Очиров С.Д. Юный защитник

Пояснительная записка
Допризывная подготовка граждан является составной частью подготовки молодежи
к действительной военной службе в Вооруженных Силах России. Она организовывается и
проводится на основании федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «Об
образовании в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе».
Цели программы:
1.
Подготовка молодежи к защите Отечества, формирование умений и навыков,
необходимых при действиях в экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях.
2.
Формирование у подрастающего поколения верности Российской Федерации
и готовности к ее вооруженной защите, основываясь на героизме воинов России на СВО
Задачи программы:
- вызвать интерес у подрастающего поколения к истории России и ее народов, ее
Вооруженных Сил, выдающихся ученых и полководцев;
- дать учащимся знания по уставам, основам военной службы, огневой подготовке,
тактической, огневой, медицинской подготовке, военной топографии;
- развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности
обучаемых;
-тренировать умения оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья,
действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной защиты,
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- создать условия, необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;
- ориентировать обучающихся на выбор профессии, связанной с защитой Отечества.
Образовательная программа рассчитана на два года обучения для детей 13 – 16
летнего возраста. Нагрузка в 1 год обучения составляет 3 часа в неделю, в год 108 чаов,
нагрузка во второй год обучения составляет 6 часов в неделю, в год 216 часов. Занятия
проводятся на учебной базе средних образовательных школ, воинских частей по
договоренности, Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания. Занятия
состоят из теоретических и практических уроков. В процессе обучения сочетаются
групповые и индивидуальные формы работы. Образовательный процесс строится в
соответствии с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей,
что предполагает возможную необходимость корректировки времени и режима занятий,
занятия длительностью 45 мин с перерывами. Программа рассчитана на основании
примерных учебных планов типовых программ и методических пособий по основам
военной службы. Программа предназначена для учащихся средних и старших классов.
Программа составлена в соответствии с:
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
начального, общего и среднего(полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004
№ 1089);
- совместным приказом Министра обороны и Министра образования РФ от
20.02.2010 № 96/134 «Об утверждении инструкции по организации подготовки по основам
военной службы»;
- общевоинскими Уставами ВС РФ;
- приказом Министра просвещения РФ от 01.02.2024 № 62 «О внесении некоторых
изменений в приказы Министерства просвещения РФ», в том числе курса Основы
безопасности и защиты Родины.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1
2
3
4
5

содержание

Основы военной службы
Строевая подготовка
Огневая подготовка
Тактическая подготовка
ГО и элементы тактической
медицины
ИТОГО

Всего
час
30
27
21
21
9

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

3
6
3

3
6
3

3

6

6

3
3
3

3

3
3
3

3
3
3
3

108

12

12

12

12

3

6

12

3
12

апрель
3
6
3

12

12

=

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЙ
1
1

2
Основы военной службы
1.1.
История создания Вооруженных сил России.
Вводное занятия. Организация ВС Московского государства.
Военная реформа Ивана Грозного. Военная реформа Петра Первого,
создание регулярной армии, ее особенности. Военная реформа в
России, создание массовой армии. Вооруженные силы Российской
Федерации, их структура и предназначение
1.2.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды
Вооруженных Сил РФ, родов войск. История их создания и
предназначения
Сухопутные войска, история их создания и предназначение. Рода
войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-космические войска, история их создания и
предназначение, рода авиации.
Войска ПВО, история их создания и предназначение, решаемые
задачи.
Военно-Морской Флот, история их создания и предназначение.
1.3.
Другие войска, их состав и предназначение.
Ракетные войска стратегического назначения, космические
войска, пограничные войска, Национальная гвардия,
железнодорожные войска, войска ФАПСИ, войска ГО , их состав и
предназначение
1.4.
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные
качества защитника Отечества. Патриотизм – духовнонравственная основа личности военнослужащего – защитника
Отечества, источник духовной силы воина. Преданность своему
Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам,
защищать от врагов – основное содержание патриотизма.
Воинский долг – обязанность служить Отечеству по его
вооруженной защите.
Основные составляющие личности военнослужащего – защитника

