Серебренников Комплекс ГТО САМБО

Содержание:
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы.
1.1. Пояснительная записка…………………………………………...………………....3
1.2. Цели и задачи программы, ожидаемые результаты…………..……………...…..6
1.3. Содержание программы .………………………………………………………..…..9
2. Комплекс организационно-педагогических условий ……………………….…..…18
2.1. Календарный учебный график……………..……………………..….…18
2.2. Условия реализации программы ………..…………………………….…………...18
2.3. Формы аттестации ………………………………………………………...….…….20
2.4. Оценочные материалы …...……………...…………………………………….…...21
2.5. Методические материалы………………………....……………………………......23
2.6. Список используемой литературы……………………………………….………...26
Приложение № 1…………………………………………………………………………28
Приложение № 2…………………………………………………………………….…...29
Приложение № 3…………………………………………………….…………………...30

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Комплекс ГТО»:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.3/2.4.3590-20 от 27
октября 2020 года N 32;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Устав МАУ ДО «ЦДПиПВ» г. Улан-Удэ.
Актуальность:
педагогическая целесообразность задачи формирования гражданской
идентичности, объединения общества вокруг идеи патриотизма повышает
значимость программ дополнительного образования детей, расширяющих
образовательное пространство обучающихся и позволяющих уменьшить
количество детей, находящихся вне сферы воспитательной среды в свободное от
получения общего образования время.
В современной педагогической науке и практике сложились следующие
принципы формирования гражданской идентичности:
- принцип связи с жизнью, социокультурной средой;
- принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов процесса
формирования гражданской идентичности;
- принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности
(активности) обучающихся;
- принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с
требовательностью к нему;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей
физкультурно-оздоровительной направленности «комплекс ГТО, самбо»
составлена на основании региональной программы «Патриотическое воспитание
граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе».
Данная программа ставит своей целью создание условий для
формирования гражданской идентичности и развития социальной активности
обучающихся. Она направлена на всестороннее физическое развитие и
совершенствование личности детей и подростков, формирование у них готовности
к выполнению гражданского долга. У подрастающего поколения формируется
интерес к географии и истории России, ее народов, героев, выдающихся
спортсменов и полководцев, желание сохранить и приумножить патриотические
традиции.
«Комплекс ГТО, самбо»- это программа, которая соотносима с иными
существующими программами дополнительного образования детей по своему
содержательному и организационному компонентам и уникальна по средовому
признаку, так как при реализации не замыкается на разделе Самбо, а охватывает
весь спектр физической подготовки подростков, необходимый для полноценной
последующей жизни занимающихся.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Общеобразовательная программа «Комплекс ГТО, самбо» включает
следующие основные дисциплины:
1. Упражнения физической подготовки комплекса.
2. Самбо
3. Стрельба
4. Профориентационная работа.
Вид программы: Модифицированная программа.
Направленность программы: физкультурно-спортивного направления
Адресат программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (мальчиков и
девочек) в возрасте 10 - 17 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все
кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных при
отсутствии медицинских противопоказаний.
Срок и объём освоения программы рассчитан на 3 учебных года. Общее
количество учебного времени зависит от возрастного состава группы и изучаемой
программы ступени ГТО:
 подготовительный этап: возраст 10 – 12 лет, годовой объем 36 недель
учебного года, 2 занятия в неделю по 2 часа, итого 144 час/год;
физическая программа 3-й ступени ГТО, программа самбо – 4-я
ступень ГТО;

 базовый этап: возраст 13 – 15 лет, 3 занятия в неделю по 2 часа, итого
216 час/год; программа физической подготовки 4-й ступени ГТО,
программа самбо – 4-й и 5- ступени ГТО;
 продвинутый этап: возраст 16-17 лет, 3 занятия в неделю по 2 часа,
итого 216 час/год; программа физической подготовки 5-й ступени
ГТО, программа самбо – 4-й и 6- ступени ГТО;
Форма обучения очная.
Учебные занятия, проводятся согласно расписанию. Расписание занятий
утверждается администрацией учреждения по предоставлению педагогов
дополнительного образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся и
установленных санитарно-гигиенических норм. Занятия предполагают сочетание
теоретических и практических знаний, умений, навыков, опыта творческой
деятельности.
Особенности организации образовательного процесса:
Отсутствие линейности в построении образовательной деятельности;
Смежность изучаемых дисциплин;
Объединение опыта занятий по основным предметам в образовательном
учреждении и учреждении дополнительного образования;
Слитность и однонаправленность образовательных и воспитательных
компонентов;
Использование результатов диагностики в прогнозировании
образовательного процесса и индивидуализации его построения;
Профессиональная ориентация.
1.2. Цель и задачи программы
Общей целью программы «Комплекс ГТО, самбо» является физическая и
моральная подготовка к службе в ВС и силовых ведомствах. Создание условий
для духовно-нравственного воспитания, творческой самореализации и
непрерывного саморазвития детей.
Образовательной целью является развитие личностных компетенций
ребенка, развитие коммуникативных способностей, формирование представления
о будущей профессии, получение опыта в военно-профессиональной
деятельности.
К воспитательной цели относится формирование чувства патриотизма
удетей через любовь к близким людям, своей школе, к родному городу и родной
стране, а значит становление личности ребенка.
Сформулированная цель определяет задачи обучения и воспитания:
активизация побудительных сил и формирование устойчивой мотивации,
ориентированной на всестороннее развитие личности;

раскрытие теоретических основ развития личности;
формирование навыков учебно-исследовательской деятельности;
укрепление желания преодолевать трудности в обучении;
поддержание стремления к совершенствованию своих возможностей за
счет увеличения сложности решаемых учебно-методических задач;
развитие готовности действовать в условиях риска; формирование опыта
практических действий;
формирование чувства патриотизма.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе
следующих принципов:
гуманистических
начал,
разнообразия
форм
организации
жизнедеятельности, образования детей и подростков;
приоритета
интересов
каждого
обучающегося,
учета
его
интеллектуальных, психофизиологических и личностных особенностей;
непрерывности образования и воспитания; воспитывающего обучения;
учета специфических региональных особенностей культуры,
экологии и условий жизни;
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды в ходе
обучения;
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:

Создание
особой
развивающей
среды
дисциплины,
порядка,
комфортности;
Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными
программами, направлениями и содержанием деятельности;
Формы учебных занятий, используемые в данной программе:
Лекция. Подразумевает устное изложение какой-либо темы, развитие
творческой мыслительной деятельности обучающихся. Лекция носит научноинформативный характер, с приведением ярких, убедительных примеров, фактов,
документов и научных доказательств. В ходе такого теоретического занятия важна
эмоциональность формы изложения.
2.
Тематическая экскурсия - играют важную роль в осуществлении связи
обучения с жизнью и активизации учебной деятельности обучающихся. В ходе
такой формы учебного занятия происходит интеграция и активизация учебной и
внеурочной деятельности учащихся, осуществление связи обучения с жизнью,
формирование практических умений и навыков, расширение кругозора учащихся,
воспитание духовно-нравственных приоритетов.
1.

