Шайдоров А.А. 3D моделирование и программирование

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы………………………………………………..3
1.1.
1.2.
1.3.

Пояснительная записка…………………………………………...6

Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………10

Содержание программы…………………………………………….11

2. Комплекс организационно педагогических условий……………….18
2.1.

Календарный учебный график…………………………………….18

2.3.

Формы аттестации …………………………………………………..25

2.2.
2.4.
2.5.
2.6.

Условия реализации программы…………………………………..25
Оценочные материалы……………………………………………...26

Методические материалы…………………………………………..26

Список литературы………………………………………………….28

2

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«3D моделирование и программирование»
№
1.
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3

Титульный лист:
Образовательная
организация
Название программы
Срок реализации
ФИО
автора,
должность
Территория, год
Пояснительная записка
Тип программы
Направленность
Актуальность

Структура
МАУ ДО «ЦДПиПВ» г. Улан-Удэ
«3D моделирование и программирование»
2 года
г. Улан-Удэ, ул. Норильская, 8; 2023 год.
Модифицированная
Техническая
Развитие навыков программирования в настоящее время
включено в перечень приоритетных направлений
технологического развития в сфере информационных
технологий, которые определены Правительством в рамках
«Стратегии развития отрасли информационных технологий
в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года».
Важным условием успешной подготовки инженернотехнических кадров в рамках обозначенной стратегии
развития является внедрение инженерно-технического
образования в систему воспитания школьников и даже
дошкольников. Развитие программирования в России
сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и
дополнительной системы образования. Программирование
позволяет развить алгоритмические и креативные
способности учащихся, творческое самовыражение в
проектной деятельности в области программирования,
заложить основы успешного освоения профессии
программиста в будущем.
В настоящее время в образовании изучают различные языки
программирования и программы для 3D моделирования,
одним из которых является Scratch, КОМПАС 3D,
Solidworks, Blender, Arduino, Python/C++.
Scratch — визуальная событийно-ориентированная среда
программирования, созданная для детей и подростков,
позволяет детям программировать игры, мультфильмы.
КОМПАС-3D — российская система трёхмерного
проектирования.
SolidWorks
—
программный
комплекс
автоматизированного
проектирования
(САПР)
для
трёхмерного моделирования и создания инженерных
чертежей.
Blender — бесплатное профессиональное программное
обеспечение с открытым исходным кодом для создания
трёхмерной компьютерной графики. Подходит для 3Dмоделирования, анимации, рендеринга, редактирования
3

2.4.

Цель

2.5.

Задачи

видео и применения визуальных эффектов.
Arduino — торговая марка. аппаратно-программных
средств построения и прототипирования простых систем,
моделей и экспериментов в области электроники,
автоматики, автоматизации процессов и робототехники.
Python и C++ — языки программирования, но имеют разные
особенности и области применения. Выбор между ними
зависит от конкретных требований проекта и предпочтений
разработчика.
повышение мотивации к изучению программирования через
создание творческих проектов в среде Scratch. Развитие
инженерного мышления через 3D-моделирование и
программирование. Изучение основ конструирования и
управления БПЛА.
-

-

-

- Познакомить со средой программирования Scratch;
-Сформировать навыки практического
программирования при решении поставленных
технических задач и реализации творческих
проектов в среде Scratch;
- Создать представление о проектноисследовательской деятельности в области ИТ и
методах организации творческого процесса при
проектирования программных продуктов.
-Способствовать развитию творческих авторских
начал через создание самостоятельных проектов;
-Воспитать умение эффективно работать
индивидуально над решением нестандартных задач
по созданию творческих работ в среде Scratch.
Образовательные:
Обучить основам работы в САПР (Компас-3D,
SolidWorks) и полигональных редакторах (Blender).
Сформировать understanding принципов 3D-печати и
подготовке моделей к ней.
Изучить устройство, принципы полета и
классификацию БПЛА.
Обучить основам программирования полетных
контроллеров (на примере Arduino/PX4) для
автономных полетов.
Дать представление о техническом зрении и
телеметрии.
Развивающие:
Развивать инженерное, пространственное и
творческое мышление.
Развивать навыки проектного мышления и работы в
команде.
Развивать алгоритмическое мышление через
программирование дронов.
Развивать навыки решения технических проблем
(debugging).
Воспитательные:
4

-

2.6.

Отличительные
особенности
программы

2.7.
2.8.

Возраст детей
Продолжительность
занятий
Формы занятий

2.9.

Воспитывать perseverance, аккуратность и
внимательность в работе.
Формировать культуру безопасной работы с
оборудованием и программным обеспечением.
Прививать интерес к техническому творчеству,
изобретательству и новым технологиям.

Отличительная особенность программы заключается в том,
что она является целостной и непрерывной в течении всего
процесса обучения, и позволяет ребёнку шаг за шагом
раскрывать
в
себе
творческие
возможности
и
самореализоваться в современном мире. В процессе
программирования
дети
получат
дополнительные
начальные
знания
в
области
алгоритмики,
программирования, информатики.
8-17 лет
45 мин
Формы организации занятий
- групповые
- индивидуальные
Формы проведения занятий
- дистанционный урок-консультация;
- практикум;
- дистанционный урок-ролевая игра;
- онлайн выставка.

2.10. Режим занятий
2.11. Ожидаемые
результаты

Методы:
- по источнику полученных знаний: словесные, наглядные,
практические.
- по способу организации познавательной деятельности:
- развивающее обучение (проблемный, проектный,
творческий, частично -поисковый, исследовательский,
программированный);
- дифференцированное обучение (уровневые,
индивидуальные задания).
1. Метод проектов;
2. Проблемный;
3. Частично-поисковый;
4. Исследовательский
Для первого года обучения 4 часа в неделю
Для второго года обучения 6 часа в неделю
При реализации образовательной программы в полном
объеме обучающиеся приобретут основные знания в
области 3D моделирования и программирования, и
создания проектов в среде Scratch.
будут знать:
- ознакомятся с основами технического черчения и
работы в системе трехмерного моделирования
- ознакомятся с основами технологии быстрого

5

-

-

-

прототипирования и принципами работы
различных технических средств, получат навыки
работы с новым оборудованием;
получат навыки работы с технической
документацией, а также разовьют навыки поиска,
обработки и анализа информации;
разовьют навыки объемного, пространственного,
логического мышления и конструкторские
способности;
научатся применять изученные инструменты при
выполнении научных -технических проектов;
получат необходимые навыки для организации
самостоятельной работы;
повысят свою информационную культуру. В
идеальной модели у учащихся будет воспитана
потребность в творческой деятельности в целом и к
техническому творчеству в частности, а также
сформирована зона личных научных интересов.
практические и теоретические знания в среде
программирования Scratch;
основные навыки создания проектов;
научатся работать в среде Scratch;
применять ранее полученные знания на практике и
при выполнении самостоятельных работ;
работать индивидуально над решением
нестандартных задач по созданию творческих работ
в среде Scratch.
самостоятельно разрабатывать проекты
Умение работать в Компас-3D, Blender, SolidWorks
Навыки программирования микроконтроллеров
Понимание принципов работы БПЛА

Самостоятельно разрабатывать проекты
Умение работать в CAD-системах.
Навыки 3D-печати и сборки БПЛА.
Базовое
программирование
микроконтроллеров.