всего
часов
3
30

теорети
ческих
4
30
1

1

1

2

практи
ческих
5

май
3
3
3
3

15

Отечества – способность с честью и достоинством выполнить
воинский долг.
1.5.
Памяти поколений – дни воинской славы России.
дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравшие
решающую роль в истории России. Основные формы
увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в
сражениях, связанных с днями Воинской славы России.
1.6.
Боевой знамя воинской части – символ воинской чести
и доблести.
Боевой знамя воинской части (Военно-морской флаг) - символ
воинской чести, доблести и славы. История зарождения Знамени
части.
1.7.
Ордена – почетные награды за воинское отличие и заслуги в бою и воинской службе.
История государственных наград за военные отличия в России.
Основные государственные награды СССР и России, звание «Герой
Советского Союза», звание «Герой Российской Федерации».
1.8.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведение к военной присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу
вооружения и военной техники. Порядок проводов
военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
1.9.
Основные понятия о воинской обязанности.
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее
содержание.
Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе,
призыв на военную службу, прохождение воинской службы по
призыву, пребывание в запасе, прохождение военных сборов в
период пребывания в запасе.
1.10.
Организация воинского учета и его предназначение.
Организация воинского учета, первоначальная постановка на
воинский учет.
Организация медицинского освидетельствования граждан при
первичной постановке на воинский учет.
1.11.
Правовые основы военной службы. Конституция
Российской Федерации. Федеральные законы: «Об обороне», «О
статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».
Воеенная служба – особый вид государственной службы.
Конституция РФ вопросы военной службы. Законы РФ,
определяющие основу военной службы.
Статус военнослужащего, права и обязанности военнослужащего.
Льготы, предоставляемые военнослужащим, прохождение военной
службы по призыву. Военные аспекты международного права.
1.12.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ – закон
воинской жизни.
Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты,
регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав
внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной
службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС
РФ, их предназначение и основные положения.
1.13.
Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Общие обязанности военнослужащих, начальник и подчиненные,
старшие и младшие, их права и обязанности. Порядок отдачи и
выполнения приказа. Обращение к начальнику и старшим.
Обязанности солдата.
1.14.
Обязанности дневального по роте.
Назначение, состав и вооружении суточного наряда роты.
Обязанности дневального по роте и его подчиненность.
Оборудование и оснащение места, на котором дневальный
выполняет свои обязанности.
1.15.
Размещение, жизнь и быт военнослужащих воинской
части.
Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по
призыву, содержание помещений. Противопожарная защита, охрана
окружающей среды. Распределение служебного времени и

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

повседневный порядок. Распорядок дня. Подъем, утренний осмотр,
вечерняя проверка, учебные занятия, завтрак, обед, ужин.
Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих
1.16.
Военная присяга – клятва воина на верность Родине –
России.
Значение военной присяги в жизни, учебе, боевой деятельности
воинов. История принятия военной присяги. Порядок приведения
военнослужащих к военной присяге. Текст военной присяги.
1.17.
Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные
взыскания.
Воинская дисциплина, ее сущность и знаачение. Обязанности
военнослужащих по соблюдение воинской дисциплины.
Поощрения, применяемые к военнослужащим, дисциплинарные
взыскания, налагаемые на военнослужащих.
1.18.
Прохождение военной службы по призыву.
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу,
организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной
службы и предоставление отсрочек.
1.19.
Права и ответственность военнослужащих.
Общие права военнослужащих, общие обязанности
военнослужащих. Виды ответственности, установленных для
военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданскоправовая, материальная, уголовная).
1.20.
Как стать офицером Российской армии.
Правила приема в ВВУЗ РФ. Организация подготовки офицерских
кадров доя Вооруженных сил РФ.
1.21.
Воинские звания военнослужащих ВС РФ, Военная
форма одежды. Роль и место офицеров в обучении и воспитании
подчиненных. Военная форма одежды и знаки отличия.
1.22.
Уголовная ответственность за преступления против
военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное
оставление части).
1.23.
Международное гуманитарное право. Жестокое лицо
войны. Сущность международного гуманитарного права.
1.24.
Становление международного гуманитарного права.
Четыре Женевские Конвенции 1949 года и два Дополнительных
протокола к ним от 1977 года.
1.25.
Международное гуманитарное право и права человека.
Основные положения международного гуманитарного права. Дети и
война. Ответственность за нарушения Международного
гуманитарного права.
Строевая подготовка
2.1.
Строевые приемы
Строи и элементы. Предварительная и исполнительная команды.
Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответы на
приветствия на месте. Выполнение команд «Становись»,
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головной убор снять-надеть».
Строевая подготовка. Повороты на месте. Перестроение из одной
шеренги в две и обратно
2.2.
Движение без оружия.
Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Выход из «роя. Подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
2.3.
Строевые приемы и движение с оружием.
Строевая стойка. Выполнение приемов «На ремень», «На грудь»,
«За спину».
2.4.
Строи отделения. Построение отделения в
развернутый и походный строй. Перестроение отделения из
развернутого в походный строй и обратно. Размыкание и смыкание
отделения. Движение отделения строевым и походным маршем.
Повороты на месте, выполнение приветствия в строю. Ответы на
приветствия и поздравления.
2.5.
Сигналы управления строем.
Сигналы управления строем «Внимание», «Сбор командиров»,
«Марш», «Строй», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить

1

1

2

1

1
2
1

1
1
1

27

27
6

8

2
6

4

дистанцию»,» «В колонну», «Все направо (налево)».
Действия военнослужащих у машин и на машинах. Построение у
машин. Посадка и размещение. Положение оружия при посадке.
Высадка из машин.
3