Дискуссия и ролевая игра по тематике программы. В ходе дискуссии
развивается умение формулировать свою и лояльно относиться, принимать чужую
точку зрения, чужую позицию. Ролевая игра формирует у обучающихся новые
поведенческие модели, осознание уже сложившихся и их коррекция, повышает
компетентность в общении.
4. Трудовая деятельность педагога и обучающихся - заключается в участии в
совместном труде (например, в субботнике или работах по поддержанию
материальной базы), что предполагает использование педагогом личного примера
как метода решения воспитательной задачи.
5. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные
различным историческим или памятным датам.
6. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции.
7. Практические занятия.
3.

1.3. Содержание программы

Общеобразовательная программа «Комплекс ГТО, самбо» включает

следующие основные дисциплины:
5.
6.
7.
8.

Упражнения физической подготовки комплекса.
Самбо
Стрельба
Профориентационная работа.

№ пп

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
Количество часов
Название раздела, темы
Форма аттестации/
Всего
Теория Практика
контроля
Вводное занятие
2
1
1
Опрос, тесты ОФП

Упражнения физической
подготовки комплекса
Самбо
Стрельба
Профориентационная работа
Итого

№ пп

4

54

Тестовые упражнения

70
10
4
144

5
2

65
8
4
132

Тестовые упражнения
Тестовые упражнения
По плану учреждения

12

УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗОВОГО ЭТАПА
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1

Название раздела, темы
Вводное занятие

Упражнения физической
подготовки комплекса
Самбо
Стрельба
Профориентационная работа
Итого

№ пп

58

Опрос, зачет

91

4

91

Тестовые упражнения

105
10
4
216

5
2

100
8
4
204

Тестовые упражнения
Тестовые упражнения
По плану учреждения

12

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОДВИНУТОГО ЭТАПА
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Теория Практика
Вводное занятие
2
1
1

Упражнения физической
подготовки комплекса
Самбо
Стрельба
Профориентационная работа
Итого

Форма аттестации/
контроля

Форма аттестации/
контроля
Опрос, зачет

91

4

91

Тестовые упражнения

105
10
4
216

5
2

100
8
4
204

Тестовые упражнения
Тестовые упражнения
По плану учреждения

12

Содержание учебного плана

Вводное занятие
Теория: техника безопасности при проведении занятий; общие правила
поведения на местах занятий.
Практика: определение физических данных занимающихся
Упражнения физической подготовки комплекса
Теория:
цели и задачи физических упражнений комплекса ГТО;
оборудование и спортивный инвентарь, требования к инвентарю; техника
безопасности при выполнении упражнений; личная гигиена и гигиена места
занятий; методы тренировки физических качеств; физическая подготовка
сотрудников силовых ведомств РФ; спортсмены – участники ВОВ.
Практика: силовые упражнения с собственным весом – подтягивания,
отжимания, подъем туловища, подъем ног, приседания, прыжки; упражнения с
партнером.
Упражнения для развития ловкости: упражнения в равновесии, упражнения
со снарядами, упражнения с партнером; кувырки, акробатические кувырки.
Упражнения для развития гибкости: для поясницы, таза, паховой области и
задней поверхности бедра; упражнения с партнером.
Контрольные тестовые упражнения комплекса ГТО соответствующей
ступени.
Цель дисциплины: подготовка обучающихся к сдаче нормативов ФП ВФСК
ГТО.
Задачи: сформировать у учащихся такие качества как ловкость, сила,
выносливость; укрепление здоровья детей и достижение его полноценного
физического развития; формирование правильных навыков выполнения основных
движений, начальных элементов акробатики.
Самбо
Теория: самбо в комплексе ГТО, техника безопасности при занятиях самбо;
техника безопасности при работе с партнером, при работе в группах; запрещенные
действия в самбо; оборудование и инвентарь; личная гигиена и гигиена места
занятий; специальная физическая подготовка в самбо, техническая и тактическая
подготовка; биомеханические закономерности рациональной техники; самбо –
национальный вид спорта в России; моральный облик спортсменов самбо,
законодательные акты о применении приемов самообороны.
Практика: упражнения ОФП и СФП самбо; техника падений и перекатов
(самостраховки); стойки и передвижения; захваты и воздействия на противника
через захваты, болевые и удушающие захваты; броски и способы безопасного
падения при бросках; удары руками и ногами; освобождение от захватов; защита
от ударов; работа с холодным оружием и защита от него.
Контрольные тестовые упражнения самбо комплекса ГТО соответствующей
ступени.
Цель дисциплины: подготовка обучающихся к сдаче нормативов самбо
ВФСК ГТО.

Задачи: сформировать у учащихся навыки самозащиты при нападении.
Стрельба
Теория: техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
правила стрельбы и поведения на огневом рубеже; назначение, общее устройство,
принцип действия и технические характеристики пневматических винтовок ИЖ38С и МР-60.
Практика: практическая отработка
действий на огневом рубеже.
Тренировочные стрельбы из пневматического оружия.
Контрольные
тестовые
упражнения
стрельбы
комплекса
ГТО
соответствующей ступени.
Цель дисциплины: подготовка обучающихся к сдаче нормативов стрельбы
ВФСК ГТО
Задачи: сформировать у учащихся навыки безопасного обращения с
оружием, правильным приемам стрельбы.
Профориентационная работа
Встречи с представителями силовых структур, посещение музеев и выставок
силовых ведомств. Ознакомление с работой осмотр применяемой техники и
оборудования используемого в работе силовых ведомств.
Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
(по УП)
с 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
с 14.09.2022 по 31.05.2023 г.
(по УП)
(по УП)

2.2. Условия реализации программы.
Для реализации программы «Комплекс ГТО» имеются следующих условия.
1. Материально-техническое обеспечение и оборудование по

дисциплинам «Самбо», «Общая физическая подготовка»:

спортивный зал со следующим оснащением: гимнастические маты,
боксерские мешок, лапы, защитное снаряжение для рукопашного боя, скакалки,
борцовский ковер, канат, гимнастическая стенка;
тренажёрный зал с оборудованием для общей физической подготовки
(брусья, турник, скамья для отжиманий и пресса, велотренажёр, тренажеры для
развития разных групп мышц, гири, гантели, груши, мешки, деревянный манекен;
учебные видеофильмы.

