СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1.
Введение
2.
Пояснительная записка
4-5
3.
Основные направления программы
6-8
4.
Ожидаемые результаты
9-11
5.
Основные
учащихся.
6.
7.
3
требования
Распределение учебного
компонента и классам
к
результатам
времени
по
учебной
предметам
деятельности 12-14
кадетского 15-16
Тематическое планирование кадетского компонента.
I.
«Готов служить России» (военная составляющая)
1.1 Строевая подготовка
1.2 Тактическая, инженерная подготовка
1.3. Стрелковая подготовка
1.4 Радиационная, химическая, биологическая защита
1.5 Медицинское обеспечение
II.
«Военно-физическая подготовка»
2.3. Военная топография. Ориентирование.
III. «Гуманитарно-правовая подготовка»
3.1 Вооруженные силы Российской Федерации. История и
современность.
3.2 Правовые основы военной службы
3.3 Правила внутреннего распорядка
3.4 – 3.10 Основы кадетского образования и движения
3.11. Психология. Познай себя. Научись учиться. Сделай себя
сам.
IV. «Эстетическое, нравственное воспитание»
4.2 Этика (этикет)
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние 29 лет в нашем обществе произошли серьёзные изменения,
повлиявшие на социальную активность людей. Произошли изменения в
государственном устройстве Российской Федерации, ориентированном на
возрождение национальных духовных и интеллектуальных ценностей, создание
национальной идеи суверенного государства. И всё это обусловило
формирование социального заказа на возрождение кадетского образования.
В традиционном понимании слово «кадет» трактуется намного шире. Это
не чин, не воинское звание, а состояние души, воспитанной и взращённой на
лучших традициях славной истории Отечества.
Основными
целями
нашего
кадетского
корпуса
являются:
интеллектуальное, нравственное, физическое воспитание и развитие
обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки
кадет и служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Растущий
интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее
задумываются о будущем своих детей, хотят их видеть здоровыми,
образованными, талантливыми.
Основными задачами кадетского обучения является развитие патриотизма,
творческих и физических способностей, формирование личностной культуры
ребёнка, что достигается через организацию дополнительного образования. Дети
(кадеты) находятся под присмотром грамотных педагогов, кураторов, посещают
различные кружки, секции, воинские части, храм.
Вот почему педагогический коллектив кадетского корпуса считает
реальным и оптимальным выходом из сложившейся ситуации создания и
апробацию модели «Кадетский компонент».
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель программы: социальное становление, патриотическое
воспитание и формирование активной жизненной гражданской позиции кадет в
процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития,
подготовка их к гражданской и военной службе.
Задачами обучения являются:
развитие мотивации кадет к познанию духовно-нравственных
ценностей, отражающие специфику формирования и развития нашего общества и
государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания, судьбы
белорусского народа;
интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие
учащихся, их адаптация к дальнейшей жизни в обществе;
обеспечение качества образования, а также первичных знаний и
навыков в военном деле, необходимых для профессиональной ориентации;
воспитание
гражданственности
и
патриотизма,
дисциплинированности и ответственности, товарищества, коллективизма,
взаимовыручки, гуманности, нравственности, основ культуры общения и
уставных взаимоотношений, формирование у учащихся чувства верности
конституционному долгу по защите Российской Федерации;
формирование у учащихся первичных знаний и навыков,
необходимых для защиты Российской Федерации;
ознакомление с Военной доктриной России, историей и современным
состоянием Вооруженных Сил, органами Пограничной службы и другими
силовыми структурами страны, основными положениями общевоинских уставов
Вооруженных сил Российской Федерации, порядком прохождения службы,
службы в резерве;
формирование знаний, умений, навыков по оказанию первой помощи
пострадавшим;
обучение действиям в экстремальных условиях; выполнению
нормативов и упражнений по основам военного дела.
компенсация отсутствующих в основном образовании знаний,
навыков и умений в области истории Отечества и Вооруженных сил, физической
культуры, гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и
формирование желания получать соответствующую подготовку; выработку
готовности и достойному служению обществу и государству;
физическое развитие кадет, формирование навыков дисциплины,
самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях;
воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и
патриотизма;
формирование личной культуры кадет, приобщение к искусству и
расширение творческого потенциала.
4
Содержание обучения направлено на формирование у учащихся умений и
основ культуры службы, патриотического воспитания, интеллектуального,
культурного, физического и нравственного развития, подготовку их к
выполнению долга по защите Российской Федерации, развитие у них навыков
поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
На уроках по Кадетскому компоненту необходимо применять
разнообразные формы и методы обучения, вызывающие интерес учащихся к
изучаемому материалу, прививающие им любовь к военному делу,
обеспечивающие сознательное, прочное усвоение учебной программы,
способствуя выработке навыков самостоятельной работы и умению применять на
практике полученные знания.
