение военной службы
по призыву
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
ОГНЕВАЯ: Тема 2.
Ознакомление детей видами оружия (Автомат,
пистолет, граната)
(Проведение игры метание гранат.
Вооружение ВС РФ. (показ вооружения
ФИЗО: Занятие №6 Практическое. Бег
на короткие дистанций. 10Х10
ОВС: тема14.
Воинские звания
военнослужащих ВС РФ, военная форма одежды.
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение

Практическ
ое занятие
опрос
Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

опрос

Практическ
ое занятие
опрос
Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ

6

очная

1

7

очная

1

воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ

ое занятие

СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ
СТРОЕВАЯ: Тема 3.
Практическое.
Повороты на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия в строю и в движении.
Напра – ВО, Нале – ВО, Кру - ГОМ

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Поскольку программа, содержит несколько разделов, то к каждому
разделу прилагается своя учебная программа.
Раздел 1
«Основы военной службы»
14– часов.
Занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы с
использованием плакатов, схем, учебных видеофильмов, записей с
героическим прошлым нашей Родины, подвигами советских людей в годы
Великой Отечественной войны, широко использовать положительные
примеры из прохождения военной службы солдатами, сержантами и
офицерами.
В процессе изучения тем этого раздела решается одна из самых важных
задач военно-патриотического воспитания - формирование у обучаемых:
- понимание объективной необходимости защиты Отечества;
- воспитание у учащихся гордости за свою страну, привитие любви к
Родине, ее Вооруженным Силам, формирование готовности к защите
Отечества;
- развитие стремления следовать героическим традициям.

Тема 1.
История создания Вооруженных Сил России. Вторая мировая
война. Изучение жизни и подвигов воинов. Военных начальников и юных
защитников Отечества. (Валя Котик , Павлик Морозов) Крупные сражения
и боевые операции Великой Отечественной войны. (Под Москвой и
Сталинградом и другие.) - 1 час.
Тема2.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды
Вооруженных Сил, родов войск. История создания и предназначение - 1
час.
Тема3.
Другие войска.
• пограничные войска Российской Федерации;
• внутренние войска Министерства внутренних
Федерации;
• железнодорожные войска Российской Федерации;
• войска гражданской обороны.
их состав и предназначение.
– 1 час.

дел

Российской

Тема4.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества
Защитника Отечества.
- 1 час.
Тема 5.
1час.

Тема5. Памяти поколений - дни воинской славы России

-

Тема 6.
Боевое Знамя воинской части - символ чести воинской славы и
доблести. - 1 час.
Тема 7.
Ордена, почетные награды за воинские отличие и заслуги в бою
и военной службе.
- 1 час.
Тема 8 .

Медицинская подготовка. – 1 час.

Тема 9.

Военная топография. Ориентирование на местности.

(Как ориентироваться при выдвижении в Д/Сад и при выдвижении домой.)
- 1час.
Тема10. Основные понятия о военной обязанности.
(Когда призываются на срочную службу в ряды ВС РФ - 2 часа.

Тема 11.
Внутренний устав ВС РФ. Права. Распорядок дня.
Ответственность военнослужащих. - 1 час.
Тема12.
Военная присяга – клятва воина на Верность Родине-России 1 часа.
Тема13.

Прохождение военной службы по призыву - 1 час.

Тема14.

Воинские звания военнослужащих ВС РФ, военная форма

одежды.
Раздел 2
Учебная программа
«Строевая подготовка»
Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной
площадке. Все занятия по строевой подготовке проводятся только на
строевой площадке, в спортзале или в большом классе. Каждый прием
отрабатывается путем многократных тренировок, которые не должны
прекращаться и на других занятиях допризывной подготовке и на
физкультуре.
Занятия начинаются с построением обучаемых в одно - шереножном или
двух – шереножном строю, где каждый обучаемый должен знать свое
место в строю.
- Тренировка в выполнение приемов, действий, изученных на прошедших
занятиях;
- Образцовый показ и изучение нового приема, действий по элементам, а
затем в целом;
- Тренировка в выполнении приема, действий всеми обучаемыми.
При этом преподаватель, тренируя всех, обучает индивидуально каждого.
Важной воспитательной задачей занятий по строевой подготовке является
формирование и закрепление у обучаемых уважительного отношения к

строевой выучке, убеждения их в том, что строевая подготовка является
одним из существенных компонентов боевой выучки воинов. Для
выполнения этой задачи у преподавателя должен быть педагогический
подход к строевой выучке (выправке, подтянутости, молодцеватости,
общефизической

