Содержание Пояснительная записка………………………………………..3 стр. Первый год обучения……………………………………….….9 стр. Второй год обучения………………………………………….18 стр. Третий год обучения………………………………….……….26 стр. Четвёртый год обучения………………………………….…..31 стр. Календарно-тематическое планирование…………………..35 стр. Приложения……………………………………………….......37 стр. Методическое обеспечение………………………………..…40 стр. Список литературы………………………………………...….41 стр. 2 I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Культура и история казачества» (далее по тексту – Программы) предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ, с целью их подготовки к участию в деятельности объединений, осуществляющих государственно-общественное управлением образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. Реализация Программы может способствовать оснащению учеников знаниями и практическими умениями в области истории, духовно-нравственной культуры, народных традиций, хозяйственной деятельности, военно-патриотической, художественно-эстетической культуры казачества как самобытной народной общности и позволит представителям юного поколения сформировать объективные представления о значении казачества в судьбе России. Предлагаемая Программа направлена на развитие у детей и юношества представлений о системе жизнеопределяющих ценностей и смыслов, благодаря которым казачество, в лице своих лучших представителей, является в настоящее время достойным примером служения вере и Отечеству для молодежи. 1.Основные характеристики программы. 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа “ Культура и история казачества». Содержание дополнительной общеобразовательной Программы направлено на: - обеспечение духовно-нравственного, гражданского, военно-патриотического воспитания учащихся, формирование у них традиционных ценностей, являющихся историко-культурной и морально-этической основой мировоззрения казачества и российской ментальности; - формирование у детей и юношества представления о казачестве как о самобытной, социально активной общности, основу которой составляет православное вероисповедание, являющееся определяющим вектором казачьей культуры; - понимание особой миссии казачества как высокоорганизованного воинства, главный патриотический долг которого – защита веры и Отечества; - оснащение учащихся знаниями о традициях семейного уклада, специфике образования казачества, системе хозяйствования и повседневной культуре как образцах психофизического, нравственного и социального здоровья; - на осмысление значительного вклада выдающихся представителей духовной, воинской, научной элиты казачества в разные периоды истории России и формирование у них чувства уважения к героическому прошлому страны, сохранение памяти о великих подвигах защитников Отечества; - расширение представлений о художественной культуре казачества, соединяющей в себе элементы религиозной духовной традиции, церковного искусства, фольклора, народной обрядовости; раскрытие образов казачества в литературе, произведениях живописи, музыкальном искусстве, драматургии и кинематографе; - повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого духовно-нравственного и общекультурного уровня развития на основе полученного образования, а также сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций. Актуальность 1.2. и необходимость настоящей Программы обусловлена тенденциями к расширению казачьего образования и увеличения числа казачьих классов в структуре общеобразовательных организаций в г. Улан-Удэ. Формирование позитивного образа казачества в представлениях современных учащихся требует многоаспектного подхода к подготовке теоретического и практического материала, позволяющего выявить и акцентировать наиболее существенные компоненты казачьей культуры в его исторической ретроспективе и возрождении в современной России. Сложная идеологическая и духовнонравственная обстановка в мире, нарастающая угроза традиционным ценностям эскалацией либеральных взглядов массовой культуры приводят и к негативным трансформациям в образовательном пространстве современной школы. Эти изменения требуют нового подхода к формированию патриотического и гражданского сознания учащихся, ориентированного на традиционные духовно-нравственные ценности, осмысление идеалов православия в качестве доминантной составляющей отечественной культуры. 1.3. Отличительные особенности программы 3 В контексте вышесказанного казачество представляется той социально, морально, психологически и физически здоровой народной общностью, которая способна соответствовать вызовам времени, противостоять чужеродным деструктивным тенденциям и возглавить патриотическое служение в целях нравственного совершенствования российского общества в системе межкультурных и межконфессиональных отношений. Разработчики Программы в своем концептуальном подходе руководствовались тем, что казачьих классах общеобразовательных школ должна формироваться и репродуцироваться развивающая среда, содействующая готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала и побуждающая их к этой деятельности. В казачьих классах формируется казачья консолидация на принципах защиты веры и Отечества, самоорганизация казачьего братства и социально-психологическая активность личности каждого юного казака как гражданина, патриота и будущего государственного деятеля. Психолого-педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что образовательный процесс в ходе реализации ее содержания построен на соблюдении основных психологопедагогических подходов и принципов, а именно: 1.4. Педагогическая целесообразность Принцип единства сознания и деятельности, реализующийся в том, что сознание и личностные качества юных казаков формируются в процессе совместной деятельности для достижения единых социально значимых целей, на основе традиционных ценностей, в условиях братской консолидации, самоорганизации, творческого взаимодействия и сотрудничества. Культурно-исторический подход предполагает знание и понимание культурно-исторических предпосылок и факторов, влияющих на формирование и развитие казачьей ментальности, психологической специфики мировосприятия и мировоззрения казака в традициях православной веры и служения Отечеству как своей главной миссии. Принцип сознательности и активности. Современное общество требует от школы не только оснащения учеников знаниями, умениями и навыками, но и позитивного влияния на их отношение к миру, формированию активной жизненной позиции, высоких норм общечеловеческой нравственности. Развиваясь в казачьем сообществе, ученик формирует свою гражданственность, ценностное отношение к себе и другим, реализует социальное чувство взаимопомощи и сотрудничества с представителями разных культур, национальностей и вероисповеданий. Принцип наглядности обучения является для учащихся 5-8-х классов наиболее доступным и понятным и в значительной степени результативным. Реализация данного принципа повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, позволяя оптимизировать