2.Оборудование по дисциплине «Стрельба»:

макеты АК-74М, РПК, СВД, ПМ,
мишени,
наглядные пособия,
стрелковый тир для стрельбы по мишеням с дистанции 5 м.
Информационное обеспечение.

1. Видеофильмы о ГТО;
2. Методические пособия для проведения занятий (см. список литературы);
3. Сайт МАУ ДО «Центр допризывной подготовки и патриотического
воспитания г. Улан-Удэ».
Кадровое обеспечение.

1. Педагогический состав МАУ ДО «Центр допризывной подготовки и
патриотического воспитания г.Улан-Удэ»,
2. Представители МЧС по РБ, МВД по РБ, ВС (для профессиональной
ориентации
2.3. Формы аттестации
№
Наименование
пп
дисциплины
1 Общая физическая
подготовка
2

Самбо

3

Стрельба.

Форма аттестации
Сдача ВФСК ГТО.
Контрольные занятия, в результате которых
обучающиеся показывают полученные
умения и навыки по программам самбо ГТО
Контрольная стрельба согласно нормам ГТО.

Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного
внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля:
1. Текущий
контроль
–оперативная
и
динамичная
проверка
результатовобучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений
и навыков обучающихся (проверка знаний). Текущий контроль за реализацией
программы предусмотрен в конце каждой дисциплины. Контрольное занятие
может быть проведено в форме беседы, тестирования, зачетного занятия,
комплекса упражнений или другое, учитывая содержание дисциплины.
2. Тематический контроль –проверка решения заранее определенных
задачили программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов).

3. Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие,
год(зачет).

В конце полугодия, учебного года обучающиеся сдают зачет по теоретической
части, а также нормативы по физической подготовке. Результаты сдачи
нормативов,
результаты
участия
обучающихся
в
соревнованиях
по
тематике
общеобразовательной программы заносятся в протоколы.
На начальных этапах обучения (октябрь) обучающиеся сдают входные
нормативы по физической подготовке.
Итоговый контроль осуществляется в 2 этапа:
1) устный зачет по содержанию программы,
2) практический этап (сдача контрольных нормативов).
2.4. Оценочные материалы
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется: в
процессе обучения, в конце обучения (по теме, разделу) и на итоговых зачетах.
В ходе проверки оцениваются:
- техника выполнения упражнения;
- знания;
- методические умения обучающихся.
Задания, позволяющие определить достижение обучающимися
планируемых результатов:
1. Стрелковая подготовка.

По дисциплине «Стрельба» проводятся контрольные занятия, в ходе
которых обучающиеся демонстрируют знания основных приемов стрельбы и
основ выстрела, умения выполнять упражнения учебной стрельбы. Выполнение
норм ГТО. (приложение №2).
Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку,
дистанция 10 м из пневматической винтовки с открытым и диоптрическим
прицелом
Выполняется на дистанции 10 м (мишень N 8). Участнику дается три пробных и
пять зачетных выстрелов. Время выполнения испытания - 10 минут. Время на
подготовку - 3 мин
2. Самооборона.

По дисциплине «Самбо» проводятся контрольные занятия, по результатам
которых обучающийся должен выполнить элементы нижней акробатики

(кувырок, падение), приемы боевого самбо (освобождение от захватов, защита от
ударов), выполнение норм ГТО.(Приложение №2, 3)
Участники тестирования выполняют комплексы приемов испытания (теста)
"Самозащита без оружия" в соответствии с перечнем для соответствующей
ступени комплекса ГТО. (Приложение №3)
Демонстрация приемов испытания (теста) "Самозащита без оружия"
выполняется на ковре самбо. При демонстрации приема участник может
допустить неточность (ошибку) его выполнения, которая оценивается ниже
идеального исполнения.
Действие не засчитывается, и участник снимается с тестирования, если он не
может воспроизвести технику выполнения приема или совершает 3 ошибки.
За выполнение каждого приема насчитываются очки:
1 очко - начисляется при выполнении приема, но при наличии 2-х ошибок.
2 очка - начисляются при выполнении приема, но при наличии 1-й ошибки.
3 очка - начисляются при выполнении приема без ошибок.
3. Общая физическая подготовка.








Контрольные нормативы (Приложение №2):

челночный бег 3х10м (сек)
подтягивание на высокой перекладине (раз)
или из виса лежа на низкой перекладине (раз)
или сгибание и разгибание рук в упоре на полу
прыжок в длину с места, толчком 2 ног(см)
поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.)
наклон вперед стоя на гимнастической скамейке прямыми ногами (+см)

челночный бег 3 х 10 м выполняется с максимальной скоростью.
Испытуемый встает у стартовой линии, стоя лицом к стойкам. По команде обегает
препятствия. Время фиксируется до десятой доли секунды. Разрешается одна
попытка
подтягивание на перекладине из виса оценивается при выполнении
спортсменом максимального количества раз хватом сверху, и.п.: вис на
перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание
засчитывается при положении, когда подбородок испытуемого находится выше
уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из и.п.
Запрещены движения в тазобедренных и коленных суставах и попеременная
работа руками.
сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется максимальное
количество раз. И.п.: упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью
выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию.
Отжимание засчитывается, когда испытуемый, коснувшись грудью пола