Достижение поставленных задач предполагается осуществлять на основе
следующих принципов:
непрерывности образования и воспитания;
приоритета интересов обучающегося и учёта его интеллектуальных и
психофизических особенностей;
воспитывающего обучения;
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута и
темпы его освоения;
учёта региональных особенностей культуры.
5
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Кадетские классы, объединенные в единую структуру, реализуют
общеобразовательные программы общего полного среднего образования,
определяемые
государственными
образовательными
программами,
государственными образовательными стандартами и дополнительными
образовательными программами, имеющими целью расширение кругозора и
подготовку по следующим направлениям:
духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
общефизическое развитие и спортивно-оздоровительная работа;
историко-краеведческое воспитание;
освоение основ хореографии, этики и психологии общения.
Программа «кадетского компонента» рассчитана на обучение и воспитание
кадет от 9 до 18 лет. Время реализации 5-8 лет. Количество учащихся в классе
определяется Федеральным законом об образовании.
Модель «кадетского компонента» включает в себя основное (определяемое
государственными
образовательными
стандартами)
и
дополнительное
образование, направленное на интеллектуальное и физическое развитие учащихся
кадет.
Реализация данной программы подразделяется на три ступени:
1 ступень (V-VI классы) – подготовительный, с общевойсковой (одиночной)
подготовкой. На данном этапе происходит формирование классного коллектива,
привитие с раннего возраста навыков чёткой организации своей деятельности в
соответствии с корпусным распорядком дня, второй его половины.
2 ступень (VII-IX классы) – основной, теоретический и практический.
Продолжается ознакомление кадет с историей страны, её армии, изучение
традиций кадетских корпусов, лучших традиций белорусских воинов, изучающие
элементы одиночной воинской подготовки «Учимся учиться».
3 ступень (X-XI классы) – заключительный, профориентационный,
профильный. Является завершающим этапом общеобразовательной подготовки,
обеспечивающим освоение кадетами общеобразовательных программ, развитие
устойчивых интересов и творческих способностей, их реализацию. На данном
этапе вводится оборонно-спортивный профиль (взаимодействие с 5-ой Отдельной
гвардейской Тацинской танковой бригадой, Центром допризывной подготовки г.
Улан-Удэ) для осознанного выбора профессии и получение соответствующего
высокого профессионального образования. Осуществляется подготовка к службе
в Вооруженных силах.
В дополнение к обязательным предметам вводятся дополнительные
предметы и курсы по выбору кадетами, обеспечивающие реализацию интересов,
способностей личности.
Учебный день делится на две половины: первую и вторую. В первой
половине дня кадетами изучаются общеобразовательные предметы основного
учебного плана, во вторую - дополнительные, факультативные, кружковые
занятия, ведется целенаправленная воспитательная работа, посещается храм,
6
осуществляется взаимодействие с церковью.
Программа «кадетского компонента» включает в себя следующие курсы:
I.
«Готов служить России» (военная составляющая)
II.
«Общефизическая специальная подготовка»
III.
«Гуманитарно-правовая подготовка»
IV.
«Эстетическое, нравственное воспитание».
Количество часов дополнительных программ не входит в обязательный
учебный план и реализуется во второй половине дня. Все эти предметы
обязательны для посещения.
Программа «Готов служить России» включает в себя разделы:
- «Строевая подготовка»,
- «Тактическая подготовка»,
- «Огневая подготовка»,
- «Радиационная, химическая, биологическая защита»,
- «Медицинская подготовка»,
т.е. реализует государственную программу подготовки к военной службе.
Программа «Военно-физическая подготовка» включает в себя разделы:
«Преодоление полосы препятствий», «Рукопашный бой», «Военная топография.
Ориентирование», «Соревнования».
В этом курсе реализуется программа «Здоровье», привитие необходимых
качеств таких как выносливость, сила, быстрота, умение преодолевать трудности,
умение защитить себя в экстремальной ситуации.
Программа «Гуманитарно-правовая подготовка» включает в себя
разделы:
- «Вооруженные силы Российской Федерации» (история и современность),
- «Правовые основы воинской службы. Общевоинские Уставы
Вооруженных сил Российской Федерации»,
- «Правила внутреннего распорядка»,
- «Создание 1-го сухопутного кадетского корпуса»,
- «Кадетские корпуса в XIX, начале XX в.в.»,
- «Традиции кадет»,
- «Кадетские училища России»,
- «Кадетские учреждения СНГ (Республика Беларусь, Казахстан и др.),
- «Психология. Познай себя. Научись учиться. Сделай себя сам».
В этом разделе кадетам даются основные правовые знания в области
государственной военной политики, морально-психологической подготовки и
службе Отечеству на любом поприще. Изучаются правила поведения и
обязанности кадет. Включены элементы истории создания и развития кадетского
образования, кадетские традиции, ценности. Даются сведения о кадетских
учреждениях России, стран СНГ.