процесс обучения. На занятиях, предусмотренных настоящей Программой, кроме обязательных видео- и презентационных материалов, предусмотрено проведение выездных занятий и их проведение в культурно-исторических центрах, музеях. Кроме того, используются такие формы обучения, как дискуссия, полемика, проблемный диалог, демонстрация, тренинг. Данные методы способствуют комплексному восприятию и эффективному освоению материала. Принцип систематичности и последовательности способствует постепенному, поэтапному овладению учащимися различными знаниями, приѐмами и способами действий. Программой предусмотрен такой порядок действий обучаемых на занятиях, который позволяет им быстро, осмысленно и эффективно усваивать учебный материал. Это достигается максимальной интеграцией содержания дополнительной общеобразовательной программы с учебным материалом основного образовательного процесса в школе, большим объемом практических и выездных занятий. Принцип прочности усвоения учебного материала максимально реализуется в ходе встреч с видными представителями казачества, экскурсионно-выездной деятельности, тренировок, походов выходного дня и выездных тематических мероприятий. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учѐтом индивидуально-психологических особенностей обучаемых их интеллектуальных возможностей, возрастных и психофизических особенностей. С этой целью данная Программа предусматривает 4 последовательное освоение учебных разделов с основой на базовые знания, полученные ранее в ходе осуществления основного образовательного процесса в школе. Принцип научности является фундаментальным при реализации Программы, в которой для обучения и воспитания учащихся казачьих кадетских корпусов и казачьих классов используются лишь научно обоснованные академические источники, подходы и концепции, принятые научным сообществом. Многообразие идей и мнений по ряду историко-культурных вопросов подвергаются научному анализу и обсуждению на основе официальных документов, конкретных цифр и фактов. Принцип связи теории с практикой. В процессе формирования казачьего мировоззрения и консолидированных межличностных отношений в казачьих кадетских корпусах и казачьих классах Программой предусмотрены следующие формы работы: общественно-организаторская, художественно-эстетическая, научная, участие в трудовой деятельности, физкультурнооздоровительная, участие в деятельности выборных органов в школе. Отличительной особенностью данной Программы является то, что используемый в Программе материал имеет комплексный, многоаспектный характер, раскрывает панораму образа жизни и системы ценностных ориентаций казачества в широком диапазоне духовно-нравственного, историко-культурного, воинского, государственного служения и применяется в целях образовательной деятельности учащихся-казачат впервые. 1.5. Цель программы – формирование у учащихся социально значимых, этнокультурных и личностных качеств казачества; репрезентация казачества как высоконравственного, самобытного, исторически сложившегося, социо - культурного, художественно-эстетического и военнопатриотического сословия, внесшего неоценимый вклад в государственное, общественное становление России и имеющего значительный потенциал развития в качестве стратегического созидательного ресурса нашего Отечества. 1.6. задачи: - совершенствовать уровень общей образовательной подготовки школьников, необходимой для понимания ими важности сохранения и дальнейшего развития культуры казачества, происходящего в современных общественно-политических условиях России; - обеспечить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, благодаря которым казачество предстает в качестве одной из важнейших социально активных и творческих созидательных сил в государственном и общественном строительстве России; - мотивировать учащихся к изучению истории и культуры Отечества и на этой основе способствовать формированию у казачат чувства уважения к героическому прошлому страны и сохранению национального культурного наследия; - ознакомить учащихся со спецификой традиционного уклада, практики хозяйствования, характеристиками казачьей идентичности и этнопсихологии; - формировать у воспитанников моральную и психологическую готовность казака к защите веры и Отечества, высокую гражданскую ответственность, национальное самосознание при обязательном уважении к другим культурам и национальностям; - культивировать такие важнейшие качества казака, как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность; - совершенствовать программно-методическое обеспечение, расширить правовую, нормативную и материальную базу в системе образования казачества; - привлекать родителей, представителей общественности к решению проблем духовнонравственного, культурного и военно-патриотического воспитания казаков. 1.7. Возраст обучающихся. Настоящая Программа рассчитана на обучение и воспитание учащихся 5-х, 6-х,7-х и 8-х классов общего среднего образования в возрасте 11 – 15 лет. Количество обучающихся в казачьих классах определяется с учѐтом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Численность воспитанников казачьего кадетского класса не должна превышать 25 человек (мальчиков и девочек) одновозрастного состава. 5 В казачий класс принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья, изъявившие желание обучаться в казачьем классе, успешно окончившие в год набора 4 класс общеобразовательной школы. Правила приѐма в казачьи классы должны определяться администрацией образовательной организации и закрепляться в уставных документах организации. 1.8. Формы и режим занятий. Основой для внедрения и постоянного совершенствования дополнительной общеобразовательной программы казачьих классов является процесс непрерывного образования: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса казачьей чести, ношение казачьей формы и атрибутики, соблюдение субординации, взаимодействие в условиях внутреннего самоуправления. Основной формой учебных занятий при реализации данной Программы является классический урок продолжительностью 45 минут. Продолжительность перемен между уроками может составлять 10 минут. Предполагается проведение классического и интегрированного уроков, включающих материалы двух и более разделов обучения. При подготовке к занятию учитель должен учитывать особенности организации различных форм учебных занятий и определять, какая именно форма является наиболее эффективной для достижения поставленных целей казачьего обучения и воспитания. Методами проведения занятий по Программе являются: - словесные методы обучения (устное изложение материала, беседа и др.); - наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ образцового выполнения приѐма действий в исполнении педагога, или наиболее подготовленного ученика, наблюдение и др.); - практические методы обучения (тренинги); выездные занятия, предполагающие включение учащихся в естественную образовательную среду (посещение храмов, монастырей, культурно-просветительских центров и т.