(горизонтальной поверхности), возвращается в и.п. При выполнении упражнения
запрещены движения в тазобедренных суставах
прыжки в длину с места проводятся на ковре для самбо. Испытуемый
встает у стартовой линии в исходное положение - ноги параллельно - и толчком
двумя ногами со взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит
одновременно на обе ноги. Измерение осуществляется рулеткой по отметке,
расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех
попыток в сантиметрах
поднимание туловища из положения лежа на спине выполняется из
исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой "в
замок", лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни
прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество
подниманий туловища за 1 мин, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим
возвратом в исходное положение.
Ошибки, при которых выполнение не засчитывается:
- отсутствие касания локтями бедер (коленей);
- отсутствие касания лопатками мата;
- размыкание пальцев "из замка";
- смещение таза (поднимание таза);
- изменение прямого угла согнутых ног.
наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической
скамье выполняется из исходного положения: стоя на гимнастической скамье,
ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 15 см.
Участник выполняет упражнение в спортивной форме, позволяющей судьям
определить выпрямление ног в коленях (шорты, леггинсы). При выполнении
испытания по команде судьи участник выполняет два предварительных наклона,
скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник
максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 с.
Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня
гимнастической скамьи определяется знаком "-", ниже - знаком "+".
Раздел 2.5. Методические материалы

Методика работы по программе характеризуется общим поиском
эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на
развитие физических качеств обучающихся, на решение их индивидуальноличностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности.
Важнейшее требование к занятиям:
1. дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,
физического развития, двигательной подготовленности;

2. формирование у обучающихся навыков для самостоятельных занятий
спортом и получения новых знаний.
Предполагается использовать методики, основанные на постепенном
изучении программного материала.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность,
сознание личности;
методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое
подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Используемые методы организации деятельности по программе:

Метод убеждения –разъяснение,эмоционально-словесное
воздействие,внушение, просьба.
Словесные методы –рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая
беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа –демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение
соревнований и т.п.
Метод упражнения –систематическое выполнение и повторение
изучаемыхдействий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности –поддержание у обучающихся интереса к
изучаемомуматериалу, проверка на практике действенности полученных знаний и
умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение
успехов, ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос обучающихся. Позволяют выяснить состояние и
динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления
дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся.
Работа с родителями - родительские собрания, родительский комитет,
индивидуальная работа. Дает возможность для согласованного воздействия на
учащегося, педагогов и родителей.
Практические занятия проводятся в группах с целью закрепления
исовершенствования обучающихся раннее приобретенных навыков и умений,
отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике
обучения применяется известный принцип: «Делай, как я!».
Занятия – В течение года с обучающимися проводятся экскурсии в воинские
части и специальные подразделения, где они знакомятся со стрелковым оружием,
применяемым в ВС РФ, с жизнью и бытом военнослужащих. В процессе
проведения занятий по специальной подготовке педагог проводит инструктаж по
технике безопасности. В конце каждого занятия проводится закрепление знаний,
умений и навыков. Педагог проводит анализ работы обучающихся, акцентирует
внимание на допущенные ошибки. Реализация программы предполагает

осуществление тесной связи со школьными дисциплинами (ОБЖ, физическая
подготовка). На занятиях используются, в сочетании, различные методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, диалог, объяснение);
- наглядный (рисунки, плакаты, таблицы, схемы, видеоматериалы);
- практический (графические работы, наблюдения, упражнения),
- метод игры (игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера);
На занятиях по специальной подготовке чаще всего применяют комбинированные
методы (рассказ + использование плакатов, видеоматериала + упражнение и т.д. ).
Воспитательная деятельность. Система методов воспитания основана
наглубоком уважении человеческого достоинства обучающегося, всестороннем
развитии его личности, духовных и физических сил, удовлетворении его растущих
духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод
убеждения, сочетаемый с методами примера, упражнения, поощрения,
принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и
взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии
при реализации программы. Программой предусмотрен ряд мероприятий,
направленных на воспитание патриотизма у обучающихся: беседы с подростками,
посвященные Дням воинской славы, знаменитым людям РФ; беседы по
прочитанным книгам и просмотренным фильмам. Мощным стимулом для
воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся являются экскурсии
в музеи, встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных воин,
тружеников
тыла,
сотрудниками
правоохранительных
органов
и
разведывательных подразделений.
Алгоритм учебного занятия выглядит следующим образом:
1. Организационный момент: проверка личного состава.
2. Вводная часть: тема занятия, определение цели и задачи: обучающая,
развивающая, воспитательная.
3. Ход занятия: проверка знаний, изложение нового материала, закрепление
материала (теоретические или практические занятия).
4. Заключительная часть: подведение итогов, проверка полученных
знаний и умений.
5. В ходе реализации программы используется дидактический материал:
плакаты, фотографии, наглядные пособия по направлениям подготовки.
Раздел 2.6. Список используемой литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 03.07.2016 г.
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016–2020 годы». Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 года № 996-р.
4. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан. М., 2001г.
5. Истомин А.Ф. Самооборона: право и необходимые пределы. М., 2005г.
6.Николаев Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских
общественных объединениях. Екатеринбург. 2004г.

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности «ГТО»

месяц

неделя

1

IX

X

XI

XI

XII

I

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
№
часы
Физическая
Самбо
подготовка
недели
Зал самбо,
Зал самбо
Место занятий
тренажёрный зал
Техника безопасности. 1ч
Техника безопасности,
1
4
Тестирование 1ч

2

2

4

Развитие гибкости 1ч.
Силовая подготовка1ч.

3

3

4

4

4

4

5

5

4

6

6

4

7

7

4

Развитие гибкости 1 ч.
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч.
Развитие гибкости 1 ч.
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч.
Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка 1 ч.
Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка 1 ч.
Развитие гибкости 1 ч
Развитие ловкости 1 ч

8

8

4

9

9

4

10
11

10

4

Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости 1 ч

12

11

4

13

12

4

14

13

4

15

14

4

Развитие гибкости1 ч .
Силовая подготовка1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости1 ч
Развитие гибкости1 ч .
Скоростно-силовая
подготовка1 ч
Развитие гибкости1 ч .
Силовая подготовка 1 ч

16

15

4

17

16

4

18
19
20

17

4

21

18

4

Развитие гибкости 1 ч.
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости 1 ч.