Программа «Эстетическое, нравственное воспитание» включает в себя
разделы:
- «Хореография»,
- «Этика» (этикет),
- «Основы нравственности» (взаимодействие с церковью),
7
- «Здоровый образ жизни»,
реализует государственную программу нравственного воспитания.
Обучение
во
второй
половине
дня
проводятся
кураторами,
преподавателями, педагогами дополнительного образования, тренерами.
Воспитание кадет проводится с учетом психологических особенностей
интеллектуального развития каждого возраста с соблюдением принципа от
простого к сложному, логической последовательности обучения.
Итогом полученных знаний является полевой выход, где реально
проверяется практическая готовность к действиям в условиях реально
приближенным к боевым. Полевой выход проводится на каникулах после I, II, III,
IV четвертей (V - XI классы) на войсковом полигоне, на учебной базе
вышеуказанной части. План полевого выхода составляется с учетом каждого
класса, индивидуально исходя из курса «Готов служить России».
В рамках дополнительного образования налажено сотрудничество с
Центром допризывной подготовки Комитета по образованию города Улан-Удэ,
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8
В результате изучения некоторых вопросов истории вооруженных сил
Российской Федерации, тактической подготовки, огневой подготовки, тактики
пограничной службы, военной топографии, Общевоинских уставов Вооруженных
Сил Российской Федерации, положений Строевого устава Вооруженных Сил
Российской Федерации и получения практических навыков в их выполнении
воспитанники должны:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Иметь представление:
об истории создания Вооруженных сил Российской Федерации и других
силовых структур России;
о структуре Вооруженных сил Российской Федерации и других силовых
структур России;
о роли Вооруженных сил Российской Федерации и других силовых
структур России;
Знать:
права и обязанности воспитанников Кадетского Корпуса;
основные вехи истории Вооруженных сил Российской Федерации и других
силовых структур России;
основные положения Вооруженных сил Российской Федерации;
обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
строевые приемы и движения без оружия;
правила воинской вежливости;
перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных сил Российской
Федерации и других силовых структур России;
воинские ритуалы;
правила стрельбы из стрелкового оружия.
Уметь:
выполнять строевые приемы и движения без оружия;
стрелять из пневматического оружия;
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Иметь представление:
о символах воинской чести и роли военнослужащего как защитника
Отечества;
о назначении, устройстве и работе частей и механизмов автомата
Калашникова;
о назначении, боевых свойствах, тактико-технических характеристиках
(ТТХ), устройствах и работе частей и механизмов пистолета ПМ, ручных гранат и
их боевом применении;
об основных положениях законодательства о Вооруженных сил Российской
Федерации и других силовых структур России;
Знать:
основные понятия о воинской обязанности;
основные положения Общевоинских уставов Вооруженных сил Российской
9
Федерации;
правила и меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и
имитационными средствами;
основы стрельбы из стрелкового оружия;
назначение, боевые свойства, тактико-технические характеристики,
устройство АК-74 и его боевое применение;
классификацию и изображение на карте основных топографических
элементов местности;
строи отделения и команды, подаваемые для построения, движения и
перестроения отделения, взвода на месте и в движении.
Уметь:
стрелять из пневматического оружия;
снаряжать магазин автомата Калашникова;
снаряжать магазин ПМ;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку ПМ;
читать топографическую карту;
четко выполнять строевые приемы и движения без оружия;
четко и молодцевато выполнять воинское приветствие на месте и в
движении.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ
Знать:
основные понятия о воинской обязанности;
основные положения законодательства Вооруженных сил Российской
Федерации и других силовых структур России;
классификацию и изображение на карте основных топографических
элементов местности;
основы стрельбы из стрелкового оружия;
строи отделения, взвода и команды, подаваемые для построения, движения
и перестроения подразделения на месте и в движении.
Уметь:
четко выполнять строевые приемы и движения без оружия;
правильно действовать в строях отделения, взвода;
стрелять из пневматического оружия;
снаряжать магазины автомата Калашникова, ПМ;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку ПМ.
Нормативные правовые акты для использования в организации
образовательного процесса по учебному предмету «Кадетский компонент» в
Кадетском Корпусе:
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от
28.03.1998г. №53-ФЗ;
Типовое положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских,
военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах,
10
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации
от
30.04.2008 №328.
Кроме того, при составлении «Программы кадетского компонента
Кадетского Корпуса МАОУ СОШ №58 г. Улан-Удэ» использовались,
разработанные Методические рекомендации по созданию муниципальных
кадетских школ, муниципальных кадетских школ с казачьим компонентом, г.