д.). Основными формами организации деятельности обучающихся на занятиях в рамках Программы являются: - групповая, - индивидуально-групповая, - индивидуальная. Основными видами учебных занятий, предусмотренных Программой являются: - теоретические занятия - проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы, метода проблемного диалога, сократической беседы, дискуссии, полемики с использованием дидактического материала и технических средств обучения; - практические занятия - включают изучение и закрепление полученных знаний в соответствующих мероприятиях и во время выездных занятий; - спортивно-массовые мероприятия - соревнования, олимпиады, праздники, смотры строя и песни и др.; - комплексные занятия - включают выполнение приѐмов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов Программы; - контрольные занятия - проводятся, как правило, после изучения значимых тем обучения и на завершающем этапе обучения. На контрольных занятиях обучающиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют упражнения и тестовые задания, определяемые учителем. Структура типового учебного занятия: ♦ вводная часть – 10 мин. (приветствие обучающихся, проверка личного состава и готовности его к занятию, доведение темы и целей занятия, учебных вопросов и порядка их отработки, пояснение актуальности темы занятия, еѐ значимости в изучаемом разделе, опрос по ранее изученным темам); ♦ основная часть – 30 мин. (при устном изложении изучаемого материала 6 - доведение учебного информации до обучающихся, заслушивание докладов и рефератов школьников; на практическом занятии [тренировке] – отработка нормативов, приѐмов действий и движений после краткого показа и рассказа); ♦ заключительная часть – 5 мин. (напоминание обучаемым темы и целей занятия, как они достигнуты, подведение итогов, постановка задач на следующее занятие, ответ на вопросы обучаемых). Учебно-методические материалы для проведения занятий разрабатываются педагогом и обновляются по мере необходимости. Все виды учебно-методических материалов хранятся в образовательной организации в течение всего периода обучения воспитанников. Обязательным документом учителя на каждом учебном занятии является план-конспект (план) его проведения. Он разрабатывается педагогом, проводящим данное занятие. План-конспект (план) разрабатывается в соответствии с требованиями рабочей Программы, тематического плана и методической разработки по данному разделу. Порядок разработки планов-конспектов (планов) проведения занятия и их утверждения определяется администрацией образовательной организации. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы. Данная программа рассчитана на 576 часов в течении 4 лет Сроки реализации программы. Казачий класс общеобразовательной школы осуществляет образовательный процесс в течение полного дня в ходе освоения основной учебной программы и дополнительной общеобразовательной программы с обязательным охватом всех воспитанников. Учебная нагрузка не может превышать нормы, установленные СанПиН 2.4.4.3172-14 и другими документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в образовательных организациях. 2.2. Срок реализации программы. Нормативная трудоѐмкость программы составляет 36 учебных недель в год и рассчитана на 144 часа в течение 4-х лет обучения (в 5-м, 6-м,7-м и 8-м классах) 2.3. Режим занятий: по 4 часа на рабочую неделю обучение и воспитание проводится с учѐтом их индивидуально-психологических особенностей, способностей, уровня интеллектуального развития каждого возраста с соблюдением принципа «от простого - к сложному», логической последовательности обучения. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты В результате успешной реализации базового уровня. Программы, обучаемые должны быть переведены в следующий класс. Содержание Программы логически связано как с предшествующими, так и последующими образовательными предметами: «Основы религиозных культур и светской этики», «Краеведение», «История», «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Мировая художественная культура». Конечным результатом реализации Программы должно стать повышение образовательного, духовно-нравственного и социально-культурного уровня учащихся казачьих классов – юных граждан-патриотов России. 3.2. Способы проверки результатов и формы подведения итогов. В ходе освоения разделов Программы осуществляется тематический контроль. После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы, контрольные занятия по учебным разделам, активное участие в проведении занятий, включая выездные, спортивные достижения, участие в мероприятиях по казачьей культуре, выездных тематических сменах, соревнованиях, исторических викторинах при наличии положительных результатов. Косвенными критериями служат: создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности 7 и товарищества и в итоге – воспитание психофизически и социально здоровых, духовнонравственных, сознательных патриотов России. В целях мониторинга состояния сознательности и гражданской активности обучающихся, их духовно-нравственного развития проводится систематическое анкетирование учащихся казачьих классов по усмотрению администрации образовательной организации. Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: тестирование в виде письменного экспресс-опроса; - контрольные занятия, включающие в себя устный опрос испытуемого (собеседование) и выполнение изучаемых нормативов; - викторины; - соревнования с анализом конкретных результатов в личном зачѐте; - участие в мероприятиях с казачьей направленностью. 8 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (5 класс) 144 часа № наименование количество учебных часов п/п раздела, темы всег о теория 3 4 2 2 опрос Казачьи Войска а) География постимперской территории и восточной европы. б) Территории и столицы казачьих войск в) Происхождение названий казачьих войск г) Роль реки в образовании казачьих войск д) Исторические и современные казачьи войска 8 8 опрос Казачьи чины и звания а) Происхождение казачьих чинов б) Обозначение званий на погонах, соотношение казачьих чинов и званий общеармейских в) Старшие и младшие чины г) Рядовые, урядники, офицеры и генералы д) Соотношение чинов и должностей основные понятия: приказной, урядник, сотник, хорунжий, есаул, наказной атаман Казачий Круг – высший орган казачьего самоуправления а) Происхождение термина «Круг» б) Порядок проведения Круга в) Войсковой священник, войсковой лама г) Совет стариков д) Есаулец е) Выборы Атамана ж) Выступление на Круге з) Писарь Круга основные понятия: круг Атаман а) Происхождение термина «Атаман» б) Выборы и перевыборы атамана в) Станичные и хуторские атаманы г) Войсковой атаман 8 8 опрос 8 8 опрос 8 4 1 2 практик а 5 формы аттестации (контроля) 6 Исторический раздел Вводное занятие а) Что такое казачество б) Происхождение слова «казак» основные понятия: казак, коссак, бродник 9 косаг, 4 опрос д) Походные и кошевые атаманы е) «Тулебный» атаман Казачье вооружение