Развитие гибкости1 ч .
Развитие ловкости1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости1 ч

Развитие гибкости1 ч .
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч
Развитие гибкости 1 ч .
Развитие ловкости 1 ч

Стрельба.
Профорентация
Учебный класс,
тир ЦДП и ПВ

самостраховка падением на спину 2ч.
Самостраховка
Падение на бок, кувырки, вперёд,
назад 2ч
Самостраховка
Падение вперёд на руки, «колесо» 2ч
Самостраховка
Падение, кувырки, прыжки 2ч

Самостраховка
Выведение из равновесия рывком2ч .
Самостраховка
Выведение из равновесия толчком2ч
Самостраховка
Выведение из равновесия
скручиванием 2ч
Самостраховка
Подготовительные упражнения
задняя подножка2ч .
Самостраховка
Задняя подножка с колена2ч

Самостраховка
Задняя подножка со стойки 2ч
Самостраховка
Задняя подножка с захватом ноги2ч
Самостраховка
Задняя подножка 2ч
Самостраховка
Подготовительные упражнения
бросок через бедро 2ч .
Самостраховка
Шагистика бросок через бедро 2ч
Самостраховка
Бросок через бедро 2ч.

Самостраховка
Бросок через бедро 2ч
Самостраховка
Бросок через бедро, задняя

Теория ТБ при
обращении с оружием и
боеприпасами 2ч

Техника безопасности.
Стрельба мишень №8 2ч

II

III

III

IV

V

22

19

4

Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка

23

20

4

Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости 1 ч

24

21

4

25

22

4

26

23

4

27

24

4

Развитие гибкости 1 ч .
Развитие ловкости 1 ч
Развитие гибкости 1 ч .
Силовая подготовка1 ч
Развитие гибкости 1 ч .
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости 1 ч

28

25

4

29

26

4

30
31

27

4

32

28

4

33

29

4

34

30

4

35

31

4

36

32

4

37

33

4

38

34

4

39

35

4

40

36

4

Всего часов

144

подножка2ч
Самостраховка
Подготовительные упражнения к
броску через спину 2ч
Самостраховка
Шагистика бросок через спину.
Бпосок через бедро 2ч
Самостраховка
Бросок через спину с колен2ч
Самостраховка
Бросок через спинк с колен 2ч

Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие ловкости 1 ч

Самостраховка
Бросок через спину со стойки 2ч
Самостраховка
Болевые приёмы, рычаг руки 2ч

Развитие гибкости 1 ч
Развитие быстроты1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка ч

Самостраховка
Бросок через бедро, рычаг руки
Самостраховка
Бросок через бедро, ущемление
ахилесова сухожилия 2ч

Развитие гибкости 1 ч.
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч
Развитие гибкости1 ч.
Развитие быстроты1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие быстроты 1 ч

Развитие гибкости 1 ч.
Силовая подготовка1ч
Развитие гибкости 1 ч.
Скоростно-силовая
подготовка 1 ч
Развитие гибкости 1 ч.
Развитие быстроты 1 ч

60

Самостраховка
Бросок через плечё с колен 2ч
Самостраховка
Бросок задняя подножка с захватом
ноги 2ч
Самостраховка
Бросок через плечё с колен 2ч
Самостраховка
Бросок через бедро с рычагом руки
2ч
Самостраховка
Рычаг руки. Ущемление ахилесова
сухожилие 2ч
Самостраховка
Комбинации бросков на технику2ч .

70

Техника безопасности.
Стрельба мишень №8 2ч

Профорентация- встреча
с действующими
сотрудниками – 2ч

Техника безопасности.
Стрельба мишень №8 2ч

Профорентация- встреча
с ветеранами – 2ч
Техника безопасности. 2ч
Стрельба мишень №8

14

месяц

неделя

№
недели

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК БАЗОВОГО ЭТАПА

часы

Место занятий

Зал самбо, тренажерный
зал

5

5

6

6

6

6

Вводное занятие: ТБ,
тестирование ОФП - 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с партнером– 2ч

7

7

6

ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч

8

8

6

9

9

6

10
11

10

12

11

1

2

1

2

6

6

IX
3

4

X

XI

3

4

XI

XII

Физическая подготовка

6

6

6

6
13

12

14

13

15

14

16

15

17

16

18

6
6
6
6
6

ОФП на быстроту, силовые
упражнения в тренажерном зале
на снарядах – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости с палкой - 2ч

ОФП на быстроту, силовые
упражнения с партнером – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на скоростную
выносливость, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости с мячом - 2ч

Самбо

Зал самбо

Техника безопасности,
тестирование уровня СФП -2ч.

Стрельба.
Профоринтационная раб.
Тир ЦДПиПВ. Учебный
класс.

Самостраховка. СПУ для
подножек , выведение из
равновесия-2 ч
Самостраховка. Задняя
подножка, освобождение от
захватов за руки вырыванием -2ч
Самостраховка. Бросок захватом
2-х ног. Освобождение от
захватов руки 2-мя руками
вырыванием – 2ч
Самостраховка. Болевой захват
руки под плечо – рычаг руки
внутрь – 2ч
Самостраховка. Освобождение
от захвата спереди за горло
броском захватом 2-х ног - 4 час
Самостраховка. Освобождение
от захвата руки рычагом руки
внутрь. -4 час
Самостраховка. Бросок через
бедро, рычаг локтя после броска
-4 час
Самостраховка. Освобождение
от обхвата туловища с руками
сзади уходом вниз (садясь). -4
час
Самостраховка. Прицепы
выведения из равновесия,
выведение из равновесия в 3-х
плоскостях -2 ч
Самостраховка. Техника толчков
руками при проведении бросков
– 2 ч.