Ханты-Мансийск, 2011г.: и другие методические рекомендации, и учебные
программы Министерства обороны Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
11
Учащиеся должны:
- знать:
цель и задачи кадетского движения;
общевоинские уставы, правила воинской вежливости, воинские
звания;
историю создания белорусской армии; назначение, состав и структуру
Вооруженных Сил Российской Федерации, основные виды вооружения и боевой
техники;
текст Военной присяги и порядок ее принятия;
характер и основное содержание военной политики России;
- перечислять:
основные вехи военной истории нашего Отечества;
подвиги соотечественников, проявивших мужество и героизм при
защите Родины;
основные положения Конституции Российской Федерации, законов
Федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской
обязанности и воинской службе»;
- называть:
определение войн и их классификацию;
особенности современных войн;
меры безопасности при обращении с оружием;
действия солдата в обороне и в наступлении;
организацию, вооружение и боевой порядок мотострелкового
отделения;
краткую характеристику оружия массового поражения; средства
индивидуальной защиты;
назначение и состав суточного наряда роты;
обязанности дневального по роте;
назначение, устройство и основные характеристики пневматической
винтовки;
назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы
автомата АК-74;
основы, приемы и правила стрельбы;
назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
ручных осколочных гранат; порядок боевого применения ручных осколочных
гранат и меры безопасности при обращении с ними;
- различать:
виды Вооруженных Сил и рода войск;
стрелковое оружие Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской
Федерации;
военную технику Сухопутных войск и войск ПВО;
- объяснять:
сущность и значение воинской дисциплины; поощрения,
применяемые к солдатам; дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат;
12
порядок ориентирования на местности без карты и движения по
азимутам; топографическую карту и топографические знаки;
- уметь:
стрелять из пневматической винтовки и выполнять установленные
программой упражнения стрельб;
применять средства индивидуальной защиты – противогаз,
респиратор и общевойсковой защитный комплект (далее – ОЗК);
оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах,
при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания;
- выполнять:
правила воинской вежливости;
команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»; повороты на
месте, двигаться строевым шагом; строевые приемы: выход из строя и
возвращение в строй, повороты в движении, подход к начальнику и отход от него;
- производить:
неполную разборку и сборку автомата АК-74;
- владеть понятиями:
воинская обязанность;
воинская служба;
допризывник, призывник, военнослужащий;
общевоинские уставы;
начальники и подчиненные, старшие и младшие;
- пользоваться:
топографической картой, компасом;
средствами индивидуальной защиты – ОЗК;
средствами оказания доврачебной помощи и транспортировки;
учебными пособиями, дополнительной и справочной литературой,
электронными образовательными ресурсами.
Календарный учебный план для групп первого года обучения
13
Содержание
Общая и
специальная
физическая
подготовка
Рукопашный
бой
Общевоинские
уставы ВС РФ
Строевая
подготовка
Огневая
подготовка
Военная
топография
Медицинская
подготовка
Радиационная,
химическая и
биологическая
защита
Участие в военноспортивных
соревнованиях
Всего часов
Всего
часов
30
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
5
4
3
2
2
2
3
5
4
12
2
1
1
1
1
1
1
2
2
14
2
2
2
1
1
1
1
2
2
18
3
3
1
1
1
1
2
3
3
18
3
2
2
1
1
1
2
3
3
14
2
2
2
1
1
1
1
2
2
12
2
1
1
1
1
1
1
2
2
14
2
2
1
1
-
1
2
2
3
12
2
1
1
1
1
1
1
2
2
18
14
10
9
10
14
23
23
144 23
Календарный учебный план для групп второго года обучения
14
Содержание
Общая и
специальная
физическая
подготовка
Рукопашный
бой
Общевоинские
уставы ВС РФ
Строевая
подготовка
Огневая
подготовка
Военная
топография
Тактическая
подготовка
Инженерная
подготовка
Медицинская
подготовка
Разведывательна
я
подготовка
Радиационная,
химическая и
биологическая
защита
Участие в
военноспортивных
соревнованиях
Всего часов
Всег
о
часо
в
30
Сентябр
ь
Октябр
ь
Ноябр
ь
Декабр
ь
Январ
ь
Феврал
ь
Мар
т
Апрел
ь
Ма
й
5
4
3
2
2
2
3
5
4
12
2
1
1
1
1
1
1
2
2
14
2
2
2
1
1
1
1
2
2
18
3
3
1
1
1
1
2
3
3
18
3
2
2
1
1
1
2
3
3
14
2
2
2
1
1
1
1
2
2
16
3
2
1
1
1
1
1
3
3
18
3
3
1
1
1
1
2
3
3
12
2
1
1
1
1
1
1
2
2
18
3
3
1
1
1
1
2
3
3
14
2
2
1
1
-
1
2
2
3
42
6
6
4
4
3
3
4
6
6
216
36
31
20
16
14
15
22
31
31
15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Юнармейцев ЦДП и ПВ первого года обучения
на 2025-26 год
№ п/п
Тематические
Теория
Практика
Всего
блоки и
разделы
Введение
2
2
1. Блок «Военно-физическая подготовка»
1.
Общая и
4
32
36
специальная
физическая
подготовка
2.
Рукопашный
2
10
12
бой
2.Блок «Военная подготовка»
1.