- Опыт сборки и тестирования дрона
2.12. Способы определения - сохраненный готовый проект в Scratch.
результативности
- готовый проект, удовлетворяющий требований текущей
темы.
- готовый проект: 3D-модель + программируемый БПЛА
2.13. Формы контроля
- промежуточная аттестация:
 текущее тестирование по изученной теме через
сервис onlinetestpad,
 практическая работа по текущей теме.
- итоговая аттестация:
 итоговое тестирование через сервис onlinetestpad,
 практическая работа на выбранную тему.
Способы и критерии отслеживания результата:
- анализ результатов тестирования
- оценка выполнения объема заданий;
6

- смотр созданных проектов и написанных программ;
- онлайн выставка.

- защита проекта: 3D-модель + программируемый
БПЛА

3.
3.1.

Учебно-тематический план
Перечень разделов.
Тема 1. Вводное занятие. Установка программы.
Интерфейс программы
Тема 2. Технология 2D - моделирование
Тема 3. Технология 3D - моделирование Изучение
программы для 3D моделировании Blender.
Тема 4. 3D-печать
Тема 5. Создание авторских моделей и их печать
Тема 6. Алгоритм в стиле Scratch
Тема 7. Управление несколькими объектами
Тема 8. Последовательное и одновременное выполнение
команд
Тема 9. Вставка музыки в проект
Тема 10. Интерактивность, условия и переменные
Тема 11. Случайные числа
Тема 12. Рисование в Scratch
Тема 13. Диалог с программой
Тема 14. Костюмы объектов в
библиотеке Scratch. Создание объектов и костюмов Тема
15. Смена фона
Тема 16. Использование итоговых проектов
Тема 17. Циклы
Тема 18. Условный блок
Тема 19. Творческий проект «Мультфильм «Акула и
рыбка»
Тема 20. Понятие координат X и Y
Тема 21. Творческий проект «Мультфильм «Пико и
приведение»
Тема 22. Творческий проект «Игра Лабиринт»
Тема 23. Творческий проект «Мультфильм «Кот и летучая
мышь»
Тема 24. Творческий проект «Игра «Пройди сквозь
кактусы»
Тема 25. Творческий проект «Игра «Ведьма и волшебник»
Тема 26. Творческий проект «Игра «Кот математик»
Тема 27. Творческий проект «Игра «Вертолет
Тема 28. Творческий проект «Игра «Флэппи Берд
Тема 29. Творческий проект «Игра «Защита базы
Тема 30. Создание собственной игры
Тема 31. Создание собственного мультфильма

3.2

Кол-во часов по темам Теория: 25 часов, практика: 119 часа
(теория,
практика, Всего: 144 ч
всего)
2-й год Учебно-тематический план

3.3

Перечень разделов.
7

Модуль 1. Основы 3D-моделирования (108 часов)
Тема 1. Введение в 3D-графику и моделирование (12 часов)
Теория (4 ч):
- Основные понятия 3D-графики (полигоны, NURBS,
параметрическое моделирование).
- Обзор программ: КОМПАС-3D, Blender, SolidWorks.
- Сферы применения 3D-моделирования (инженерия,
анимация, БПЛА).
Практика (8 ч):
- Установка и настройка ПО.
- Знакомство с интерфейсом.
- Создание простых объектов (куб, сфера, пирамида).
Тема 2. Основы работы в КОМПАС-3D (24 часа)
Теория (6 ч):
- Параметрическое моделирование.
- Эскизы, операции выдавливания и вращения.
- Сборки и взаимодействие деталей.
Практика (18 ч):
- Создание деталей (болты, гайки, шестерни).
- Проектирование простых механизмов.
- Разработка модели корпуса БПЛА.
Тема 3. Моделирование в Blender (24 часа)
- Теория (6 ч):
- Полигональное моделирование.
- Модификаторы (Subdivision, Boolean).
- Текстурирование и рендеринг.
Практика (18 ч):
- Создание органических форм (пропеллеры, обтекатели).
- Анимация вращения винтов.
- Визуализация модели БПЛА.
Тема 4. Проектирование в SolidWorks (24 часа)
Теория (6 ч):
- Особенности SolidWorks.
- Проектирование сборок.
- Анализ прочности (Simulation Xpress).
Практика (18 ч):
- Разработка рамы квадрокоптера.
- Моделирование крепежных элементов.
- Создание чертежей для ЧПУ.
Тема 5. 3D-печать и подготовка моделей (24 часа)
Теория (6 ч):
- Основы 3D-печати (FDM, SLA).
- Поддержки, заполнение, настройки слайсеров.

8

- Материалы (PLA, ABS, нейлон).
Практика (18 ч):
- Экспорт моделей в STL.
- Настройка печати в Cura/PrusaSlicer.
- Изготовление деталей БПЛА.
Модуль 2. Программирование и БПЛА (108 часов)
Тема 6. Основы программирования (Python/C++) (24 часа)
Теория (6 ч):
- Базовый синтаксис.
- Управляющие структуры.
- Работа с библиотеками.
Практика (18 ч):
- Написание скриптов для автоматизации расчетов.
- Обработка данных с датчиков.
Тема 7. Электроника и Arduino (24 часа)
Теория (6 ч):
- Основы схемотехники.
- Датчики (гироскоп, акселерометр, GPS).
- ШИМ-управление моторами.
Практика (18 ч):
- Сборка схемы управления двигателем.
- Калибровка регуляторов оборотов.
Тема 8. Программирование полета БПЛА (24 часа)
Теория (6 ч):
- ПИД-регуляторы.
- Автопилот (ArduPilot/PX4).
- Телеметрия.
Практика (18 ч):
- Настройка контроллера полета.
- Тестовые запуски.
Тема 9. Разработка собственного БПЛА (36 часов)
Теория (6 ч):
- Аэродинамика мультикоптеров.
- Расчет тяги и времени полета.
Практика (30 ч):
- Сборка прототипа.
- Программирование автономного полета.
- Тестирование и доработка.
Итоговая аттестация
- Защита проекта: 3D-модель + программируемый БПЛА
9

(12 часов).
Ожидаемые результаты:
- Умение работать в CAD-системах.
- Навыки 3D-печати и сборки БПЛА.
- Базовое программирование микроконтроллеров.
- 3D-модель рамы квадрокоптера, созданную
SolidWorks или КОМПАС-3D.

в

-

Визуализацию и, по желанию, анимацию этой
модели в Blender.

-

Отчет с расчетами компонентов и обоснованием
выбранной конструкции.

-

Код для симуляции или для управления реальными
сервоприводами/моторами (на выбор учащегося).

-

Презентацию своего проекта перед группой.

Программа сочетает инженерное творчество и современные
технологии, готовя обучающихся к работе в области
робототехники и беспилотных систем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа базового уровня ориентирована на развитие технических
и творческих способностей и умений обучающихся. Программа технической
направленности

Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «3D моделирование и программирование»:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.3/2.4.3590-20 от
27 октября 2020 года N 32;

10

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Устав МАУ ДО «ЦДПиПВ» г. Улан-Удэ.
Актуальность программы:

Развитие навыков 3D моделирования и программирования в настоящее время
включено в перечень приоритетных направлений технологического развития
в сфере информационных технологий, которые определены Правительством
в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на
2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной
подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии
развития является внедрение инженерно-технического образования в систему
воспитания школьников и даже дошкольников. Развитие программирования
в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной
системы образования. Программирование позволяет развить алгоритмические
и креативные способности учащихся, творческое самовыражение в проектной
деятельности в области программирования, заложить основы успешного
освоения профессии программиста в будущем.
Современные технологии стремительно развиваются, и ключевыми
компетенциями становятся 3D-моделирование, программирование и
понимание принципов работы автономных систем, таких как беспилотные
летательные аппараты (БПЛА). Данная программа интегрирует инженерное
проектирование, компьютерную графику и основы дроностроения, что
позволяет обучающимся получить комплексные навыки, востребованные в
будущем.