Пика, шашка, сабля, кинжал, огнестрельное оружие, нагайка, нетрадиционное оружие основные понятия: пика, шашка, сабля, кинжал, нагайка Казачья форма одежды а) Историческая казачья одежда б) Происхождение бешмета, шаровар, папахи, кушака, пояска, черкески в) Трансформация казачьей формы г) Современная казачья форма основные понятия: бешмет, шаровары, папаха, кушак, черкеска, башлык, лампас. Казачий быт а) Поселения казаков: станицы и хутора б) Казачий курень и хата в) Убранство дома г) Занятия: сельхоз хозяйство, огородничество, скотоводство, рыбная ловля, охота д) Проводы и встреча казаков со службы е) Воспитание подрастающего поколения основные понятия: станица, хутор Казачья песенная культура а) Исторические, бытовые, военные, лирические б) Песни казачьих авторов Волги, Дона, Кубани, Урала Забайкальское казачье войско: история и современность а) История возникновения и становления ЗКВ б) Возрождение и развитие ЗВКО. Круг класса: формирование казачьего самоуправления а) Выборы атамана, товарища атамана б) Выборы суда чести, совета стариков в) Формирование десяток и выборы десятников г) Подготовка отчета о проведении круга класса. Подготовка к принятию присяги казакакадета а) Изучение биографии и подвига георгиевского кавалера в честь которого назван класс. б) Изучение кодекса чести казака-кадета б) Правила поведения в храме, дацане в) Изучение клятвы казака-кадета. г) Задание на лето: проведение конкурса «Моя родословная». 10 8 4 4 опрос 8 5 3 опрос 8 3 5 опрос 8 2 6 опрос 4 4 4 2 2 2 опрос 2 опрос Тест Итого: 76 Военная топография Военная топография (вводное занятие). 1 1 - Топографические элементы местности. 2 1 1 Топографические карты. 2 1 1 Итого: анкетирован ие 5 Огневая подготовка Огневая подготовка (вводное занятие). 1 1 - История развития отечественного стрелкового оружия. Материальная часть пневматической винтовки. 1 1 - 1 1 - Основы и правила стрельбы. 1 1 Ведение огня из пневматической винтовки. 11 - Итого: анкетирован ие 11 15 Социально-психологическая подготовка Тема 1.1. Социально-психологическая подготовка. (вводное занятие). Специальный комплексный тренинг первой ступени (СКТ-1). Итого: 1 1 - 2 - 2 анкетирован ие 3 Строевая подготовка Строевая подготовка (вводное занятие). 1 1 - Строевые приемы и движение без оружия. 2 - 2 Строи отделения (взвода). 2 - 2 Итого: анкетирован ие 5 Тактико-специальная подготовка ТСП (вводное занятие). 1 1 - Основы общевойскового боя. 1 1 - Способы передвижения и преодоления препятствий. 2 - 2 4 2 2 Итого: Воинское искусство 11 анкетирован ие Воинское искусство 1 1 - Меры безопасности при проведении занятий 1 1 - Способы оказания первой медицинской помощи 2 1 1 Правильное дыхание и разминка перед и во время проведения занятий Страховка и самостраховка 2 1 1 3 1 2 Передвижение в стойке и партере 4 - 4 Подвижные игры «Казачьи потешки» 5 - 5 Выведение и равновесия 6 - 6 Противодействие выведению из равновесия 6 - 6 Общеукрепляющие физические упражнения 6 - 6 36 144 5 31 Итого: ИТОГО ГОД: Исторический раздел по «Культуре и истории Казачества» 6 класс (216 часов) Наименование тем и разделов всего теория практика Форма контроля Вводное занятие (повторение) 2 1 1 опрос «Казачьи Потешки». 4 4 10 5 8 8 Участие в традиционных казачьих играх «Забайкальские Шермиции» а) Традиционные народные игры казаков б) Подготовка к «Забайкальским Шермициям» Версии историков казачества о происхождении а) Племя «коссах», аланы, скифы 5 Участие в конкурсе «Казачьи места Верхнеудинска» б) Тмутараканское княжество в) Ордынские казаки г) Советская теория Казаки и Золотая Орда а) Городовые и станичные казаки 12 опрос б) Засечная черта в) Устав станичной и городовой службы князя Ворочинского г) Мусульманский переворот в Орде д) Отход казаков на границы Рязанского княжества е) Участие казаков в Куликовской битве ж) Начало заселения казаками «Дикого поля» основные понятия: Дикое поле, дань кровью, великая степь Начало образования казачьих войск 8 8 Участие в квест-игре «Мой прадед казак» 8 8 опрос 13 8 8 8 а) Днепровские, донские и волгские казаки б) Атаман Вминевецкий, Сары-Азман и др. основные понятия: казак, бродник Казачьи вольницы на Волгеа) Появление казаков на Волге б) Казачьи «воровские» атаманы Начало служения государству казаков Русскому а) Участие казаков во взятии Казани и Астрахани 5 Участие в игре «Верхнеудинск казачий» б) Сопровождение Московских послов в) Участие казаков в Ливонской войне г) Морские походы казаков основные понятия: кочи, струги Ермак Тимофеевич Сибири – Покоритель а) Волжская казачья вольница 13 опрос б) Атаманы Ермак, Кольцо, Барбоша, Мещеряк и др. в) Разгром караванов на Волге г) Походы стольника Мурашкина д) Походы казаков на Сарайчик е) Разгром ногайского ханства ж) Казачий круг в Жигулях з) Приглашение купцов Строгановых и) Поход казаков в Сибирь к) Посольство Ермака к царю Ивану IV л) Гибель Ермака и Кольцо м) Окончание Сибирского похода основные понятия: ясак, зимовье Большой камень, Атаман Мещеряк и крепость Самара Основание крепости Самара а) 8 8 опрос 6 6 тестирование б) Первая улица Самары – «Казачья» в) Князь Засекин и царь Федор Иванович г) Возвращение остатков отряда Ермака из Сибири д) Арест атамана Мещеряка е) Попытка переворота в Самаре ж) Гибель атамана Матвея Мещеряка Договора России с Китаем о границах и дружбе на рубеже XVII-XVIII веков -а) Нерчинский договор б) Буринский трактат. Итого: 73 Герб, Флаг, Гимн. 14 Общественно-государственная подготовка. 1 1 ВС РФ, их роль в обществе. 3 3 Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная Форма одежды. Специальные казачьи звания. Форма одежды. 1 1 Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России Ордена - Почетные награды за воинское отличие и заслуги в бою и воинской службе. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ - закон воинской жизни. 1 1 1 1 1 1 Анкетирование Итого: 8 Войска радиационной, химической и биологической защиты РХБЗ (вводное занятие). 1 1 Ядерное, химическое, биологическое (бактериологическое) оружие противника и сильнодействующие ядовитые вещества. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. 1 1 2 2 Итого: 4 Изучение местности и решение задач по карте. Ориентирование и работа с картой на местности. Военная топография 4 4 5 5 Итого: 9 Инженерная подготовка Инженерная подготовка (вводное занятие). 1 1 Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности частей и подразделений в различных физикогеографических условиях. Следопытство. 1 1 2 1 1 Итого: 4 Оказание доврачебной помощи. Медицинская подготовка 3 2 Итого: 3 Огневая подготовка 15 1 Материальная часть автомата Калашникова. Материальная часть малокалиберной винтовки. Ведение огня из пневматической винтовки. 2 1 2 1 7 7 Итого: 10 Социально-психологическая подготовка 3 3 Специальный комплексный тренинг второй ступени (СКТ-2). Итого: 3 Строевая подготовка 1 Строевые приемы и движение без оружия. 1 Строевые приемы и движение с оружием. 1 1 Строи отделения 1 1 Итого: 3 Радиоподготовка Радиоподготовка (вводное занятие). 