подготовке)

и

оценке

обучаемых

за

провальное

выполнение команд и строевых приемов. Выполнение обучаемыми
одиночных строевых приемов на занятиях по физкультуре является
обязательным.
На занятиях по строевой и физической подготовке наряду с приобретением
навыков воспитывается коллективизм, товарищеская взаимопомощь,
слаженность дисциплинированность, опрятность, быстрая реакция.
В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых
обучаемые осваивают приемы выполнения воинского приветствия. В
ритуале воинского приветствие и оказания воинских почестей находят
свое выражение соблюдение военнослужащими воинской этики. Для того
чтобы обучаемые осознано и с уважением выполняли воинское
приветствие, необходимо им объяснить, что это понятие нравственное,
характеризующее отношение к выполнению воинского долга.
Важнейшим условием является правильная методика организации и
проведения занятий, умение эффективно использовать разметку площадки
для занятия по строевой подготовке, образцово показывать выполняемые
приемы и подавать команды громко и четко.
Перед подачей команды и отдачей приказаний обучающий в обязательном
порядке должен принять положение «Смирно».

Тема. 2.1 Строевые приемы и движения без оружия. - 34 часа.
Строи и их элементы.

Предварительная и исполнительная команда.

Обязанность солдата перед построением и в строю.

Ответы на

приветствие на месте.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Разойдись».
Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в
две и обратно. Движение строевым и походным шагом Повороты в
движении. Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тренировка в выполнений строевых приемов без оружия.
Раздел 3
Учебная программа
Огневая подготовка – 4 часа.
Тема 1. Требование безопасности при обращении со стрелковым оружием
и боеприпаса -1 час.
Тема 2. Ознакомление детей видами оружия (Автомат, пистолет, граната)
- 3 часа.
Вооружение ВС РФ. (показ вооружения) Проведение игры - метание
гранат.

Раздел 4
Учебная программа
«Тактическая подготовка»

Тактическая подготовка

- 7 часов.

Тема 1. Оборона. Общее положение. Общее положение об обороне
(как обороняться солдату)
В обороне каждый солдат должен знать, где находится противник и что он
предпринимает, ориентиры, задачу отделения и взвода, где находятся
соседние подразделения и в каком направлении они ведут огонь, сигналы
оповещения и целеуказания, когда следует открывать огонь
самостоятельно, а когда по команде командира, местонахождение
командиров отделения и взвода.

Тема2. Приемы и правила выполнения действий солдата в обороне.
Солдат в обороне действует в составе своего отделения. Основная задача
его состоит в том, чтобы, умело используя своё оружие, местность, окоп и
траншею, а также инженерные заграждения, совместно с другими
солдатами уничтожить как можно больше наступающей пехоты и танков
противника, отразить их атаку и удержать занимаемую отделением
позицию. Солдат может оставить своё место в обороне только по приказу
командира.
Тема 3. Солдат в обороне.
Получив от командира отделения задачу, солдат уясняет её и
располагается в указанном месте так, чтобы просматривалась впереди
лежащая местность и можно было вести прицельный огонь по противнику
с дальних расстояний в указанном командиром направлении. Прежде чем
приступить к рытью окопа, солдат из положения лёжа изучает условия
местности
для
наблюдения и ведения огня, затем роет окоп для стрельбы лёжа. Если
позволяет обстановка, он углубляет окоп для стрельбы стоя. Для стрельбы

с колена окоп необходимо углубить до 60 см, для стрельбы стоя – до110
см.
Тема 4. Условные обозначения, применяемые в боевых документах.
Показать карточки обозначения. (хвойный лес, лиственный лес, реки,
болота, и т.п. и т.д).
Раздел 5
Учебная программа
«Гражданская оборона»
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и
по защите населения, материальных и культурных ценностей на
территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие них. И является одной из важных составляющих
обучения подростков. Занятия проводятся в классе или спортивном зале.
На занятиях по Гражданской обороне применяются следующие основные
методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка
(упражнение). Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия.
Гражданская оборона - 5 часов.
Тема1. Ядерное, химическое, биологическое (бактериологическое) оружие
противника и сильнодействующие ядовитые вещества. - 1 час.
Оружие массового поражения, классификация, поражающие факторы,
характеристики и способы защиты от него.
Тема 2. Обычное оружие и его поражающие факторы - 1 час.
Тема 3. Оповещение и информирование населения об опасности
возникающих - в ЧС как в военном так и мирном времени - 3 часа.