В настоящее время в образовании изучают различные программы для 3D
моделирования и языки программирования, одним из которых является
Scratch, КОМПАС-3D, Blender 3D.
Blender 3D – бесплатный программный продукт, предназначенный для
создания и редактирования трехмерной графики. Программа распространена
на всех популярных платформах, имеет открытый исходный код и доступна
совершенно бесплатно всем желающим, а также есть версия на русском языке.

КОМПАС-3D — российская система трехмерного проектирования. Мощная
и универсальная 3D САПР, ставшая стандартом для тысяч предприятий,
благодаря простоте освоения и широким возможностям твердотельного,
поверхностного и прямого моделирования.
11

Scratch — визуальная событийно-ориентированная среда программирования,
созданная для детей и подростков, позволяет детям программировать игры,
мультфильмы.
Второй год обучения

В настоящее время в образовании изучают различные языки
программирования и программы для 3D моделирования, одним из которых
является Scratch, КОМПАС 3D, Solidworks, Blender, Arduino, Python/C++.
 Blender 3D – бесплатный программный продукт, предназначенный для
создания и редактирования трехмерной графики. Программа
распространена на всех популярных платформах, имеет открытый
исходный код и доступна совершенно бесплатно всем желающим, а
также есть версия на русском языке.
 КОМПАС-3D — российская система трехмерного проектирования.
Мощная и универсальная 3D САПР, ставшая стандартом для тысяч
предприятий, благодаря простоте освоения и широким возможностям
твердотельного, поверхностного и прямого моделирования.
 Scratch
—
визуальная
событийно-ориентированная
среда
программирования, созданная для детей и подростков, позволяет детям
программировать игры, мультфильмы.
 SolidWorks — программный комплекс автоматизированного
проектирования (САПР) для трёхмерного моделирования и создания
инженерных чертежей.
 Arduino — торговая марка. аппаратно-программных средств
построения и прототипирования простых систем, моделей и
экспериментов в области электроники, автоматики, автоматизации
процессов и робототехники.
 Python и C++ — языки программирования, но имеют разные
особенности и области применения. Выбор между ними зависит от
конкретных требований проекта и предпочтений разработчика.
Дополнительная общеразвивающая программа «3D моделирование и
программирование» реализуется в соответствии с технической
направленностью образования: В процессе создания мультипликационного
фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями
руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических
приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций,
особенностей
объемной
и
плоской
формы,
характера
линий,
пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие
12

способности, направленные на создание нового, формируются только на
нестандартном материале. Все это нужно изучать для создания в фильме
грамотного изображения фонов, героев, бутафории. Также необходимо
изучить, что такое композиция, равновесие, цельность, пропорциональность,
выразительность.
Отличительные особенности программы:

Отличительная особенность программы заключается в том, что она
является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и
позволяет ребёнку шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности
и самореализоваться в современном мире. В процессе программирования дети
получат дополнительные начальные знания в области программирования,
информатики.
Вид программы:

Это модифицированная программа (за основу взяты несколько
программ),
технической
направленности,
направленная
как
на
художественно-эстетическое воспитание, так и на компьютерное обучение
учащихся. В данной программе компьютерные технологии объединяются с
элементами ДПИ, а в процессе освоения анимационных техник параллельно
происходит обучение языку изобразительного искусства.
Направленность программы: техническая

Адресат программы: Возраст учащихся 8 - 17 лет. В группу первого года
принимаются все желающие. Специального отбора не производится.
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы
-15 человек. Допускается формирование разновозрастных групп.
Срок и объём освоения программы:
1 год, 144 академических часа
2 год, 216 академических часа

Форма обучения: очная.

В ходе реализации Программы применяют комбинированные и
практические занятия, реализация учебных, исследовательских и творческих
проектов.

В ходе реализации Программы применяют теоретические, практические,
комбинированные занятия.
Особенности организации образовательной деятельности:

13

На
занятиях
используется
методика
индивидуального
и
дифференцированного обучения и особо приветствуются любые творческие
инициативы и начинания учащихся.
Для эффективной работы с детьми используются современные
образовательные технологии:
- технология проблемного обучения,

- технология коллективной творческой деятельности;

- технологии развития ассоциативного творческого мышления,
- компьютерные технологии,

- технология проектной деятельности
Режим занятий:

Для первого года обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2
академических часа (4 часа в неделю, 144 часа в год)

Для второго года обучения занятия проходят 3 раза в неделю по 2
академических часа (6 часов в неделю, 216 часа в год)
Педагогическая целесообразность:

Программа «3D моделирование и программирование» позволяет
осуществлять проектный подход (работу над индивидуальными и
коллективными проектами) при создании анимационных фильмов, а также
использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей:
двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую,
познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную. Каждый
ребенок в процессе обучения чувствует себя важным членом команды, от
которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Стараясь
исполнить свою часть работы хорошо, у учащегося формируются социальные
умения и навыки, личностные свойства, чувство ответственности и
собственной значимости, стремление к личному результату.
Особенность данной образовательной программы заключаются
практико-ориентированном подходе к решению творческих задач.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы: повышение мотивации к изучению программирования
через создание творческих проектов в среде Scratch. Развитие инженерного
14

мышления через 3D-моделирование и программирование. Изучение основ
конструирования и управления БПЛА.
Задачи:

- Знакомство учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при
моделировании;
- Приобретение навыков и умений в области конструирования и инженерного
черчения, эффективного использования систем;
- Приобретение опыта создания трехмерных, анимированных объектов;

- Познакомить со средой программирования Scratch;

- Сформировать навыки практического программирования при решении
поставленных технических задач и реализации творческих проектов в среде
Scratch;

- Создать представление о проектно-исследовательской деятельности в
области ИТ и методах организации творческого процесса при проектирования
программных продуктов;
- Способствовать развитию творческих авторских начал через создание
самостоятельных проектов;
- Воспитать умение эффективно работать индивидуально над решением
нестандартных задач по созданию творческих работ в среде Scratch.
Планируемые результаты:

При реализации образовательной программы 3D моделирования и
«Программирование в Scratch» в полном объеме обучающиеся приобретут
основные знания в области 3D моделирования и программирования, и
создания проектов в среде Scratch.