1 Типы радиостанций и порядок организации связи (радиообмена). 1 1 1 Итого: 2 ТСП (вводное занятие). Тактико-специальная подготовка 1 1 Основы общевойскового боя. 1 Способы передвижения и преодоления препятствий. 2 1 2 Итого: 4 Воинское искусство Воинское искусство 1 1 Меры безопасности при проведении занятий Способы оказания первой медицинской помощи Страховка и самостраховка 1 1 Передвижение в стойке и партере 16 1 1 3 3 3 3 Подвижные игры «Казачьи потешки» 5 5 Общеукрепляющие физические упражнения 10 10 Выведение и равновесия 8 8 Противодействие выведению из равновесия 6 6 Нейтрализация действий противника 8 8 Итого: 46 «Основы туризма» Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Подготовка к походу, туристические должности. Питание в походе. Экологическая деятельность во время похода. Техника безопасности при проведения туристических походов и занятий. Градация категорий туристических походов. Узлы. Способы простых переправ. Траверсы, спуски и подъемы спортивным способом. Условные топографические знаки. Работа с компасом и картой. Движение по азимуту, обратный азимут, измерение расстояний. Основные формы и типы рельефа. Способы ориентирования. 11 4 7 12 5 7 12 5 7 Итого: 35 Стрельба из лука История применения лука и их классификации Стрельба из традиционного лука Итого: 12 Итого год: 216 17 2 10 2 10 Исторический раздел по «Культуре и истории Казачества» 7 класс (216 часов) Наименование тем и разделов Общее Количество Количество количество часов часов часов Теория практика Вводное занятие Покорение Сибири казаками, границы России и казачьих войск к началу XVIII века. 4 4 8 5 12 12 Формы контроля опрос основные понятия: казак, кочи, струги, ясак Казаки за Байкалом а) Создание первых острогов б) Формирование четырех бурятских одного тунгусского полков и 3 Участие в конкурсе «Казачьи места Верхнеудинска» в) Основание Удинского острога. Казаки и Смутное время а) Смерть Федора Иоанновича и приход к власти Годунова б) Усиление крепостного права в стране в) Уход людей на Дон, Волгу и Терек г) Правление Лжедмитрия I д) Атаман Лжедмитрия I Корела – сподвижник е) Взятие Москвы ж) Недовольство Лжедмитрием и его убийство з) Казачьи ватаги Заруцкого, Трубетского, Межанова 18 и) восстание Ивана Болотникова к) Илейна Торганов, разгром восстания В. Шуйским л) Лжедмитрий II и атаман Заруцкий опрос м) Гибель Лжедмитрия II н) Поляки в Москве о) Поход Земского ополчения к Москве п) Участие казаков атамана Межакова в разгроме поляков р) Конец Смутного времени с) Предложение Межакова об избрании Михаила Романова основные понятия: ополчение, земство Казаки в борьбе с Оманской империей 12 12 опрос 12 12 опрос 12 12 опрос а) Походы запорожцев и донских казаков против татар и турок б) Морские походы в) Взятие донскими казаками Азова г) Азов- столица Донского казачества д) «Азовское сиденье» е) Праздник Богородицы Покрова Пресвятой Волжские казаки в борьбе с Калмыкским ханством а) Поход калмыков на Самару б) Разгром вершинах калмыков при Яицких в) Колокол- награда Самарским казакам Восстание казаков предводительством Степана Разина под а) Голытьба на Дону б) «Голутвенные» и «Домовитые» казаки в) Поход С. Разина в Персию 19 г) Разгром войск персидского шаха д) Возвращение казаков на Дон е) Начало восстания ж) Поход казаков на Волгу з) Взятие Царицина, Астрахани и Самары и) Поражение Царициным восставших к) Пленение Яковлевым Разина С. под Корнилой л) Казнь С. Разина Восстание казаков на Украине и ее воссоединение с Россией 12 10 2 а) Восстание Тараса Наливайко и др. против Польши б) Запорожская Хмельницкий Сечь. Богдан в) Начало восстания г) Битвы у Желтых вод, Пимевцами и др. д) Зборовский договор е) Битва у Бересичка. Поражение казаков ж) Переговоры с Москвой з) Воссоединение Украины с Россией основные понятия: гетман, национальноосвободительная борьба Итого: 72 Оказание доврачебной помощи. Оказание доврачебной помощи. Итого: 4 Огневая подготовка 20 4 3 1 тестирование Материальная часть автомата Калашникова. 2 Материальная часть малокалиберной винтовки. Ведение огня из пневматической винтовки. 1 2 1 7 7 Итого: 10 Социально-психологическая подготовка Специальный комплексный тренинг второй ступени (СКТ-3). 3 3 Итого: 3 Строевая подготовка Строевые приемы и движение без оружия. 1 1 Строевые приемы и движение с оружием. 1 1 Строи отделения 1 1 Итого: 3 Радиоподготовка Радиоподготовка (вводное занятие). 1 Типы радиостанций и порядок организации связи (радиообмена). 1 1 1 Итого: 2 Тактико-специальная подготовка ТСП (вводное занятие). 1 1 Основы общевойскового боя. 1 1 Способы передвижения и преодоления препятствий. 2 2 Итого: 4 Воинское искусство Воинское искусство 1 1 Меры безопасности при проведении занятий 1 1 Способы оказания первой медицинской помощи Страховка и самостраховка 1 1 3 3 21 Передвижение в стойке и партере 3 3 Подвижные игры «Казачьи потешки» 5 5 Общеукрепляющие физические упражнения 10 10 Выведение и равновесия 8 8 Противодействие выведению из равновесия 6 6 Нейтрализация действий противника 8 8 Итого: 46 «Основы туризма» Туристские путешествия, история развития туризма 1 1 Личное и групповое туристическое снаряжение 3 2 1 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. 3 2 1 Подготовка к походу, путешествию. 4 2 2 Питание в туристском походе. 2 1 1 Туристские должности в группе. 2 1 1 Правила движения в походе, преодоление препятствий. 4 1 3 Техника безопасности при проведении походов, занятий. 2 2 Понятие о топографической и спортивной карте. 4 1 3 Условные знаки. 3 2 1 Ориентирование по горизонту, азимут. 3 2 1 Компас. Работа с компасом. 3 2 1 Измерение расстояний. 3 2 1 Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки 3 2 1 Личная гигиена туристов 1 1 22 Походная медицинская аптечка. 1 1 Основные приемы оказания первой помощи. 3 2 1 Приемы транспортировки пострадавшего. 3 2 1 Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений. 3 2 1 Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. 1 1 Общая физическая подготовка 9 Специальная физическая подготовка 14 Итого: 72 Итого год: 216 23 9 1 13 Исторический раздел по «Культуре и истории Казачества» 8 класс (144 часа) Наименование тем и разделов всего теория практика Вводное занятие. Казачество к концу XVII в. 4 4 8 8 8 8 8 8 12 12 Положение России, ее границы Участие казаков в присоединении восточной Сибири к России – 8 часов а) Экспедиция Семена Дежнева б) Экспедиция Ерофея Хабарова в) Экспедиция Атласова основные понятия: ясак, струг, кочи Участие казаков в Крымских и Азовских походах Петра I а) Атаман Фром Минаев б) Разгром казаками турецкого флота в) Взятие казаками Азова Участие казаков в Северной войне и Персидском походе Атаман Краснощеков основные понятия: гетман Реформы Петра I в отношении казачества. Восстание Кондратия Булавина. а) Начало восстания б) Жестокость отряда Долгорукого в) Кондратий Булавин и Лукьян Максимов г) Поход восставших на Азов д) Заговор Зерщинова е) Гибель Булавина ж) Последствия восстания для казачества 24 Форма контроля Казачество во времена Отечественных войн. 2 12 12 опрос 8 8 опрос 8 8 тестирование а) I Отечественная война (наполеоновские войны) 2 Участие в квест-игре «Мой прадед был казак» 4 б) Участие казаков в ВОВ. Казачество во времена Анны Иоанновны а) Образование Волгского казачьего войска б) Оренбургская экспедиция в) Неплюев и Татищев г) Образование Оренбургского казачьего войска д) Присоединение Башкирии к России е) Ставропольское войско калмыцкое казачье ж) Участие казаков в войне с Османской империей з) Поход в Польшу и) Казаки на Кавказе Казачество Петровны во времена Елизаветы а) Реформы казачьего самоуправления б) Наказные атаманы в) Участие казаков в войне с Пруссией и Швецией Казаки в Забайкалье а) Создание первых острогов б) Формирование четырех бурятских одного тунгусского полков. Итого: 72 Медицинская подготовка 25 и Оказание доврачебной помощи. 