Теория: тб при обращении с
оружием и боеприпасами.
Действия на огневом рубеже –
2ч

Самостраховка. Техника толчков
плечом, техника толчков плечом
руки при задней подножки – 4
час
Самостраховка. Задняя
подножка при захвате одной
рукой одежды на груди -4 ч.
Самостраховка. Задняя
подножка с захватом ноги
Самостраховка. Техника защиты
и захватов «большой вилкой»
рук и ног при ударах
Самостраховка. Контрольное
занятие по изученной технике –
2ч

Техника безопасности .Стрельба
мишень №8 2ч

19
20

17
6

21

18
6

I
22

19

23

20

24

21

25

22

6
6
6

6
II

26

23

27

24

28

25

29

6
6

ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч

26
6

30
31

27
6

III

32

28
6

IV
IV

33

29

34

30

35

31

IV

IV

6
6

6
36

32

ОФП на быстроту, силовые
упражнения в тренажерном зале
на снарядах – 2ч
ОФП на развитие координации
со скакалкой, гибкости - 2ч

ОФП на быстроту, силовую
выносливость с собственным
весом – 2ч

6
III

ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения в тренажерном зале
на снарядах – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч

6

ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения в тренажерном зале
на снарядах – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения в тренажерном зале
на снарядах – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч

ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч

Самостраховка. Повторение
изученной техники, - 2ч

Самостраховка. Увязка техники
толчков в борьбе с техникой
ударов в рукопашном бое. – 2ч
Самостраховка. Задняя
подножка против обхвата
туловища без рук спереди – 4час
Самостраховка. Бросок через
бедро против обхвата туловища
с руками сзади -4ч.
Самостраховка. Бросок через
спину с захватом руки на плечо.
– 2ч
Самостраховка. Задняя
подножка с обратным захватом
ноги. Освобождение от обхвата
сзади туловища с руками
выведением из равновесия
«посадкой» - 4ч
Самостраховка. Техника бросков
с захватом ноги: выведения из
равновесия, подножки, через
бедро, через спину – 4 ч
Самостраховка. Освобождение
от обхвата туловища сзади без
рук, рывком за пятку – 2ч
Самостраховка. Повторение
изученных бросков – 2ч

Техника безопасности .Стрельба
мишень №8 2ч

Профорентация- встреча с
действующими сотрудниками –
2ч

Самостраховка. Повторение
изученных приемов
освобождения от захватов – 2ч

Самостраховка. Повторение
бросков через бедро – 2ч

Самостраховка. Освобождение
от обхвата спереди с руками
броском через бедро -2 ч
Самостраховка. Повторение
изученных болевых захватов. –
2ч
Самостраховка. Удушающие
захваты. Защита от удушающего
захвата сзади предплечьем
задней подножкой на пятке.
Самостраховка. Повторение
бросков через спину с переходом
на болевой захват руки.
Освобождение от обхвата сзади
за туловище с руками броском
через плечо. - 4ч
Самостраховка. Повторение
технических действий с
подножкой, с захватом ноги

Техника безопасности .Стрельба
мишень №8 2ч

V
V
V

37

33

38

34

39

35

40

36

V

6
6
6
6
216

месяц

IX

X

неделя

XI

97

Физическая подготовка

Самбо

Место занятий

Зал самбо, тренажерный
зал
Техника безопасности,
Тестирование ОФП
Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Развитие координации

Зал самбо

6

2

2

6

3

3

6

4

4

6

5

5

6

6

6

6

7

7

6

8

9

9

10
11

10

12

11

6

Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Развитие координации
Развитие гибкости
Силовая подготовка

6

Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость

6

Развитие гибкости
Развитие координации

6
12

Профорентация- встреча с
ветеранами – 2ч
Техника безопасности .
Контрольное занятие Стрельба
мишень №8 2ч

105

часы

1

13

ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 2ч
ОФП на быстроту, силовые
упражнения с собственным
весом – 1ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч

(ног) – 4ч
Самостраховка. Повторение
технических действий с броском
через бедро.ю через спину.
Самостраховка.. Контрольное
занятие по самбо ГТО 4 ступени
– 2ч
Самостраховка. Контрольное
занятие по самбо ГТО 5 ступени
–4ч
Самостраховка. Правомерность
применение приемов
самозащиты в быту. Личный
комплекс приемов – 2ч

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОДВИНУТОГО ЭТАПА

1

8
XI

№
недели

ОФП на быстроту, силовые
упражнения в тренажерном зале
на снарядах – 2ч
ОФП на развитие координации,
гибкости - 2ч

6

Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости

Техника безопасности,
тестирование уровня СФП
Самостраховка на бок
Удары руками прямые, сбоку
Самостраховка на спину
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку
Самостраховка при падении
на руки
Рычаг руки внутрь после
удара в голову сбоку

14

Стрельба.
Профоринтационная
раб.
Учебный класс, тир
ЦДПиПВ

Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку
Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку
Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку.
Загиб руки за спину
Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку.
Загиб руки за спину
Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку.
Загиб руки за спину
Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку.
Рычаг руки наружу.
Самостраховка
Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку.
Рычаг руки наружу.
Самостраховка

Теория: тб при
обращении с
оружием и
боеприпасами.

Скоросно-силовая
выносливость
14

13
6

XII

I

II

15

14

16

15

17

16

18
19
20

17

21

18

22

19

23

20

24

21

25

22

26

23

27

24

6

Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Развитие координации

Самостраховка
Удары коленом,
Самостраховка
Удары коленом.
Защита,блоки.
Самостраховка
Удары коленом.
Защита,блоки.

6

Развитие гибкости
Силовая подготовка

Самостраховка
Удары коленом. Защита,блок
и бросок задняя подножка

6

Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость

6

Развитие гибкости
Развитие координации

6

Развитие гибкости
Силовая подготовка

Самостраховка
Удары коленом. Защита,блок
и бросок задняя подножка с
захватом ноги.
Самостраховка
Удары ногой Защита,блоки от
ударов ногами..
Самостраховка
Удары ногой Защита,блоки от
ударов ногами..
Самостраховка
Удары ногой Защита,блоки от
ударов ногами..
Самостраховка
Бросок с захватом ноги от
удара ногой снизу
Самостраховка
Бросок с захватом ноги от
удара ногой снизу
Самостраховка
Бросок с захватом ноги от
удара ногой снизу с
ущемлением ахилесова
сухожилия.
Самостраховка
Бросок с захватом ноги от
удара ногой снизу с
ущемлением ахилесова
сухожилия.
Самостраховка
Бросок с захватом ноги от
удара ногой снизу с
ущемлением ахилесова
сухожилия.
Самостраховка
Боковой удар ногой
Самостраховка
Боковой удар ногой, защита
от удара.
Самостраховка
Боковой удар ногой, защита
от удара, выполнение задней
подножки
Самостраховка
Боковой удар ногой, защита
от удара, выполнение задней
подножки.
Самостраховка

6
6

6

Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Развитие координации

6

Развитие гибкости
Силовая подготовка

6

6
28

25
6

III

29

26
6

30

III

IV
IV

31

27

32

28

33

29

34

30

Развитие гибкости
Развитие координации

Блоки от ударов руками
Удары руками прямые, сбоку.
Рычаг руки наружу.
Самостраховка Блоки от
ударов руками Удары руками
прямые, сбоку. Рычаг руки
наружу.