будут знать:
 Ознакомятся с основами технического черчения и работы в системе
трехмерного моделирования
 Ознакомятся с основами технологии быстрого прототипирования и
принципами работы различных технических средств, получат навыки
работы с новым оборудованием;
 Получат навыки работы с технической документацией, а также разовьют
навыки поиска, обработки и анализа информации;
 Разовьют навыки объемного, пространственного, логического
мышления и конструкторские способности;
 Практические и теоретические знания в среде программирования
Scratch;

15

 Практические и теоретические знания в среде программирования
Arduino;
 Псновные навыки создания проектов;
 Научатся работать в среде Arduino;
 Применять ранее полученные знания на практике и при выполнении
самостоятельных работ;
 Работать индивидуально над решением нестандартных задач по
созданию творческих работ в среде Scratch.
 Умение работать в Компас-3D, Blender, SolidWorks
 Навыки программирования микроконтроллеров
 Понимание принципов работы БПЛА
 Самостоятельно разрабатывать проекты
 Умение работать в CAD-системах.
 Навыки 3D-печати и сборки БПЛА.
 Базовое программирование микроконтроллеров.
 3D-модель рамы квадрокоптера, созданную в SolidWorks или
КОМПАС-3D.
 Визуализацию и, по желанию, анимацию этой модели в Blender.
 Отчет с расчетами компонентов и обоснованием выбранной
конструкции.
 Код
для
симуляции
или
для
управления
реальными
сервоприводами/моторами (на выбор учащегося).
 Презентацию своего проекта перед группой.
Программа сочетает инженерное творчество и современные технологии,
готовя обучающихся к работе в области робототехники и беспилотных систем.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество
часов

№

Название темы

п/п

Формы контроля

Те
Всег
ор
о
ия

Пра
кти
ка

1.

Вводное занятие Установка
программы. Интерфейс программы

2

-

2

Промежуточная
аттестация

2.

Технология 2D - моделирование

2

-

2

Промежуточная
аттестация

3.

Технология 3D - моделирование 4
Изучение
программы
для
3D

1

3

Промежуточная
аттестация
16

моделировании Blender, Компас 3D.
4.

3D-печать

2

-

2

Промежуточная
аттестация

5.

Создание авторских моделей и их
4
печать

-

4

Промежуточная
аттестация

6.

Алгоритм в стиле Scratch.

2

1

1

Промежуточная
аттестация

7.

Управление несколькими объектами.

4

1

3

Промежуточная
аттестация

8.

Последовательное и
выполнение команд

3

1

2

Промежуточная
аттестация

9.

Вставка музыки в проект

3

1

2

Промежуточная
аттестация

10.

Интерактивность,
переменные

3

1

2

Промежуточная
аттестация

11.

Случайные числа

3

1

2

Промежуточная
аттестация

12.

Рисование в Scratch

3

1

2

Промежуточная
аттестация

13.

Диалог с программой

3

1

2

Промежуточная
аттестация

14.

Костюмы объектов в библиотеке
3
Scratch. Создание объектов и костюмов

1

2

Промежуточная
аттестация

15.

Смена фона

3

1

2

Промежуточная
аттестация

16.

Использование итоговых проектов

3

1

2

Промежуточная
аттестация

17.

Циклы

3

1

2

Промежуточная
аттестация

18.

Условный блок

3

1

2

Промежуточная
аттестация

19.

Творческий проект
«Акула и рыбка»»

8

1

7

Промежуточная
аттестация

20.

Понятие координат X и Y

3

1

2

Промежуточная
аттестация

21.

Творческий проект
«Пико и приведение»»

8

1

7

Промежуточная
аттестация

одновременное

условия

и

«Мультфильм

«Мультфильм

17

22.

Творческий проект «Игра «Лабиринт»» 8

1

7

Промежуточная
аттестация

23.

Творческий проект «Мультфильм «Кот
8
и летучая мышь»»

1

7

Промежуточная
аттестация

24.

Творческий проект «Игра «Пройди
8
сквозь кактусы»»

1

7

Промежуточная
аттестация

25.

Творческий проект «Игра «Ведьма и
8
волшебник»»

1

7

Промежуточная
аттестация

26.

Творческий проект
математик»»

8

1

7

Промежуточная
аттестация

8

1

7

Промежуточная
аттестация

28.

Творческий проект «Игра «Флэппи
8
Берд»»

1

7

Промежуточная
аттестация

29.

Творческий проект «Игра «Защита
8
базы»

1

7

Промежуточная
аттестация

30.

Создание собственной игры

4

-

4

Итоговая
аттестация

31.

Создание собственного мультфильма

4

-

4

Итоговая
аттестация

Итого за год:

144

25

119

27.

«Игра

«Кот

Творческий проект «Игра «Вертолет»»

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие. Установка программы. Интерфейс программы
(2 часа)
Теория. Знакомство с возможностями программы Blender, Компас 3D.

Практика. Установка программы на компьютеры, знакомство с интерфейсом
программы, создание простейшей программы в среде Blender.
Тема 2. Технология 2D - моделирование (2 часа)
Теория: Обзор 2D графики, программ.

Практика: Знакомство с программой «Coreldraw», основы векторной графики,

конвертирование форматов, практическое занятие

18

Тема 3. Технология 3D - моделирование Изучение программы для 3D
моделировании Blender. (4 часа)
Теория: Обзор 3D графики, программ

Практика: Знакомство с программой «Компас 3D», сетка и твердое тело, STL
формат, практическое занятие.
Тема 4. 3D-печать (2 часа)

Теория: Изучение 3D принтера «ZENIT»

Практика: Программа «Cura», практическое занятие.
Тема 5. Создание авторских моделей и их печать (4 часа)
Теория: Проектная работа «Печать и доработка проектов»

Практика: Самостоятельная работа над созданием авторских моделей.
Тема 6. Алгоритм в стиле Scratch (2 часа)

Теория. Понятие алгоритма, правила составления алгоритмов в Scratch.
Практика. Создание и запись алгоритма в Scratch.

Тема 7. Управление несколькими объектами (4 часа)

Теория. Координаты. Система координат. Сцена. Новые объекты. Слои.

Практика. Создание и изменение координат объекта, добавление объектов в
проект, перемещение объектов в различные слои.
Тема 8. Последовательное и одновременное выполнение команд (3 часа)

Теория. Одновременное выполнение скриптов (программ). Последовательное
выполнение скриптов (программ). Программное изменение размеров
объектов.

Практика. Создание программы с последовательными и параллельными
действиями объектов; изменение программно-графических эффектов объекта.
19

Тема 9. Вставка музыки в проект (3 часа)

Теория. Знакомство с музыкальными возможностями Scratch.

Практика. Синхронизация многозвучья. Добавление музыки в готовой проект.
Тема 10. Интерактивность, условия и переменные (3 часа)
Теория. Интерактивность. Переменные и условный оператор.

Практика. Организация взаимодействия объектов, принадлежащих разным
«средам обитания», по определенному условию.

Тема 11. Случайные числа (3 часа)

Теория. Случайное число. Сценарий со случайными числами.
Практика. Создание сценария со случайными числами.
Тема 12. Рисование в Scratch (3 часа)

Теория. Рисование с помощью пера на планшете. Рисование геометрических
фигур 3D ручкой. Рисование мышью. Рисование с помощью клавиатуры.
Управляемая печать 3D принтер.
Практика. Рисование в Scratch с помощью пера, мыши, клавиатуры, создание
печатную копию объекта.
Тема 13. Диалог с программой (3 часа)

Теория. Обмен сообщениями между пользователем и программой. Знакомство
с группой строковых блоков в разделах операторы и сенсоры. Практика.
Использование строки при создании диалоговых проектов.
Тема 14. Костюмы объектов в библиотеке Scratch. Создание объектов и
костюмов (3 часа)

Теория. Работа с готовыми костюмами объектов. Знакомство с графическим
редактором для создания объектов и костюмов.
20

Практика. Создание собственных спрайтов с набором костюмов и их
анимация.
Тема 15. Смена фона (3 часа)

Теория. Сценарий смены сцен.