Общевоинские
14
14
уставы ВС РФ
2.
Строевая
8
12
20
подготовка
3.
Огневая
8
12
20
подготовка
4.
Военная
6
8
14
топография
3.Блок «Основы безопасности жизнедеятельности»
1.
Медицинская
6
6
12
подготовка
2
Радиационная,
6
8
14
химическая и
биологическая
защита
Итого
54
90
144
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
16
Юнармейцев ЦДП и ПВ второго года обучения
на 2025-26 год
№ п/п
Тематические
Теория
Практика
Всего
блоки и разделы
Введение
2
2
2. Блок «Военно-физическая подготовка»
1.
Общая и
4
32
36
специальная
физическая
подготовка
2.
Рукопашный бой
2
14
16
2.Блок «Военная подготовка»
1.
Общевоинские
18
4
22
уставы ВС РФ
2.
Строевая
10
12
22
подготовка
3.
Огневая
8
12
20
подготовка
4.
Военная
6
10
16
топография
5.
Тактическая
8
8
16
подготовка
6.
Инженерная
10
8
18
подготовка
7.
Разведывательная
12
6
18
подготовка
3.Блок «Основы безопасности жизнедеятельности»
1.
Медицинская
10
6
16
подготовка
2
Радиационная,
8
6
14
химическая и
биологическая
защита
Итого
96
120
216
17
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО ПРЕДМЕТАМ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА
№
п/п
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.1.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
Количество часов
Всего
I. «Готов служить России» (военная составляющая)
Строевая подготовка
17
Тактическая, инженерная подготовка
4
Огневая подготовка
5
Радиационная,
химическая,
4
биологическая защита
Медицинское обеспечение
5
Название тем занятий
II. «Военно-физическая подготовка»
Рукопашный
бой
(по
плану
дополнительного образования)
Военная топография. Ориентирование.
Соревнования «Кадетские старты»
4
Не реже 1 раза в
месяц
III. «Гуманитарно-правовая подготовка»
Вооруженные
силы
Российской
Федерации (история и современность)
Правовые основы воинской службы.
Общевоинские Уставы Вооруженных
Сил Российской Федерации
Правила внутреннего распорядка
Создание 1-го сухопутного кадетского
корпуса
Кадетские корпуса в XIX, начале XX в.в.
Традиции кадет
Кадетские училища России
Психология. Познай себя. Научись
4
1
1
8
1
1
2
1
№
п/п
4.1.
Название тем занятий
учиться. Сделай себя сам
Количество часов
Всего
IV. «Эстетическое, нравственное воспитание»
Хореография
4.2.
4.3.
Этика (этикет)
Основы нравственности» (по плану
учебной
программы
«Основы
православной культуры. Православные
святыни восточных славян»)
4.4. Здоровый образ жизни
ПОЛЕВЫЕ ВЫХОДЫ
ВЫЕЗДЫ, ПОЕЗДКИ, РЕКОНСТРУКЦИИ
ЭКСКУРСИИ
по плану
дополнительного
образования
6
6
После
окончания
четверти
(на
каникулах)
По плану
школы,
города,
Республики
Бурятия и
т.д.
Не реже 2-х раз в год
(по плану)
* - в период выездов в 5 Отдельную гвардейскую Тацинскую танковую бригаду
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
V.
«Готов служить России»
(военная составляющая)
1.1 Строевая подготовка
№
п/п
Тема занятия
Т-1 Строи и управления ими.
2
Т-2
2
Обязанности командира и кадет перед
построением и в строю.
Строевые приемы без оружия:
- строевая стойка,
Т-3 - повороты на месте,
- движение строевым шагом,
- повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия на
Т-4
месте и в движении
Т-5 Выход из строя и подход к начальнику
Строи отделения:
Т-6 - развернутый строй
- походный строй
Строи класса:
Т-7 - развернутый и походный строй
- действие класса в строю
Выполнение воинского приветствия в
Т-8
составе класса
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
Т-9 Строи Кадетского Корпуса
1
Т-10
-
Прохождение торжественным маршем,
участие в парадах, смотрах
ВСЕГО ЧАСОВ
17
1.2 Тактическая, инженерная подготовка
№
п/п
Тема занятия
Т-1 Тактика – наука современного боя
2
20
Организация и вооружение взвода
(отделения) сил специальных операций
Основы современного боя:
- действие солдата в бою;
Т-3
- наступление;
- оборона.
Действие отделения при проведении
Т-4 специальных действий (блокпост, поиск,
засада, т.д.)
Мотострелковое отделение в бою:
Т-5 - в наступлении;
- в обороне.
Управление подразделением. Средства
Т-6
связи отделения, взвода.
Инженерное оборудование. Маскировка.
Т-7
Минно-инженерные заграждения.
Комплексное занятие с отделением,
Т-8
взводом. Полевой выход
ВСЕГО ЧАСОВ
Т-2
2
-
4
1.3. Огневая подготовка
№
п/п
Тема занятия
Т-1 История развития стрелкового оружия.