4 2 2 Итого: 4 Огневая подготовка Материальная часть автомата Калашникова. 2 Материальная часть малокалиберной винтовки. Ведение огня из пневматической винтовки. 1 2 1 7 7 Итого: 10 Социально-психологическая подготовка Специальный комплексный тренинг второй ступени (СКТ-2). 3 3 Итого: 3 Строевая подготовка Строевые приемы и движение без оружия. 1 1 Строевые приемы и движение с оружием. 1 1 Строи отделения 1 1 Итого: 3 Радиоподготовка Радиоподготовка (вводное занятие). 1 Типы радиостанций и порядок организации связи (радиообмена). 1 1 1 Итого: 2 Тактико-специальная подготовка ТСП (вводное занятие). 1 1 Основы общевойскового боя. 1 1 Способы передвижения и преодоления препятствий. 2 2 Итого: 4 Воинское искусство Воинское искусство 26 1 1 Меры безопасности при проведении занятий 1 Способы оказания первой медицинской помощи Страховка и самостраховка 1 1 3 3 Передвижение в стойке и партере 3 3 Подвижные игры «Казачьи потешки» 5 5 Общеукрепляющие физические упражнения 10 10 Выведение и равновесия 8 8 Противодействие выведению из равновесия 6 6 Нейтрализация действий противника 8 8 1 Итого: 46 Основы туризма История развития туризма 1 1 Личное и групповое туристское снаряжение 3 1 2 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги 3 1 2 Подготовка к походу, путешествию 2 1 1 Питание в туристском походе 2 1 1 Техника и тактика в туристском походе 3 2 1 Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях. 3 1 2 Туристские слеты и соревнования 2 Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе. 2 1 1 Действия группы в аварийных ситуациях 2 1 1 Подведение итогов туристского похода 1 Топографическая и спортивная карта 3 27 2 1 1 2 Компас. Работа с компасом 2 2 Измерение расстояний 2 2 Способы ориентирования 2 1 1 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки 3 1 2 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 2 1 1 Приемы транспортировки пострадавшего 2 1 1 Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений. Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Общая физическая подготовка 1 1 1 1 14 14 Специальная физическая подготовка 16 16 Итого: 72 Итого год: 216 28 2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Занятия проходят на базе СОШ ____ и МАУ ДО «ЦДПиПВ» № п/и Месяц Форма Кол-во занятия часов занятия контрол я Сентябрь теория 2 Инструктаж по технике безопасности опрос Сентябрь теория 2 Что такое казачество, этимология слова казак. опрос Сентябрь теория 2 опрос Сентябрь теория 2 География Российской империи и восточной европы казачьих войск, Территории и столицы Дата и время Тема Форма опрос Происхождение названий казачьих войск Сентябрь теория 2 Происхождение названий казачьих войск. Роль реки в образовании казачьих войск. Исторические и современные казачьи войска опрос Сентябрь теория 2 сентябрь теория 2 Происхождение казачьих чинов. Обозначение званий на погонах, соотношение казачьих чинов и званий общеармейских. опрос сентябрь теория 2 Старшие и младшие чины опрос сентябрь теория 2 опрос октябрь теория 2 Рядовые, урядники, офицеры и генералы Роль реки в образовании казачьих войск Соотношение чинов и должностей ОКТЯБРЬ теория 2 Происхождение термина проведения Круга Порядок опрос ОКТЯБРЬ теория 2 опрос ОКТЯБРЬ теория 2 Войсковой священник, войсковой лама. Совет стариков Есаулец. Выборы Атамана ОКТЯБРЬ ОКТЯБРЬ теория теория 2 2 опрос опрос ОКТЯБРЬ теория 2 Выступление на Круге. Писарь Круга. Происхождение термина «Атаман». Выборы и перевыборы атамана. Станичные и хуторские атаманы. Войсковой атаман ОКТЯБРЬ теория 2 Походные и кошевые атаманы. Постановка круга учениками опрос ОКТЯБРЬ комбиниро ванная комбиниро ванная 2 Постановка и проведение круга учениками опрос 2 Казачье вооружение опрос Ноябрь Ноябрь практика теория 2 2 опрос опрос Ноябрь теория 2 Казачье вооружение сабля, кинжал. Казачье вооружение огнестрельное оружие, нагайка, Казачье вооружение нетрадиционное оружие Ноябрь практика 2 Казачья форма одежды. Историческая казачья одежда опрос Ноябрь практика 2 . Происхождение бешмета, шаровар, папахи, кушака, пояска, черкески. Ноябрь теория 2 Трансформация казачьей формы Ноябрь теория 2 Современная казачья форма Ноябрь комбиниро ванная 2 Поселения казаков: станицы и хутора. Казачий курень и хата Ноябрь 29 «Круг». Пика, шашка. опрос опрос опрос опрос опрос декабрь практика 2 декабрь теория 2 Убранство дома. Занятия: сельхоз хозяйство, огородничество, скотоводство, рыбная ловля, охота. Занятия: сельхоз хозяйство, огородничество, скотоводство, рыбная ловля, охота. Проводы и встреча казаков со службы. декабрь декабрь 2 2 Воспитание подрастающего поколения Исторические, бытовые, военные, лирические опрос опрос декабрь практика комбиниро ванное практика 2 Исторические, бытовые, военные, лирические опрос декабрь практика 2 Исторические, бытовые, военные, лирические декабрь практика 2 декабрь практика 2 декабрь теория 2 Тестирова ние Песни казачьих авторов Волги, Дона, Кубани, опрос Урала Забайкальское казачье войско: история и опрос современность. История возникновения и становления ЗКВ. Возрождение и развитие ЗВКО. Забайкальское казачье войско: история и опрос современность. Возрождение и развитие ЗВКО. ЯНВАРЬ теория 2 Выборы атамана, товарища атамана. Выборы суда чести, совета стариков опрос ЯНВАРЬ теория 2 опрос ЯНВАРЬ теория Формирование десяток и выборы десятников. Подготовка отчета о проведении круга класса 2 Изучение биографии и подвига георгиевского кавалера в честь которого назван класс. опрос ЯНВАРЬ практика 2 . Правила поведения в храме, дацане в) Изучение клятвы казака-кадета.