Практика. Изменение фона сцены при перемещении объекта.
Тема 16. Использование итоговых проектов (3 часа)
Теория. Импорт, экспорт, ремикс проектов.

Практика. Импортирование, экспортирование, ремиксирование проектов
Scratch.
Тема 17. Циклы (3 часа)
Теория. Циклы в Scratch.

Практика. Создание проекта с циклами.
Тема 18. Условный блок (3 часа)
Теория. Условный блок в Scratch.

Практика. Создание проекта с условным блоком.
Тема 19. Творческий проект «Мультфильм «Акула и рыбка»» (8 часов)

Теория. Разработка сценария мультфильма на основе изученного материала.
Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 20. Понятие координат X и Y (3 часа)
Теория. Понятие координат X и Y.

Практика. Создание графических объектов по координатам, работа с 3D
принтером.

21

Тема 21. Творческий проект «Мультфильм «Пико и приведение»» (8
часов)
Теория. Разработка сценария мультфильма на основе изученного материала.

Практика. Создание программы мультфильма на заданную тему на основе
изученного материала.
Тема 22. Творческий проект «Игра «Лабиринт (8 часов)

Теория. Разработка сценария игры на основе изученного материала.

Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 23. Творческий проект «Мультфильм «Кот и летучая мышь (8
часов)
Теория. Разработка сценария мультфильма на основе изученного материала.
Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.

Тема 24. Творческий проект «Игра «Пройди сквозь кактусы (8 часов)
Теория. Разработка сценария игры на основе изученного материала.

Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 25. Творческий проект «Игра «Ведьма и волшебник»» (8 часов)
Теория. Разработка сценария игры на основе изученного материала.

Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 26. Творческий проект «Игра «Кот математик»» (8 часов)

Теория. Разработка сценария игры на основе изученного материала.

Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.

Тема 27. Творческий проект «Игра «Вертолет»» (8 часов)
22

Теория. Разработка сценария игры на основе изученного материала.

Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 28. Творческий проект «Игра «Флэппи Берд»» (8 часов)

Теория. Разработка сценария игры на основе изученного материала.

Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 29. Творческий проект «Игра «Защита базы»» (8 часов)

Теория. Разработка игры мультфильма на основе изученного материала.
Практика. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 30. Создание собственной игры (4 часа)

Практика. Разработка сценария собственной игры на основе изученного
материала. Создание, тестирование и сохранение программы проекта.
Тема 31. Создание собственного мультфильма (4 часа)

Практика. Разработка сценария собственного мультфильма на основе
изученного материала. Создание, тестирование и сохранение программы
проекта.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
за 1 год обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
(по УП)
с 01.06.2025 г. по 31.08.2025 г.
с 14.09.2025 по 31.05.2026 г.
(по УП)
(по УП)

23

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
за 2-й год обучения

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
(по УП)
с 01.06.2027 г. по 31.08.2027 г.
с 01.09.2026 по 31.05.2027 г.
(по УП)
(по УП)

2.1. Календарный учебный график
За 1 год обучения

Дата заполняется по мере реализации программы
Месяц

Д
а
т
а

Тема занятия

Кол-во

Форма

часов

контроля

2

Промежуточная
аттестация

- Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Технология
3D
- Комбинир.
моделирование
Изучение программы
для
3D
моделировании
Blender, Компас 3D.

2

Промежуточная
аттестация

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Создание авторских Комбинир.
моделей и их печать

2

Промежуточная
аттестация

Вводное
Установка
программы.
Интерфейс
программы

Форма
проведения

занятие. Комбинир.

Сентябрь

Технология
2D
моделирование

3D-печать

24

Октябрь

Создание авторских Комбинир.
моделей и их печать

2

Промежуточная
аттестация

Алгоритм
Scratch

стиле Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Управление
несколькими
объектами

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Управление
несколькими
объектами

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Последовательное и
одновременное
выполнение команд

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Последовательное и Комбинир.
одновременное
выполнение команд

2

Промежуточная
аттестация

2

Промежуточная
аттестация

в

Вставка
проект

музыки

в

Вставка
проект

музыки

в Комбинир.

Интерактивность,
условия и переменные

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Интерактивность,
условия и переменные

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Случайные числа

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Рисование в Scratch

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Рисование в Scratch

Комбинир.

Ноябр
ь

Случайные числа

Диалог с программой

2

Промежуточная
аттестация

25

Диалог с программой

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Костюмы объектов в Комбинир.
библиотеке
Scratch.
Создание объектов и
костюмов

2

Промежуточная
аттестация

Костюмы объектов в Комбинир.
библиотеке
Scratch.
Создание объектов и
костюмов

2

Промежуточная
аттестация

Смена фона
Смена фона

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Использование
итоговых проектов

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Использование
итоговых проектов

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Циклы

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Условный блок

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Условный блок

Комбинир.

2

Промежуточная
аттестация

Понятие координат Xи Комбинир.
Y

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Акула
и рыбка»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Акула

2

Промежуточная
аттестация

Декабрь

Циклы

Понятие координат Xи
Y

26

и рыбка»»
Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Акула
и рыбка»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Акула
и рыбка»»

2

Промежуточная
аттестация

Январь

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Пико
и приведение»»
Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Пико
и приведение»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Пико
и приведение»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Пико
и приведение»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Лабиринт»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Лабиринт»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Лабиринт»»

Февраль

2

Промежуточная
аттестация

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Лабиринт»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Кот и
летучая мышь»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий проект
«Мультфильм «Кот и

2

Промежуточная
аттестация

Комбинир.

27

летучая мышь»»

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Кот и
летучая мышь»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Мультфильм «Кот и
летучая мышь»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Пройди сквозь
кактусы»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Пройди сквозь
кактусы»»

2

Промежуточная
аттестация

Март

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Пройди сквозь
кактусы»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Пройди сквозь
кактусы»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Ведьма и
волшебник»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Ведьма
и
волшебник»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Ведьма
и
волшебник»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Ведьма
и
волшебник»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
«Игра

2

Промежуточная

проект Комбинир.
«Кот

28

Апрель

математик»»

аттестация

Творческий
«Игра
математик»»

проект Комбинир.
«Кот

Творческий
«Игра
математик»»

проект Комбинир.
«Кот

Творческий
«Игра
математик»»

проект Комбинир.
«Кот

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Вертолет»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Вертолет»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Вертолет»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Вертолет»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Флэппи
Берд»»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Флэппи
Берд»»

2

Промежуточная
аттестация

Май

Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Флэппи
Берд»»
Творческий
проект Комбинир.
«Игра
«Флэппи
Берд»»
Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Защита базы»

2

2

Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация

2

Промежуточная
аттестация

2

Промежуточная
аттестация

2

Промежуточная
аттестация
29

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Защита базы»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Защита базы»

2

Промежуточная
аттестация

Творческий
проект Комбинир.
«Игра «Защита базы»

2

Промежуточная
аттестация

Создание собственной Комбинир.
игры
Создание собственной Комбинир.
игры
Создание
собственного
мультфильма

Комбинир.

Создание
собственного
мультфильма

Комбинир.