1
Т-2 Общие сведения по основам стрельбы
1
Т-3 Автомат Калашникова АК-74
1
Т-4 Стрелковые тренировки
2
Оружие мотострелкового отделения
Т-5 (ПМ, АК, ПК, РПК, АКСУ, РПГ-7, ГП25, РПГ-22)
Ручные осколочные гранаты (РГ-42,
Т-6
РГД-5, Ф-1, РГО, РГН, )
Подготовка оружия к стрельбе. Уход за
Т-7
оружием.
-
Т-8 Приборы наблюдения и прицеливания.
-
Т-9 Правила стрельбы.
-
Т-10 Вооружение БМП-2 (БТР-80)
-
21
Меры безопасности при проведении
Т-11 стрельб. Правила безопасности на
полигоне, на стрельбище.
В ходе занятий изучается материальная
часть оружия, правила стрельб, правила
выполнения нормативов
ВСЕГО ЧАСОВ
-
5
1.4 Радиационная, химическая, биологическая защита
№
п/п
Т-1
Т-2
Т-3
Т-4
Т-5
Тема занятия
История развития оружия массового
поражения.
Индивидуальные средства защиты:
- респиратор;
- противогаз;
- общевойсковой защитный комплект.
Ядерное
оружие.
История
возникновения. Применение. Средства
доставки.
Химическое
оружие.
История
возникновения. Применение. Средства
доставки.
Биологическое
оружие.
История
возникновения. Применение. Средства
доставки.
1
1
1
-
Т-6 Основы гражданской обороны.
1
Т-7 Приборы РХБЗ.
-
Т-8
Специальная обработка людей, боевой
техники.
Пользование
индивидуальными
средствами защиты. Сдача нормативов.
Действие по сигналам оповещения.
ВСЕГО ЧАСОВ
-
4
22
1.5 Медицинское обеспечение
№
п/п
Тема занятия
Т-1 Личная и общественная гигиена.
1
Т-2
1
Предупреждение
заболеваний.
инфекционных
Т-3 Ушибы. Растяжения. Вывихи.
1
Т-4 Повязки. Способы наложения.
-
Т-5 Виды травм. Повязки.
-
Т-6
1
Спасение на воде. Искусственное
дыхание.
Аптечка
индивидуальная.
ИПП.
Т-7
Назначение, комплектность.
Медицинское
оснащение
выноса
Т-8
раненого с поля боя.
Виды поражения при применении
Т-9
оружия массового поражения.
Зажигательное
оружие.
Тушение.
Т-10
Способы оказания помощи.
Организация медицинского обеспечения
Т-11
в боевой обстановке.
ВСЕГО ЧАСОВ
1
-
5
II. «Военно-физическая подготовка»
2.3. Военная топография. Ориентирование.
№
п/п
Тема занятия
Т-1 Магнитный азимут и его определение.
1
Т-2 Топографическая карта. Масштаб карты.
1
Т-3
1
Изображение
рельефа
топографических картах.
на
Т-4 Измерение по карте.
Ориентирование на местности без
карты:
Т-5 - определение сторон горизонта по
компасу;
- определение сторон горизонта по
1
23
солнцу, луне, Полярной звезде;
- определение сторон горизонта по
различным признакам.
Ориентиры и их использование на поле
Т-6
боя.
Т-7 Измерения расстояний.
Т-8 Движение по азимутам днем/ночью.
Т-9
Чтение
карты.
Условные
топографические знаки.
Ориентирование
и
движение
на В
местности по карте днем/ночью
перио
д
полев
ых
выход
ов.
ВСЕГО ЧАСОВ
4
III. «Гуманитарно-правовая подготовка»
3.1 Вооруженные силы Российской Федерации. История и современность.
№
п/п
Т-1
Т-2
Т-3
Т-4
Т-5
Т-6
Т-7
Т-8
Тема занятия
Вооруженные
силы
Российской
Федерации. История и современность.
Структура
Вооруженных
сил
Российской Федерации.
Задачи Вооруженных сил Российской
Федерации.
Военная
доктрина
Российской Федерации.
Дни воинской славы Вооруженных сил
Российской Федерации.
Брестская крепость – символ воинской
славы.
Боевые традиции Вооруженных сил
Российской Федерации.
Вооружение
и
боевая
техника
Вооруженных
сил
Российской
Федерации.
Боевой
путь
5-ой
Отдельной
гвардейской Тацинской бригады и
1
1
1
2
1
24
других воинских соединений.
Т-9
На ветрах истории «Вооруженные силы
Великого княжества Литовского».
Поездки, походы, экскурсии по местам По
боевой славы.
отдел
ьному
плану.
ВСЕГО ЧАСОВ
6
3.2 Правовые основы военной службы
№
п/п
Т-1
Т-2
Т-3
Т-4
Т-5
Тема занятия
Становление
Российской
государственности
Истоки Российской государственной
символики.