г) Задание на лето: проведение конкурса «Моя родословная». опрос ЯНВАРЬ теория 2 Военная топография (вводное занятие). Топографические элементы местности. опрос ЯНВАРЬ теория 2 Топографические элементы Топографические карты. опрос Февраль теория 2 Топографические карты. Огневая подготовка (вводное занятие). опрос Февраль теория 2 опрос Февраль комбиниро ванная 2 История развития отечественного стрелкового оружия. Материальная часть пневматической винтовки Основы и правила стрельбы. Ведение огня из пневматической винтовки Февраль практика 2 Ведение огня из пневматической винтовки Февраль практика 2 Ведение огня из пневматической винтовки Февраль практика 2 Ведение огня из пневматической винтовки Февраль практика 2 Ведение огня из пневматической винтовки Февраль практика 2 Ведение огня из пневматической винтовки март 30 2 местности. Социально-психологическая подготовка. опрос 31 март 2 Специальный комплексный тренинг первой ступени, Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строи отделения опрос март март 2 2 март 2 ТСП (вводное занятие). Основы общевойскового боя. Способы передвижения и преодоления препятствий. опрос март 2 март 2 Воинское искусство. Меры безопасности при проведении занятий. Способы оказания доврачебной помощи опрос март 2 апрель 2 Правильное дыхание и разминка перед и во время проведения занятий. опрос апрель 2 опрос апрель 2 Страховка и самостраховка Страховка и самостраховка. Передвижение в стойке и партере апрель 2 опрос апрель 2 Передвижение в стойке и партере Передвижение в стойке и партере. Подвижные игры «Казачьи потешки» апрель апрель апрель 2 2 2 опрос опрос май 2 май 2 Подвижные игры «Казачьи потешки» Подвижные игры «Казачьи потешки» Выведение из равновесия Выведение из равновесия Выведение из равновесия май 2 опрос май 2 Противодействие выведению из равновесия Противодействие выведению из равновесия май 2 Противодействие выведению из равновесия опрос май 2 Общеукрепляющие физические упражнения опрос май 2 Общеукрепляющие физические упражнения опрос май 2 Общеукрепляющие физические упражнения Тестирова ние опрос опрос опрос опрос опрос опрос опрос опрос опрос 32 33 Материально-техническое обеспечение № 1 2 3 Наименование ноутбук мультимедийнный проектор, экран Шашка казачий образец Количество 1 1 1 4 Шашки бутафория 15 5 Лук традиционный 1 6 Ножи метательные 12 34 Цена Методическое обеспечение Программы Цель: отслеживание результативности программы. Основные задачи: непрерывное отслеживание качества знаний и умений учеников, результативность выступлений. № п/п Показатели отслеживания «Культура Наполняемость кружка Диагностические средства Возрастной состав кружка Списки воспитанников 3 Посещаемость занятий Списки посещение занятий 4 Количество воспитанников Приказы, заявки Списки воспитанников 1 2 . 5 конкурсы, выставки, достижения Мнение родителей о занятиях Анкетирование 6 7 35 Характер изменения личностных качеств Диагностика воспитанников воспитанников, Список литературы: 1) Абеленцев В.Н. Амурское казачество XIX-XX вв. / В.Н. Абеленцев. Благовещенск: Магистраль, 2004. 258с. 2) Авдеева О. А. Государственное устройство Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. / О. А. Авдеева. – Иркутск: Оттиск, 2006. – 200 с. 3) Агафонов О.В. Казачьи войска Российской империи. / Агафонов О.В. М: Русская книга, 1995. 159 с. 4) Апрелков В. Ю. Батюшка Забайкал / В. Ю. Апрелков. Чита: Новая Лобода, 2001. С. 126. 5) Апрелков В. Ю. Георгиевские кавалеры забайкальского казачьего войска / В. Ю. Апрелков. Чита, 2012. 725 с. 6) Апушкин В. А. Мищенко из воспоминаний о русско-японской войне / В. А. Апушкин. СПБ: Типография Березовского, 1908. 208 с. 7) Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. / И. А. Асалханов. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963. – 493 с. 8) Баккаревич М. Н. Статистическое обозрение Сибири / М, Н. Баккаревич СПб: Книга по Требованию, 2010. — 388 с. 9) Батуев Б.Б., Батуева И.Б. Очерк истории селенгинских бурят. / Б.Б. Батуев. И.Б. Батуева. УланУдэ: Сибирь, 1994. 101 с. 10) Бескровный Л. Г. Армия и флот России вначале XX в. Очерки военно-экономического потенциала / Л. Г. Бескровный. М: Янтарный сказ, 1986. 240 c. 11) Богданов А. В. История Забайкальского казачьего войска / А. В.Богданов. Чита: Читинское обозрение, 2001. С. 44. 12) Болонев Ф. Ф. Пахари ратники Забайкалья / Ф. Ф. Болонев. Новосибирск: «Книжица», 2005. С. 204. 13) Боханов А. Н. Николай II. / А. Н.Боханов М: Молодая гвардия 1997. 298 с. 14) Буссе Ф.Ф. Забайкальское инородческое войско. / Ф.Ф. Буссе. М.: тип. В. Безобразова, 1895. 254 с. 15) Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII начале XIX в. / Г.Ф. Быконя. Красноярск: Изд-во Красноярского государственного университета, 1985. 300 с. 16) Васильев А. П. Забайкальские казаки: исторический очерк : в 3 т. / А. П. Васильев. – Чита: тип. Войскового хоз. правления Забайкальского войска, 1916-1918. 17) Воронина А.Л. Социально-экономическое развитие Сибири ХIХ-ХХ вв./ А.Л.Воронина. Иркутск, 1976. 252 с. 18) Воскобойников Г.Л. Казачество в Русско-японской войне 1904-1905гг. / Г.Л. Воскобойников М: Вече, 1995 305 с. 36 19) Высотина Е. А. Казачество в истории России и пограничья / Е. А. Высотина. Улан-Удэ: Экос 2009. 247 с. 20) Высотина Е.А. Забайкальское казачье войско в военной истории России и его атаманы / Е.А. Высотина. – Улан-Удэ: БЦ «Весть», 2013. – 215 с. 21) Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем / Е.А. Высотина. – Улан-Удэ: Экос, 2007. – 226 с. 22) Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика в Забайкалье в XIX – начале XX вв./ К.М. Герасимова. Улан-Удэ, 1957. 161 с. 23) Гордеев А.А. История казаков. – / А.А. Гордеев. М., 1991 – 1993. – Т. 1 – 4; 24) Дамешек Л. М., Ремнев А. В. Сибирь в составе Российской империи/ Л.М. Дамешек, А.В. Ремнев. М: Новое литературное обозрение, 2007. 368 с. 25) Дискант Ю.В. Порт-Артур / Ю.В.Дискант. М: Компания Спутник, 2002. 508 с. 26) Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в ХVIII - первой половине ХIХ в. / Е. М. Залкинд. М: Наука, 1970. 400 с. 27) Залкинд Е. М. Присоединение Бурятии к России / Е. М. Залкинд. Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1958. 320 с. 28) Золотарев В., Соколов Ю. Трагедия на Дальнем Востоке Русско-японская война 1904— 1905 гг. / В. Золотарев Ю. Соколов. М: Animi Furtido, 2004. 570с. 29) Зуев А. С. Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII – первой половине XIX вв. /А. С.Зуев. Новосибирск: Наука, 1994. 191 c. 30) Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю / А. А.Игнатьев М: ФЛИНТА, Наука, 1986. 464 с. 31) Кальмина Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье / Л.В. Кальмина, Улан-Удэ: Экос, 1999. 172 с. 32) Карцев Д. А. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Д. А. Карцев М: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 2007 г. С. 202. 33) Квитка А.В. Дневник Забайкальского казачьего офицера 1904-1908 гг. /А.В. Квитка. Иркутск: тво Р. Голике и А. Вильборг, 2008 г. 430 с. 34) Киселёв В.Я. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность / В.Я. Киселёв. Чита:, 2008.108 с. 35) Краснов Н. И. Народонаселение и территория казачьих войск /Н. И. Краснов СПБ: Типография В. Безобразова, 1887. №12. 489 с. 36) Кристофер Мартин. Русско-японская война 1904-1905 гг./ Мартин Кристофер. М: Пер. с англ. Е.К. Солнцевой: Центрполиграф, 2003. С. 180. 37) Кудрявцев Ф.И. Боевые традиции бурят - монгольского народа /Ф.И. Кудрявцев. Улан-Удэ: Бурят изд-во,, 1942. С. 65-68. 