Раздел 6
Учебная программа
«Физическая подготовка»
Занятие по физической подготовке проводятся в составе отделения. Для
проведения занятий организуется три учебных места. Технические
приемы, действия и навыки на учебных местах (гимнастических снарядах)
отрабатываются, и совершенствуется в составе отделения.
В подготовительную часть занятия включается ходьба, бег различными
способами,

комплексные

упражнения

(НФП-2001),

тренировка

в

выполнении положении наскока и соскока со снаряда, упражнения с
гантелями.
Высокая эффективность основной части занятия достигается краткость и
ясность объяснений, увеличением времени непрерывного выполнения
упражнений, всеми занимающимися одновременно или потоком.
Меры

безопасности

и

предупреждения

травматизма

на

занятиях

обеспечиваются правильной страховкой и оказанием помощи, проверкой
исправности

снарядов,

оборудования,

поддержанием

высокой

дисциплины.
Физическая подготовка - 6 часов.
Тема1. Легкая атлетика.
Занятие №1-Практическое. Детская эстафета
час.

-1

Бег на короткие дистанции. Бег на середине дистанции.
Занятие №2 –Практическое. Спортивная игра – Футбол.
Поиграть в футбол 2х2 или 3х3

- 1 час

Занятие №3-Практическое. Спортивная игра в – Волейбол.
мячика друг другу)

(перекидка

- 1 час.
Занятие №4-Практическое. Передача мяча снизу вверх, сверху вниз. - 1
час.
Занятие №5 - Практическое. ОФ - (Зарядка)
час.

-

1

Занятие №6 - Практическое. Бег на короткие дистанций. 10Х10 - 1 час.

Работа с родителями.
Необходимо выполнять работу с родителями учащихся, что позволяет
педагогу и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой
отношения

конструктивного

сотрудничества,

приучать

родителей

оказывать подросткам допризывного возраста необходимую помощь и
поддержку, что позитивно отражается на процессе обучения основам
военной службы.
Педагог должен:
- постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о
проблемах воспитания ребёнка;
- говорить о развитии творческих способностей ребёнка, хвалить его за
успехи;
- говорить о создании положительного микроклимата в семье;
- привлекать родителей к совместным мероприятиям;
- приглашать на выступления, концерты, совместные чаепития;
- совместное оформление выставок;

- подготовка и проведение праздников, выступлений и совместных
экскурсий.
Работа с родителями основывается на следующих основных положениях:
1. Родители – воспитатели своего ребенка.
2. Основные и повседневные привычки, в том числе связанные с риском
для здоровья, зачастую формируют у ребёнка родители.
3. Здоровье детей (физическое, психическое) – цель, в которой сходятся
интересы семьи, учреждения дополнительного образования.
4. Общность интересов в том, чтобы совместными усилиями вырастить
здоровую смену, защитника Отечества.
Что приобретают родители и педагог дополнительного образования в
результате совместной работы?
Родители, семья:
- возможность получить новые данные о здоровье и физической
подготовленности своего ребенка.
- возможность приобщения к «живому» опыту других семей.
- возможность найти поддержку в изменении образа жизни семьи.
- возможность способствовать укреплению семьи.
Педагог:
- возможность через общение с родителями получить дополнительные
знания о физическом и психическом здоровье ребёнка, их индивидуальных
особенностях и привычках;
- повысить уважение к себе со стороны родителей и их детей.
Родители и педагог должны осознать, что они совместно работают на
будущее.

Список литературы.

1.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
О.Л.Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.
2. «Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова,
2005 год.
3. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005
4. «Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003
год.
5.
«Планирование работы по патриотическому воспитанию»
Н.Ф.Андреева, 2005 год.
6.
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью» (старшая, подготовительная к школе группы) Н.В.
Алешина, 2005 год
7. «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина, 2005 год
8. «Что может герб нам рассказать» Л.В.Логинова, 2008 год
9. «Мы живем в России» (старшая, подготовительная к школе группа),
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, 2008 год.

Литература для родителей
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.
Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева //
Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин,
патриот»)
3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе
// Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

4. Деркунская В. Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
5. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В.
Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
6. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в
детском саду. – 2009. – № 3.
7. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О.
Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.
8. Муравьева И. «Не посрамим земли русской…» / И. Муравьева //
Тамбовская жизнь. – 2015. - № 6. – (23 января). – С. 3. – (письма, к 70летию Великой Победы).
9. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных
условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012.
- №1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».