6
6
6
6

Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Развитие координации
Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Развитие координации
Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости

ТБ
Стрельба по мишени
№ 8 2ч

ТБ.
Стрельба по мишени
№ 8 2ч

Профорентация – 2ч

ТБ
Стрельба по мишени
№ 8 2ч

Развитие координации
35

31

IV

6
36

32

IV

6
37

33

V

6
38

34

V
V
V

6
39

35

40

36

6
6
216

Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Развитие координации
Скоросно-силовая
выносливость
Развитие гибкости
Силовая подготовка
Развитие гибкости
Развитие координации
Развитие гибкости
Развитие скоростной
выносливости
97

Боковой удар ногой, защита
от удара, выполнение задней
подножки
Самостраховка
Прямой удар ногой, защита от
удара, выполнение блока с
броском обратным захватом
ноги.
Самостраховка
Прямой удар ногой, защита от
удара, выполнение блока с
броском обратным захватом
ноги.
Самостраховка
Прямой удар ногой, защита от
удара, выполнение блока с
броском обратным захватом
ноги.
Самостраховка
Прямой удар ногой, защита от
удара, выполнение блока с
броском обратным захватом
ноги.
Самостраховка
Защита от ударов ногами с
выполнением бросков
Самостраховка.
Защита от ударов руками с
выполнением бросков.
105

Профорентация – 2ч

ТБ
Стрельба по мишени
№ 8 2ч

14

Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности «ГТО»
Контрольные нормативы модуля «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Подготовительный этап (11-12 лет)
№
пп

Виды испытания (тесты)
Челночный бег 3х10м (сек)
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
или из виса лежа на низкой
перекладине (раз)
или сгибание и разгибание
рук в упоре на полу
прыжок в длину с места,
толчком 2 ног(см)
Поднимание туловища из
положения лежа на спине
(кол-во раз за 1 мин.)
Наклон вперед стоя на
гимнастической скамейке
прямыми ногами (+см)
Самозащита без оружия
(очки)

Стрельба из пневматической
винтовки с открытым прицелом
сидя с опорой локтями о стол
дистанция 10 м. (очки)

удовлетво
рительно
9,0

мальчики
хорошо
8,7

отлично
7,9

3

4

7

11

15

23

13

18

150

удовлетво
рительно
9,4

хорошо
9,1

отлично
8,2

9

11

17

28

7

9

14

160

180

135

145

165

32

36

46

28

30

40

3

5

9

4

6

13

15-20

21-25

26-30

15-20

21-25

26-30

10

15

20

10

15

20

Базовый этап (13-15 лет)
№
пп

Виды испытания (тесты)

Челночный бег 3х10м (сек)
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
или из виса лежа на низкой
перекладине (раз)
или сгибание и разгибание
рук в упоре на полу
прыжок в длину с места,
толчком 2 ног(см)
Поднимание туловища из
положения лежа на спине (колво раз за 1 мин.)
Наклон вперед стоя на
гимнастической скамейке
прямыми ногами (+см)
Самозащита без оружия (очки)
Стрельба из пневматической
винтовки с открытым прицелом
сидя с опорой локтями о стол
дистанция 10 м. (очки)

девочки

удовлетвор
ительно

мальчики
хорошо

отлично

6

8

12

13

17

24

20

24

170

удовлетвор
ительно

девочки
хорошо

отлично

10

12

18

36

8

10

15

190

215

150

160

180

35

39

49

31

34

43

4

6

11

5

8

15

15-20

21-25

26-30

15-20

21-25

26-30

15

20

25

15

20

25

8,1

7,8

7,2

9,0

8,8

8,0

Продвинутый этап (16-17 лет)
№
пп

Виды испытания (тесты)
Челночный бег 3х10м (сек)
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
или из виса лежа на низкой
перекладине (раз)
или сгибание и разгибание
рук в упоре на полу
прыжок в длину с места,
толчком 2 ног(см)
Поднимание туловища из
положения лежа на спине (колво раз за 1 мин.)
Наклон вперед стоя на
гимнастической скамейке
прямыми ногами (+см)

Самозащита без оружия (очки)
Стрельба из пневматической
винтовки с открытым прицелом
сидя с опорой локтями о стол
дистанция 10 м. (очки)

удовлетвор
ительно

мальчики
хорошо

отлично

7,9

7,6

6,9

9

11

14

удовлетвор
ительно

девочки
хорошо

отлично

8,9

8,7

7,9

11

13

19

27

31

42

9

11

16

195

210

230

160

170

185

36

40

50

33

36

44

6

8

13

7

9

16

15-20

21-25

26-30

15-20

21-25

26-30

15

20

25

15

20

25

Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности «ГТО»
ПРОГРАММА «САМБО»
Перечень приемов и критерии оценки техники их выполнения для начального
этапа
1) Самостраховка при падении на спину перекатом
Ошибки:
- запрокидывание головы (удар затылком о поверхность покрытия);
- одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
- неправильное положение рук и ног.
2) Самостраховка при падении на бок перекатом
Ошибки:
- удар головой о поверхность покрытия;
- одновременное касание лопаткой и тазом (плоская спина);
- неправильное положение рук и ног.
3) Самостраховка при падении вперед на руки
Ошибки:
- падение на выпрямленные руки;
- касание поверхности лицом или туловищем;
- касание поверхности коленями.
4) Бросок задняя подножка
Ошибки:
- атакуемая нога ассистента не загружена;
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы);
- после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет
контроль).
5) Бросок захватом ноги
Ошибки:
- отсутствует выведение из равновесия (участник высоко поднимает захваченную
ногу и недостаточно тянет руку ассистента вниз);
- после завершения броска участник отпускает захват ноги ассистента (теряет
контроль);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом).
6) Бросок задняя подножка с захватом ноги
Ошибки:
- участник не перекрывает ногу (нет подножки) позволяя ассистенту восстановить
равновесие;
- после завершения броска участник отпускает захват ноги (теряет контроль);

- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
7) Бросок через бедро
Ошибки:
- бросок выполняется с выпрямленными ногами в начальной фазе;
- после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет
контроль);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
8) Бросок через спину
Ошибки:
- бросок выполняется с выпрямленными ногами в начальной фазе;
- после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет
контроль);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
9) Рычаг руки ассистенту, лежащему на груди
Ошибки:
- не выполнен захват руки ассистента двумя руками за запястье;
- туловище участника не фиксирует туловище ассистента;
- ноги участника не обеспечивают устойчивость в переднезаднем направлении
(положение барьерного шага),
10) Ущемление ахиллова сухожилия захватом разноименной ноги и упором под
коленку другой ноги ассистента
Ошибки:
- участник разводит локти в стороны и не фиксирует атакуемую голень ассистента;
- участник при проведении приема не фиксирует своей ногой атакуемую ногу
ассистента;
- участник проводит ущемление не лучевой костью, а внутренней поверхностью
предплечья.
Перечень приемов и критерии оценки техники их выполнения для базового
этапа
1) Самостраховка при падении на спину прыжком
Ошибки:
- запрокидывание головы;
- одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
- неправильное положение рук и ног.
2) Самостраховка при падении вперед на бок кувырком
Ошибки:
- одновременное касание при кувырке плечом и тазом;
- удар или касание головой поверхности;
- неправильное положение рук и ног.
3) Самостраховка при падении вперед на руки прыжком

Ошибки:
- нет амортизации с помощью уступающего сгибания рук;
- касание поверхности лицом;
- ноги согнуты в коленных суставах (удар коленями).
4) Действия ассистента: выполняет захват руки (разноименной).
Защитные действия участника: освободить руку и выполнить рычаг внутрь
Ошибки:
- не освободился от захвата;
- потерял контакт с ассистентом после освобождения от захвата;
- не выполнил ответное действие.
5) Действия ассистента: выполняет захват спереди за плечи, горло, одежду.
Защитные действия участника: освободиться, сбивая руки и выполнить бросок
захватом ноги
Ошибки:
- не освободился от захвата;
- не выполнил ответное действие (бросок захватом ноги);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом).
6) Действия ассистента: выполняет обхват туловища без рук спереди. Защитные
действия участника: освободиться, упираясь основанием ладоней в подбородок;
затем выполнить бросок задняя подножка
Ошибки:
- не освободился от обхвата;
- не выполнил ответное действие (бросок задняя подножка);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
7) Действия ассистента: выполняет обхват туловища с руками спереди. Защитные
действия участника: освободиться, оседая и разводя локти; выполнить бросок через
бедро
Ошибки:
- не освободился от обхвата;
- не выполнил ответное действие (бросок через бедро);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
8) Действия ассистента: выполняет обхват туловища без рук сзади. Защитные
действия участника: освободиться, оседая; захватив ногу между своих ног,
выполнить бросок соперника на спину
Ошибки:
- не освободился от обхвата;
- не выполнил ответное действие (бросок захватом ноги);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).

9) Действия ассистента: выполняет обхват туловища с руками сзади. Защитные
действия участника: освободиться, оседая и разводя локти; выполнить бросок через
спину
Ошибки:
- не освободился от обхвата;
- не выполнил ответное действие (бросок через спину);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
10) Действия ассистента: выполняет захват за шею плечом и предплечьем сзади
(попытка удушения). Защитные действия участника: освободиться, нанося удар
локтем; выполнить бросок задняя подножка
Ошибки:
- не освободился от обхвата;
- не выполнил ответное действие (бросок задняя подножка);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
Перечень приемов и критерии оценки техники их выполнения для
продвинутого этапа
Тестирование приемов самостраховки (безопасного падения) проводится на
твердой поверхности (пол деревянный или с синтетическим покрытием).
1) Самостраховка при падении на спину перекатом
Ошибки:
- запрокидывание головы;
- одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
- неправильное положение рук и ног.
2) Самостраховка при падении на бок перекатом
Ошибки:
- касание головой поверхности пола;
- одновременное касание лопаткой и тазом (плоская спина);
- неправильное положение рук и ног.
3) Самостраховка при падении вперед на руки
Ошибки:
- падение на выпрямленные руки;
- касание поверхности лицом или туловищем;
- касание поверхности коленями.
4) Действия ассистента: выполняет удар кулаком сбоку в голову. Защитные
действия участника: блок предплечьем наружу; рычаг руки внутрь, затем
сопровождение загибом руки за спину
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (блок наружу);
- не выполнил ответное действие (рычаг внутрь) и сопровождение (загибом руки за
спину);
- потеря равновесия (участник касается поверхности ковра рукой или коленом).

5) Действия ассистента: выполняет прямой удар кулаком в голову. Защитные
действия участника: блок одноименным предплечьем внутрь; рычаг руки внутрь,
затем сопровождение загибом руки за спину
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (блок внутрь);
- не выполнил защитные действия (уход с линии атаки);
- не выполнил ответное действие (рычаг внутрь) и сопровождение (загибом руки за
спину).
6) Действия нападающего: выполняет удар рукой снизу в голову. Защитные
действия участника: блок разноименным предплечьем в локтевой сгиб; переход на
рычаг руки наружу
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (блок);
- не выполнил ответное действие (рычаг наружу);
- потеря равновесия (участник касается поверхности ковра рукой или коленом).
7) Действия нападающего: выполняет удар коленом в живот (в пах). Защитные
действия участника: блок одноименным предплечьем; задняя подножка с захватом
ноги
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (подставка руками);
- не выполнил ответное действие (задняя подножка с захватом ноги);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
8) Действия нападающего: выполняет удар ногой снизу в промежность. Защитные
действия участника: защита подставкой скрещенных рук; бросок захватом ноги с
переходом на рычаг стопы с ущемлением ахиллова сухожилия
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (подставка рук);
- не выполнил ответное действие (бросок захватом ноги) и обездвиживание (рычаг
стопы с ущемлением ахиллова сухожилия);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
9) Действия нападающего: удар ногой сбоку в туловище. Защитные действия
участника: уход с линии атаки и захват ноги; задняя подножка с захватом ноги
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (подставка рукой);
- не выполнил ответное действие (задняя подножка захватом ноги);
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).
10) Действия нападающего: прямой удар ногой в живот. Защитные действия
участника: блок внутрь одноименной рукой и захват ноги двумя руками; бросок
обратным захватом ноги
Ошибки:
- не выполнил защитные действия (блок внутрь);

- не выполнил ответное действие (бросок обратным захватом ноги).
- потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или
коленом, или садится на ягодицы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».