2
2
2

2

Итоговая
аттестация
Итоговая
аттестация
Итоговая
аттестация
Итоговая
аттестация

2.2. Условия реализации программы
Аспекты

Характеристика

- Кабинет, по адресу Норильская, д. 8, 61,3кв.м. – 1 шт,
М а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о е - Стол для преподавателя – 1 шт,
- Кресло для преподавателя – 1 шт,
обеспечение
- Стол ученический двухместный, регулируемый по
30

Аспекты

Характеристика

Информационное обеспечение

-аудио
- видео
- фото
- интернет источники

высоте – 8 шт,
- Стул ученический регулируемый по высоте – 16 шт,
- Шкаф для хранения учебных пособий – 6 шт,
ЗD-принтер тип 2 – 2 шт,
Набор для работы с одноплатными микропроцессорами
Arduino – 15 шт,
ЗD-сканер – 2 шт,
3D-ручка – 15 шт,
Графическая
станция
(ПК
повышенной
производительности) – 15 шт,
Монитор 24"- 27" – 16 шт,
Графический планшет – 3 шт,
Наушники – 16 шт,
Клавиатура USB – 16 шт,
Мышь – 16 шт,
Пластик для ЗD-принтера – 10 шт,
Интерактивная панель 75" – 1 шт,
Доска магнитно-маркерная поворотная двусторонняя – 1
шт,
Ноутбук – 16 шт,
МФУ формата АЗ – 1 шт.
-готовые проекты, сделанных другими детьми ранее;
- методическая литература.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, с профильным
образованием

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество
часов

№

Название темы

п/п
1.

Те
Всег
ор
о
ия

Формы контроля
Пра
кти
ка

Модуль 1. Основы 3D-моделирования (108 часов)

Тема 1. Введение в 3D-графику и моделирование (12 часов)
31

2.
3.
4.
5.

Сферы применения 3D-моделирования
4
(инженерия, анимация, БПЛА).
Установка и настройка ПО.
Знакомство с интерфейсом.
Создание простых
сфера, пирамида).

объектов

(куб,

Промежуточная
аттестация

4

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

Тема 2. Основы работы в КОМПАС-3D (24 часа)
6.

2

2

7.

Эскизы, операции выдавливания и
4
вращения.

4

8.

Практика (18 ч):

9.

Создание деталей
шестерни).

10.
11.

Параметрическое моделирование.

(болты,

гайки,

Проектирование простых механизмов.
Разработка модели корпуса БПЛА.

6

6

6

6

6

6

Промежуточная
аттестация

Тема 3. Моделирование в Blender (24 часа)
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Полигональное моделирование.
Модификаторы (Subdivision, Boolean).
Текстурирование и рендеринг.
Создание
органических
(пропеллеры, обтекатели).

форм

- Анимация вращения винтов.
- Визуализация модели БПЛА.

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

Тема 4. Проектирование в SolidWorks (24 часа)
18.
19.

Особенности SolidWorks.
Проектирование сборок.

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация
32

20.
21.
22.
23.

Анализ прочности (Simulation Xpress).
Разработка рамы квадрокоптера.
Моделирование
элементов.

крепежных

- Создание чертежей для ЧПУ.

2

Промежуточная
аттестация

2

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

Тема 5. 3D-печать и подготовка моделей (24 часа)
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Основы 3D-печати (FDM, SLA).
Поддержки,
слайсеров.

заполнение,

настройки

Материалы (PLA, ABS, нейлон).
Экспорт моделей в STL.
Настройка печати в Cura/PrusaSlicer.
Изготовление деталей БПЛА.

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

Модуль 2. Программирование и БПЛА (108 часов)
Тема 6. Основы программирования (Python/C++) (24 часа)
30.
31.

Базовый синтаксис.
Управляющие структуры.

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

32.

Написание скриптов для автоматизации
6
расчетов.

6

Промежуточная
аттестация

33.

Написание скриптов для автоматизации
6
расчетов.

6

Промежуточная
аттестация

6

Промежуточная
аттестация

34.

Обработка данных с датчиков.

6

Тема 7. Электроника и Arduino (24 часа)
35.

Основы схемотехники.

2

2

Промежуточная
аттестация
33

36.

Датчики
GPS).

(гироскоп,

акселерометр,

37.

Датчики
GPS).

(гироскоп,

акселерометр,

38.
39.
40.

Сборка схемы управления двигателем.
Сборка схемы управления двигателем.
Калибровка регуляторов оборотов.

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

Тема 8. Программирование полета БПЛА (24 часа)
41.
42.
43.
44.
45.
46.

ПИД-регуляторы.
Автопилот (ArduPilot/PX4).
Телеметрия.
Настройка контроллера полета.
Настройка контроллера полета
Тестовые запуски.

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

6

6

Промежуточная
аттестация

Тема 9. Разработка собственного БПЛА (36 часов)
47.
48.
49.
50.
51.
52.

- Аэродинамика мультикоптеров.
- Расчет тяги и времени полета.
Сборка прототипа.
Программирование
полета.

автономного

Тестирование и доработка.
Защита
проекта:
3D-модель
программируемый БПЛА

+

2

2

Промежуточная
аттестация

2

2

Промежуточная
аттестация

10

10

Промежуточная
аттестация

10

10

Промежуточная
аттестация

10

10

Промежуточная
аттестация

12

12

Итоговая
аттестация
34

Итого за год:

216

52

164

Содержание программы 2 год

Модуль 1. Основы 3D-моделирования (108 часов)
Тема 1. Введение в 3D-графику и моделирование (12 часов)
Теория (4 ч):
- Основные понятия 3D-графики (полигоны, NURBS, параметрическое
моделирование).
- Обзор программ: КОМПАС-3D, Blender, SolidWorks.
- Сферы применения 3D-моделирования (инженерия, анимация,
БПЛА).
Практика (8 ч):
- Установка и настройка ПО.
- Знакомство с интерфейсом.
- Создание простых объектов (куб, сфера, пирамида).
Тема 2. Основы работы в КОМПАС-3D (24 часа)
Теория (6 ч):
- Параметрическое моделирование.
- Эскизы, операции выдавливания и вращения.
- Сборки и взаимодействие деталей.
Практика (18 ч):
- Создание деталей (болты, гайки, шестерни).
- Проектирование простых механизмов.
- Разработка модели корпуса БПЛА.
Тема 3. Моделирование в Blender (24 часа)
Теория (6 ч):
- Полигональное моделирование.
- Модификаторы (Subdivision, Boolean).
- Текстурирование и рендеринг.
Практика (18 ч):
- Создание органических форм (пропеллеры, обтекатели).
- Анимация вращения винтов.
- Визуализация модели БПЛА.
Тема 4. Проектирование в SolidWorks (24 часа)
Теория (6 ч):
- Особенности SolidWorks.
- Проектирование сборок.