Нормативно-правовые документы по
военным вопросам.
Ответственность за нарушение законов
по
военным
законам.
Военные
преступления
Уставы Вооруженных сил Российской
Федерации:
- Устав внутренней службы ВС РФ;
- Устав гарнизонной и караульной
службы;
- дисциплинарный устав.
Т-6 Основы военной дисциплины.
ВСЕГО ЧАСОВ
1
2
3
-
6
3.3 Правила внутреннего распорядка
№
п/п
Т-1
Тема занятия
Общие
положения
о
внутреннего распорядка.
Т-2 Торжественная клятва.
Правилах
1
1
25
Кадетское Знамя корпуса. Кадетский
гимн.
Должностные лица корпуса, кадеты
Т-4 (воспитанники) и взаимоотношения
между ними.
Единоначалие.
Самоуправление.
(командиры)
и
Т-5 Начальники
подчиненные. Старшие и младшие.
Т-3
1
1
-
Т-6 Кодекс чести кадета.
1
Т-7
1
Обязанности должностных лиц Корпуса,
кадет и воспитанников.
Дисциплина в кадетском корпусе.
Т-8
Поощрения и взыскания.
О вежливости и поведении кадет:
- приход и уход из корпуса;
- внешний вид;
- приветствие;
Т-9 - поведение на уроке;
- поведение на перемене;
- поведение в столовой;
- поведение во время проведения
внеурочных мероприятий.
Т-10 Внутренний порядок.
ВСЕГО ЧАСОВ
-
2
-
8
3.4 – 3.10 Основы кадетского образования и движения
№
п/п
Т-1
Тема занятия
Создание 1-го сухопутного кадетского
корпуса
1
Т-2 Кадетские корпуса в XIX, начале XX в.в.
1
Т-3 Традиции кадет
2
Т-4
Кадетские
училища
Федерации
ВСЕГО ЧАСОВ
Российской
1
5
26
3.11. Психология. Познай себя. Научись учиться. Сделай себя сам.
№
п/п
Тема занятия
Т-1 Учимся быть культурными.
1
Т-2
Дисциплина – это послушание или
активная работа.
1
Т-3
Конструктивные способы общения со
сверстниками.
1
Т-4 Как повысить учебную мотивацию.
Т-5
Способы разрешения
ситуаций.
конфликтных
Т-6
Общение: Я и другие.
общения. Ложь в общении.
Правила
1
Межличностные отношения: навыки
Т-7 слушания, понимания другого человека.
Конфликты в общении.
-
Т-8 Стресс в жизни человека.
-
Т-9 Умеешь ли ты сказать «нет».
-
Т-10
Говоря вредным привычкам «нет», ты
говоришь своему здоровью «да».
ВСЕГО ЧАСОВ
4
27
IV. «Эстетическое, нравственное воспитание»
4.2 Этика (этикет)
№
п/п
Тема занятия
Т-1 Основные понятия: этика и этикет.
1
Т-2 Этикет для кадет.
1
Т-3 Заповеди кадет.
1
Т-4 Этикет внешнего вида.
1
Этикет
местах
Т-5
поведения
в
общественных
1
Т-6 Правила поведения в транспорте
1
Т-7 Правила поведения в магазине, лифте
-
Т-8 Хороший тон в доме и семье
-
Т-9 Забота как нравственная категория
-
Т-10 Доброта как качество личности
1
Т-11 Милосердие и справедливость
-
Т-12
-
Милосердие
как
сострадательное
отношение к другому человеку
Любовь как нравственно-эстетическое
Т-13
чувство
-
Т-14 Этикет телефонных разговоров.
1
Т-15
1
Правила хорошего тона за домашним
столом
Т-16 Этикет и интернет
1
Т-17 Этикет семейных событий
1
Т-18 Воинский этикет.
1
Т-19 Кодекс чести офицера
-
ВСЕГО ЧАСОВ
12
28
Критерии оценки элементов кадетского компонента
1. Перечень критериев выполнения элементов кадетского компонента
включает: дисциплину, внутренний порядок, распорядок дня, внешний вид,
строевую слаженность, учебный процесс, этику и культуру поведения при
приеме пищи, дежурства.
2. Требования и оценка выполнения классами элементов кадетского
компонента:
2.1. Общие требования. При оценке выполнения элементов кадетского
компонента: - оценивается по пятибалльной шкале с выставлением согласно
перечню критериев оценки «5», «4», «3», «2», «1»; критерий «дисциплина»
оценивается как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» с
выставлением соответственно отметок «3» и «2». При выставлении оценок
принимается во внимание положительная динамика и стремление классов к
улучшению предыдущих результатов. В случае незначительных недостатков,
которые были устранены в ходе проверки, оценки «5» и «4» выставляются в
случае их устранения без промедления, либо в ограниченный промежуток
времени, при этом выбор одной из оценок при одинаковом подходе состояния
одного из элементов определяется исходя из системного подхода коллектива
класса по совершенствованию элементов кадетского компонента.