37 38) Маковкин А. Е. 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска 1898-1906 гг. / А.Е. Маковкин. СПб, 1908. С. 105. 39) Масянов Л. Л. Гибель Уральского казачьего войска / Л.Л. Масянов. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1963. 159 c. 40) Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят монголов / А.П. Окладников – Улан-Удэ: Нова Принт , 2014. 512 с. 41) Правдин К.М. Доблесть Забайкальского казачьего войска / К.М. Правдин Улан-Удэ: Нова Принт, 2014 г. С. 178. 42) Седых К. Ф. Отчий край / К. Ф. Седых Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1961. 275 с. 43) Седых К.Ф. Даурия/ К.Ф. Седых. Благовещенск: Амурское областное газетно-книжное издательство, 1951. 840 с. 44) Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХVII – ХIХ вв. / О.И. Сергеев М: Наука, 1983. С. 35. 45) Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири/ П.А. Словцов. Новосибирск: Наука, 1995. 364 с. 46) Смирнов Н. Н. Забайкальское казачество / Н. Н. Смирнов. М: Вече, 2008. 320 с. 47) Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках / Н.Н. Смирнов Волгоград: изд-во ППП «Офсет», 1994. 608 с. 48) Схиммельннинк Ван дер Оей Дэвид. На встречу восходящему солнцу/ Схиммельннинк Ван дер Оей Дэвид.М, 2009. 273 с. 49) Тараторин В. В. Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн / В. В. Тараторин. Мн: Харвест, 1999. 404 с. 50) Хорошхин М., Путилов Е. Забайкальская казачья книжка. / М. Хорошхин Е. Путилов СПб: Тип. А.С. Суворина, 1893. 442 c. 51) Цыбиков Г. Ц. Забайкальское казачье войско / Г. Ц. Цыбиков Верхнеудинск, 1925. 157 с. 52) Шильникова И.Ф. Первая Забайкальская Казачья Дивизия в Великой европейской войне 19141918 гг. / И.Ф. Шильникова Харбин: Мансю Кайдзо, 1933. 246 c. 53) Шулунов Ф. И. К истории бурят-монгольского казачества / Ф. И. Шулунов Улан-Удэ, 1936. 28 с. 54) Эберхард фон Теттау. 18 месяцев в Маньчжурии с русскими войсками / Эберхард фон Теттау. СПБ.: тип. В. Безобразова, 1907. 360 с. 55) Эпов Н.И. Забайкальское казачье войско / Н.И. Эпов. Нерчинск: Типография Бутина, 1889 г. 13 с. 38 Начальная военная подготовка СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести - М. "Армпресс", 2001 - 95 с. 2. Коледа С.И. Выживание - Мн: ООО "Лазурак", 1996-465 с. 3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся "Школа безопасности". Учебное пособие. — М. Гуманитарный Издательский цетр ВЛАДОС, 2000 - 160 с. 4. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы - М: "Армпресс", 2000-95с. 5. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего Отечества. - М. "Армпресс", 2000 - 96 с. 6. Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою. - М. Военное издательство. 1988136 с. 7. Михайлов Г.И. Символы России и Вооруженных Сил.- М. "Армпресс", 2000-87с. 8. Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр "Академия", 2000-239с. 9. Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи: Кол. Монографии - М. Издательство "Международной педагогической академии", 2000-204 с. 10. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник для образовательных учреждении - М.: ООО "Издательство Астрель", 2001 - 366 с. 11. Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. — М.: - ACT, 2001 - 274-289 с. 12. Чеурин Е.Г. Самоспасение без снаряжения. - М.: "Русский журнал", 2001 - 194 с. 13. Шойгу С.К. Учебник спасателя. - М.: - 1997 - 520 с. 14. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. - ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с. 15. Закон РФ "Об образовании". 16. Закон РФ "О военной обязанности и военной службе". 17. Закон РФ "О борьбе с терроризмом". 18. Закон РФ "О гражданской обороне". 19. Конституция Российской Федерации. - М. 2000. 20. "Общевоинские уставы ВС РФ". - М. 2006. 21. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. - М. 1999-156 с. 22. Повесимо П.Н. Социальная напряженность и проблема воинской дисциплины. Информационно-исторический сборник. - М. 1993 - 24-28 с. 23. Поляков С.Д. Цели современного воспитания. Ульяновск Мэд УГПУ, 1996 - 86 с. 24. Утлих Э.П. Психологические основы дисциплины. - М. : МОРФ, 1993. 25. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458 "Об организации военнопрофессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях". 26. Родионов Е.Г. Индивидуально-воспитательная работа с будущими офицерами, эффективность и ее критерии // сборник научных трудов № 1 - М.: ВУ, 1997-202 с. 39 Общефизический блок СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авилов В. Сибирский кулак. Новые возможности боевого самбо; ФАИР, 2007. - 352 c. 2. Адамович, Г. Э. Кривич. Рукопашный бой. Система славянских единоборств / Г.Э. Адамович. М.: Букмастер, 2012. - 416 c. 3. Алексей, Алексеевич Кадочников Мой взгляд на рукопашный бой / Алексей Алексеевич Кадочников. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2005. - 379 c. 4. Бондаренко, В. В. Казачий рукопашный бой. Частные примеры техники современного казачьего рукопашного боя / В.В. Бондаренко, В.Н. Пустовойтов. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. - 352 c. 5. Бондаренко, В.В. Казачий рукопашный бой / В.В. Бондаренко. - М.: Астрель, АСТ, 2010. - 387 c. 6. Влодавец, Леонид Закон рукопашного боя / Леонид Влодавец. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 432 c. 7. Динамика Русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. - М.: Спортпресс, 2004. - 160 c. 8. Динамика русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. - М.: СПДФЛ Дудукчан И. М., 2009. - 160 c. 9. Кадочников, А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя / А.А. Кадочников. - М.: Феникс, 2008. - 320 c. 10. Кадочников, А. А. К бою готов! Стрессоустойчивость в рукопашном бою / А.А. Кадочников. М.: Феникс, 2006. - 160 c. 11. Кадочников, А. А. Один на один с врагом. Русская школа рукопашного боя / А.А. Кадочников. - М.: Феникс, 2006. - 320 c. 12. Коньков, В.С. Боевая система рукопашного боя спецназа / В.С. Коньков. - М.: Рипол Классик, 2014. - 897 c. 13. Солдатова, А.А. Выживание. Рукопашный бой / А.А. Солдатова. - М.: АСТ, 2015. - 747 14. Юрий, Зайцев Армейский рукопашный бой / Зайцев Юрий. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2009. - 779 c. Основы туризма СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учителя: 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996. 2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. 3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971. 4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993. 5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987 6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966. 7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192. 8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963 9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967 10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966. 11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969 12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972. 40