35

- Анализ прочности (Simulation Xpress).
Практика (18 ч):
- Разработка рамы квадрокоптера.
- Моделирование крепежных элементов.
- Создание чертежей для ЧПУ.
Тема 5. 3D-печать и подготовка моделей (24 часа)
Теория (6 ч):
- Основы 3D-печати (FDM, SLA).
- Поддержки, заполнение, настройки слайсеров.
- Материалы (PLA, ABS, нейлон).
Практика (18 ч):
- Экспорт моделей в STL.
- Настройка печати в Cura/PrusaSlicer.
- Изготовление деталей БПЛА.
Модуль 2. Программирование и БПЛА (108 часов)
Тема 6. Основы программирования (Python/C++) (24 часа)
Теория (6 ч):
- Базовый синтаксис.
- Управляющие структуры.
- Работа с библиотеками.
Практика (18 ч):
- Написание скриптов для автоматизации расчетов.
- Обработка данных с датчиков.
Тема 7. Электроника и Arduino (24 часа)
Теория (6 ч):
- Основы схемотехники.
- Датчики (гироскоп, акселерометр, GPS).
- ШИМ-управление моторами.
Практика (18 ч):
- Сборка схемы управления двигателем.
- Калибровка регуляторов оборотов.
Тема 8. Программирование полета БПЛА (24 часа)
Теория (6 ч):
- ПИД-регуляторы.
- Автопилот (ArduPilot/PX4).
36

- Телеметрия.
Практика (18 ч):
- Настройка контроллера полета.
- Тестовые запуски.
Тема 9. Разработка собственного БПЛА (36 часов)
Теория (6 ч):
- Аэродинамика мультикоптеров.
- Расчет тяги и времени полета.
Практика (30 ч):
- Сборка прототипа.
- Программирование автономного полета.
- Тестирование и доработка.
Итоговая аттестация
- Защита проекта: 3D-модель + программируемый БПЛА (12 часов).
Ожидаемые результаты:
- Умение работать в CAD-системах.

- Навыки 3D-печати и сборки БПЛА.
- Базовое программирование микроконтроллеров.
- 3D-модель рамы квадрокоптера, созданную в SolidWorks или КОМПАС3D.
- Визуализацию и, по желанию, анимацию этой модели в Blender.
- Отчет с расчетами компонентов и обоснованием выбранной
конструкции.
- Код
для
симуляции
или
для
управления
реальными
сервоприводами/моторами (на выбор учащегося).
- Презентацию своего проекта перед группой.
Программа сочетает инженерное творчество и современные технологии,
готовя обучающихся к работе в области робототехники и беспилотных систем.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
за 2 год обучения
Дата заполняется по мере реализации программы
Месяц

Дата

Тема занятия

Форма
проведения

Кол-во

Форма

часов

контроля
37

Вводное
занятие. Комбинир.
Основные
понятия
3Dграфики (полигоны, NURBS,
параметрическое
моделирование).

2

Входной
контроль

Основные понятия 3D- Комбинир.
графики (полигоны, NURBS,
параметрическое
моделирование).

2

Входной
контроль

Установка и настройка Комбинир.

2

Текущий
контроль

с Комбинир.

2

Текущий
контроль

простых Комбинир.
сфера,

2

Текущий
контроль

Параметрическое
Комбинир.
моделирование.
Эскизы,
операции выдавливания и
вращения.

2

Текущий
контроль

Эскизы,
операции Комбинир.
выдавливания и вращения.

2

Текущий
контроль

Создание
деталей Комбинир.
(болты, гайки, шестерни).

2

Текущий
контроль

Создание
деталей Комбинир.
(болты, гайки, шестерни).

2

Текущий
контроль

Создание
деталей Комбинир.
(болты, гайки, шестерни).

2

Текущий
контроль

Проектирование
простых механизмов.

Комбинир.

2

Текущий
контроль

Проектирование
простых механизмов.

Комбинир.

2

Текущий
контроль

Проектирование
простых механизмов.

Комбинир.

2

Текущий
контроль

модели Комбинир.

2

Текущий
контроль

ПО.

Знакомство
интерфейсом.

Окт
ябр
ь

Сентябрь

Создание
объектов
(куб,
пирамида).

Разработка
корпуса БПЛА.

38

Разработка
корпуса БПЛА.

модели Комбинир.

2

Текущий
контроль

Разработка
корпуса БПЛА.

модели Комбинир.

2

Текущий
контроль

Полигональное
моделирование.

Комбинир.

Модификаторы
(Subdivision, Boolean).

Комбинир.

2

Текущий
контроль

и Комбинир.

2

Текущий
контроль

Создание органических Комбинир.
форм
(пропеллеры,
обтекатели).

2

Текущий
контроль

Создание органических Комбинир.
форм
(пропеллеры,
обтекатели).

2

Текущий
контроль

Создание органических Комбинир.
форм
(пропеллеры,
обтекатели).

2

Текущий
контроль

Анимация
винтов.

вращения Комбинир.

2

Текущий
контроль

Анимация
винтов.

вращения Комбинир.

2

Текущий
контроль

Комбинир.

2

Текущий
контроль

вращения Комбинир.

2

Текущий
контроль

Визуализация

модели Комбинир.

2

Текущий
контроль

Визуализация

модели Комбинир.

2

Текущий
контроль

Визуализация

модели Комбинир.

2

Текущий
контроль

Текстурирование
рендеринг.

Моделирование дрона
Анимация
винтов.

Ноябрь

БПЛА.

БПЛА.
БПЛА.

2

Текущий
контроль

39

Особенности
SolidWorks.

Комбинир.

2

Текущий
контроль

Проектирование
сборок.

Комбинир.

2

Промежуточна
я аттестация

Анализ
прочности Комбинир.
(Simulation Xpress).

2

Промежуточна
я аттестация

Разработка
квадрокоптера.

рамы Комбинир.

Разработка
квадрокоптера.

рамы Комбинир.

2

Промежуточна
я аттестация

Разработка
квадрокоптера.

рамы Комбинир.

2

Промежуточна
я аттестация

Моделирование
крепежных элементов.

Комбинир.

2

Промежуточна
я аттестация

Моделирование
крепежных элементов.

Комбинир.

2

Входной
контроль

Моделирование
крепежных элементов.

Комбинир.

2

Входной
контроль

ЧПУ.

2

Промежуточна
я аттестация

Текущий
контроль

Создание чертежей для Комбинир.

2

Текущий
контроль

Создание чертежей для Комбинир.

2

Текущий
контроль

3D-печати Комбинир.

2

Текущий
контроль

Поддержки,
Комбинир.
заполнение,
настройки
слайсеров.

2

Промежуточна
я аттестация

Материалы (PLA, ABS, Комбинир.
нейлон).

2

Промежуточна
я аттестация

ЧПУ.

Декабрь

Создание чертежей для Комбинир.

2

ЧПУ.

Основы
(FDM, SLA).

40

Экспорт моделей в STL.

2

Промежуточна
я аттестация

2

Входной
контроль

Настройка
Cura/PrusaSlicer.

печати

в Комбинир.

Настройка
Cura/PrusaSlicer.

печати

в Комбинир.

Настройка
Cura/PrusaSlicer.

печати

в Комбинир.

2

Текущий
контроль

Изготовление

деталей Комбинир.

2

Текущий
контроль

Изготовление

деталей Комбинир.

2

Текущий
контроль

Изготовление

деталей Комбинир.

2

Текущий
контроль

Комбинир.

2

Текущий
контроль

Комбинир.

2

Текущий
контроль

Написание
скриптов Комбинир.
для автоматизации расчетов.

2

Текущий
контроль

Написание
скриптов Комбинир.
для автоматизации расчетов.

2

Входной
контроль

Написание
скриптов Комбинир.
для автоматизации расчетов.

2

Текущий
контроль

Написание
скриптов Комбинир.
для автоматизации расчетов.

2

Текущий
контроль

БПЛА.
БПЛА.
БПЛА.

Базовый синтаксис.
Управляющие
структуры.

Январь

Комбинир.