3. При оценке дисциплины:
- оценивается: воспитанность кадет класса, которая может включать
следующие позиции: долг и ответственность, бережливость, отношение к
труду, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и
порядочность, простота и скромность, культурный уровень поведения, этика
взаимоотношений; - учитываются: мнения и предложения куратора и учителей
по компетенции. Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии
выполнения предъявляемых требований в полном и значительном объеме и
недопущении грубых нарушений дисциплины и проступков кадетами. Оценка
«неудовлетворительно» выставляется в случае допущения грубых нарушений
дисциплины и проступков кадетами.
29
Работа с родителями
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном
сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с
родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в
дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.
Немало важный фактор при проведении занятий является сотрудничество
преподавателя с обучающими.
Работа родителей предусматривает:
- родительское собрание;
- индивидуальные беседы и консультации;
- профилактические беседы;
- анкетирование, социологический опрос родителей;
- тематические консультации с приглашением психолога;
- совместные воспитательные мероприятия;
- совместное посещение экскурсий, выставок, музеев.
Взаимодействие детей, родителей и педагога строится по трем направлениям:
- познавательное;
- практико-ориентированное;
- досуговая деятельность.
Форма познавательной деятельности включает в себя: дни открытых дверей,
дни открытых занятий, выпуск стенных газет, совместная деятельность в
рамках проекта.
Форма практико-ориентированной деятельности включает в себя: участие в
различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся и т.п..
Форма досуговой деятельности включает в себя: походы, экскурсии,
посещение выставок, музеев, театров, кинотеатров и т.п..
30
Используемая литература:
1.Конституция Российской Федерации. М., 1993. Гл. I.
2.Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
3.Федеральное конституционное право России. Основные источники. М., 1996.
4.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации.
М., 1995.
5.Румянцев О. Г. Основы Конституционного строя России. М., 1994.
6.
Указ Президента Российской Федерации «О Государственном флаге
Российской Федерации» № 1 - ФКЗ. 25 декабря 2000 г. // Российская газета. 27
января 2000.
7.
Указ Президента Российской Федерации «О Государственном гербе
Российской Федерации» № 2 - ФКЗ. 25 декабря 2000 г. // Российская газета. 27
января 2000.
8.
Указ Президента Российской Федерации «О Государственном гимне
Российской Федерации» № 3 - ФКЗ. 25 декабря 2000 г. // Российская газета. 27
января 2000.
9.
Указ Президента Российской Федерации «О знамени Вооруженных Сил
Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных
видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск» №
162 ФЗ. 29 декабря 2000 г. // Российская газета. 4 января 2001.
10. Указ Президента Российской Федерации «О тексте Государственного
гимна Российской Федерации» № 2110. 30 декабря 2000 г. // Российская газета.
4 января 2001.
11. Батыгин А. Споемте вместе, господа и дамы // Российская газета. 30
декабря 2000.
12.
91.
Вилинбахов Георгий. Флаги России // Наука и жизнь. 1990. № 12. С. 88-
13.
Вилинбахов Г. Герб России // Родина. 1998. № 2. С. 80.
14. Горенштейн Ф. За что вы, либералы, так Глинку любите? // Российская
газета. 30 декабря 2000.
15. Карась Н.М. Государственное знамя // Военно-исторический журнал.
1993. № 11. С. 88-89.
31
16. Лебедев В. Большой государственный герб России // Родина. 1993. № 10.
С. 34-39.
17. Похлебкин В. Красный флаг России и другие ее естественные символы //
Независимая газета. 6 марта 1998.
18. Сапрыков В. Над Россией флаг России // Наука и жизнь. № 12. 1992. С.
65-68.
19. Юрганов А. Л. Символы Русского государства и средневековое сознание
// Вопросы истории. 1997. № 8. С. 118-132.
20. УВС ВС РФ. 2019 г.
21. Инструкция по мерам безопасности при проведении занятий по боевой
подготовки, обращении с оружием и боеприпасами, эксплуатации техники и
вооружения, выполнении хозяйственных работ. 2010 г.
22. Курс стрельб из СО, БМ и танков, устав внутренней службы ВС РФ, приказ
МО РФ № 285 от 506.2000 г.
23. Пособие по обеспечению безопасности военной службы.2012 г.
24. Учебник сержанта мотострелковых войск.2010 г.
25. Строевой устав ВС РФ. 2019 г.
26. Дисциплинарный устав ВС РФ.2019 г.
27. Справочник по военной топографии.2005 г
32
Заместитель
директора
Муниципального
образовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №58 г. Улан-Удэ» по
воспитательной работе - начальник Кадетского Корпуса
20.08.2025 г.
Л.Л. Платонова
Рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании Педагогического совета
Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №58 г. Улан-Удэ»
«____» августа 2025 года. Протокол №1.
33