Написание
скриптов Комбинир.
для автоматизации расчетов.
Написание
скриптов Комбинир.
для автоматизации расчетов.

2

Входной
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
41

контроль
Обработка
датчиков.

данных

с Комбинир.

2

Текущий
контроль

Обработка
датчиков.

данных

с Комбинир.

2

Текущий
контроль

Обработка
датчиков.

данных

с Комбинир.

2

Текущий
контроль

Комбинир.

2

Текущий
контроль

Датчики
(гироскоп, Комбинир.
акселерометр, GPS).

2

Текущий
контроль

Датчики
(гироскоп, Комбинир.
акселерометр, GPS).

2

Текущий
контроль

Февраль

Основы схемотехники.

Сборка
схемы Комбинир.
управления двигателем.

2

Текущий
контроль

Сборка
схемы Комбинир.
управления двигателем.

2

Текущий
контроль

Март

Сборка
схемы Комбинир.
управления двигателем.

2

Текущий
контроль

Сборка
схемы Комбинир.
управления двигателем.

2

Промежуточна
я аттестация

Сборка
схемы Комбинир.
управления двигателем.

2

Промежуточна
я аттестация

Сборка
схемы Комбинир.
управления двигателем.

2

Промежуточна
я аттестация

Калибровка
регуляторов оборотов.

Комбинир.

Калибровка
регуляторов оборотов.

Комбинир.

2

2

Входной
контроль
Входной
контроль
42

Калибровка
регуляторов оборотов.

Комбинир.
Комбинир.

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

Настройка контроллера Комбинир.
полета.

2

Текущий
контроль

Настройка контроллера Комбинир.
полета.

2

Текущий
контроль

Настройка контроллера Комбинир.
полета.

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

ПИД-регуляторы.
Автопилот
(ArduPilot/PX4).
Телеметрия.

полета
полета
полета

Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.

Настройка контроллера Комбинир.
Настройка контроллера Комбинир.
Настройка контроллера Комбинир.

Тестовые запуски.

Апрель

2

Тестовые запуски.
Тестовые запуски.
Аэродинамика
мультикоптеров.

Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.

43

Расчет тяги и времени Комбинир.
полета.
Сборка прототипа.
Сборка прототипа.
Сборка прототипа.
Сборка прототипа.

Май

Сборка прототипа.

Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.

Программирование
автономного полета.

Комбинир.

Программирование
автономного полета.

Комбинир.

Программирование
автономного полета.

Комбинир.

Программирование
автономного полета.

Комбинир.

Программирование
автономного полета.

Комбинир.

Тестирование
доработка.

и Комбинир.

Тестирование
доработка.

и Комбинир.

Тестирование
доработка.

и Комбинир.

Тестирование
доработка.

и Комбинир.

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

2

Промежуточна
я аттестация

2

Промежуточна
я аттестация

2

Промежуточна
я аттестация

2

Промежуточна
44

я аттестация
2

Промежуточна
я аттестация

Защита проекта: 3D- Комбинир.
модель + программируемый
БПЛА

2

Промежуточна
я аттестация

Защита проекта: 3D- Комбинир.
модель + программируемый
БПЛА

2

Итоговая
аттестация

2

Итоговая
аттестация

2

Итоговая
аттестация

Тестирование
доработка.

и Комбинир.

Защита проекта: 3D- Комбинир.
модель + программируемый
БПЛА
Защита проекта: 3D- Комбинир.
модель + программируемый
БПЛА

2.4. Формы аттестации
- промежуточная аттестация:



текущее тестирование по изученной теме
практическая работа по текущей теме.

- итоговая аттестация:



итоговое тестирование

практическая работа на выбранную тему.

Способы и критерии отслеживания результата:
- анализ результатов тестирования

- оценка выполнения объема заданий;

- смотр созданных проектов и написанных программ;
- онлайн выставка.

2.5. Оценочные материалы
- сохраненный готовый проект в Blender, Компас 3D.
45

- сохраненный готовый проект в Scratch.

- готовый проект, удовлетворяющий требований текущей темы.
2.6. Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
- по источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
- по способу организации познавательной деятельности:
- развивающее обучение (проблемный, проектный, творческий,
частично -поисковый, исследовательский, программированный);
- дифференцированное обучение (уровневые, индивидуальные задания).
1.
Метод проектов;
2.
Проблемный;
3.
Частично-поисковый;
4.
Исследовательский
Формы организации образовательной деятельности:
Образовательная

деятельность

использованием следующих форм:

по

программе

организуется

с

Групповая работа: Основная форма проведения занятий, направленная

на освоение нового материала, коллективное обсуждение идей и решение
стандартных задач.

Работа в малых группах (парах): применяется при выполнении

проектных заданий (например, совместная сборка схемы на Arduino,
разработка игры в Scratch), что способствует развитию коммуникативных
навыков и умения работать в команде.

Индивидуальная работа: используется для отработки конкретных

навыков, выполнения индивидуальных проектов и заданий, учитывающих

личный темп и интерес каждого ребенка. Педагог выступает в роли
консультанта.

Проектная деятельность: Сквозная форма организации, при которой

учащиеся самостоятельно планируют и реализуют комплексные проекты
(например, «Разработка и 3D-печать модели дрона-разведчика», «Создание

46

системы охранной сигнализации на Arduino»), проходя все этапы от идеи до
презентации.

Педагогические технологии:
Для эффективной работы с детьми используются современные
образовательные технологии:
- технология проблемного обучения,
- технология коллективной творческой деятельности,
- технологии развития ассоциативного творческого мышления,
- компьютерные технологии,
- технология проектной деятельности Формы проведения занятий
- дистанционный урок-консультация;
- практикум;
- дистанционный урок-ролевая игра;
- онлайн выставка.
Технологическая карта занятия включает:
- Тема;
- Содержание темы;
- Цели изучения темы;
- Группы блоков;
- Ход работы (теоретические материалы; задание с алгоритмом; задание для
самостоятельного выполнения).
2.7.
Литература для педагога:

Список литературы:

1. Анрах Дж. Т. Удивительные фигуры: оптические иллюзии, поражающие
воображение / Пер. с англ. Т. С. Курносенко. М.: ООО «Издательство
АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 125 с.
2. Баранова И. В. КОМПАС-3В для школьников. Черчение и
компьютерная
графика.
Учебное
пособие
для
учащихся
общеобразовательных учреждений. — М.: ДМКПресс, 2009. — 272 с.
3. Безручко В. Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»:
учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»;
ИНФРА-М, 2009. — 368 с.
4. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch 2. Делаем
игры и мультики». Изд. Электронное издание 2014.

47

5. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch 2. Делаем
сложные игры». Изд. Электронное издание 2014.

6. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Методика обученияпрограммированию
на
Scratch
2для
учителей
и
родителей.Знакомство
с
интерфейсом».Изд.Электронное издание 2014.

7. Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВПетербург. 2017. — 192 е.: ил.

Литература для учащихся, родителей:

1. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch 2. Делаем
игры и мультики». Изд. Электронное издание 2014.
2. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch 2. Делаем
сложные игры». Изд. Электронное издание 2014.

3. Ю.В. Торгашева,«Первая книга юного программиста. Учимся писать
программы на Scratch». Изд. Питер 2016.

Интернет – ресурсы:

Портал Scratch: https://scratch.mit.edu/. Позволяет организовать практические
занятия и обмениваться опытом.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».