Огневая подготовка.
3.1. Меры безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
3.2. Материальная часть автомата Калашникова и ручных гранат.
Общее устройство автомата. Последовательность неполной
разборки и сборки автомата. Подготовка автомата к стрельбе.
Принадлежности к автомату. Назначение, боевые свойства, общее
устройство боевых гранат.
3.3. Малокалиберная винтовка.
Устройство винтовки. Порядок ее заряжания. Особенности
винтовки, производство стрельбы, разряжение. Меры безопасности
при обращении с винтовкой и патронами, возможные задержки при
стрельбе, порядок их устранения.
3.4. Пневматическая винтовка.
Устройство и назначение винтовки. Меры безопасности при
стрельбе и правила обращения с оружием. Подготовка
пневматической винтовки к стрельбе.
3.5. Основные правила стрельбы.
Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули, ее
влияние на стрельбу.
Отдача оружия и угол вылета.
Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое,
поражаемое и мертвое пространство и их практическое значение.
Меткость стрельбы. Выбор прицела и точки прицеливания при
стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям.
Корректировка стрельбы. Способы определения расстояния до
цели. Определение расстояния с помощью угловых величин.
3.6. Ведение огня из пневматической винтовки по неподвижным
целям. Выполнение упражнений стрельб из пневматической
винтовки.
-упражнение № 1. Контроль однообразия прицеливания (без пуль)
с использованием прицельных станков и ручных указок контроля
прицеливания.
- упражнение № 2. Тренировка в стрельбе без пуль. Тренировка
удержания винтовки, прицеливания, нажатия на спусковой крючок,
соблюдение дыхания.
- упражнение № 3. Стрельба по белому квадрату для выработки
навыков плавного нажатия на спусковой крючок. Дистанция 5
метров, количество выстрелов – 3.
- упражнение № 4. Стрельба по квадрату 10х10 см, на листе белой
бумаги. Количество выстрелов – 3, задание – попасть в квадрат.
- упражнение № 5. Стрельба по квадрату 10х10 см, на листе белой
бумаги. Количество выстрелов – 5, задание – попасть в квадрат,
найти среднюю точку попадания по 5 пробоинам и научиться
делать вынос точки прицеливания, т.е. делать поправку в наводке
винтовки.
- упражнение № 6. Стрельба по мишени спортивной «П» из
положения сидя за столом или стоя около стойки с опорой локтями
на стол или лежа с упора. Количество выстрелов – 8 (3 пробных + 5
зачетных) Задание - выбить 24 очка.
- упражнение № 7. Стрельба по мишени спортивной «П» из
положения без упора. Дистанция 5 метров, количество выстрелов –
8 (3 пробных + 5 зачетных) Задание - выбить 24 очка.
- упражнение № 8. Стрельба по мишени спортивной «П» из
положения сидя без упора. Дистанция 5 метров. Количество
выстрелов – 8 ( 3 пробных + 5 зачетных) Задание - выбить 24 очка.
3.7. Ведение огня из автомата боевыми патронами по условиям
начального упражнения стрельбы из автомата. Меры безопасности
на занятиях. Снаряжение магазина патронами и укладывание его в

21

3
2

18

4

4

2

1

12

сумку. Подготовка упора. Изготовка к стрельбе лежа с упора.
Производство стрельбы. Изучение условий выполнения
упражнений из автомата.
4

5

Тактическая подготовка
4.1. основы общевойскового боя.
Понятие о бое. Характеристика современного боя, его цели. Виды
боя. Обязанности солдата в бою. Личное оружие и экипировка
солдата. Организация мотострелкового отделения, его оружие и
решаемые боевые задачи. Боевые возможности стрелкового
вооружения, танков и бронированных машин и артиллерии.
Огонь и его значение в бою. Виды огня. Понятие о маневре в бою.
Виды маневра. Боевая характеристика основных танков и
бронированных машин, самолетов и вертолетов иностранных армий
и их уязвимые места.
4.2. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою.
Приемы и правила выполнения способов передвижения солдата на
поле боя, при действиях в пешем порядке. Выполнение действий
при подготовке к атаке. Порядок движения в атаку в сочетании с
ведением огня на ходу.
4.3. Борьба с танками, бронированными машинами иностранных
армий. Боевая характеристика танков и бронированных машин
вероятного противника и их уязвимые места. Средства уничтожения
танков противника. Изучение приемов и способов метания
противотанковых гранат. Совершенствование навыков в метании
ручных противотанковых гранат по неподвижным и движущимся
целям.
4.4. Вооружение и боевая техника воинской части. Ознакомление
с вооружением и боевой техникой воинской части (подразделение),
их назначение, тактико-технические характеристики. Показ
вооружения и боевой техники в действии.
4.5. Действия солдата в бою.
Выбор места для наблюдения и его маскировка. Изучение
местности, местных предметов и противника, составление схемы
местности. Обнаружение целей и доклад о результатах наблюдения.
Занятие огневой позиции в обороне (места для стрельбы под огнем
противника с использованием различных способов передвижения).
Оборудование, маскировка места для стрельбы.
4.6. Мины, препятствия и невзрывные инженерные заграждения.
Основные противотанковые и противопехотные мины, их тактика –
технические характеристики. Общее устройство и принцип
действия. Места и порядок установки мин. Демаскирующие
признаки мин и порядок их обнаружения. Способы преодоления
проходов в минном поле. Преодоление минного поля по проходу в
составе отделения.
4.7. Действия солдата в бою в составе отделения. Получение
задачи в исходном положении. Выдвижение в колонне отделения к
рубежу перехода в атаку.
Получение задачи на оборону, подготовка к ведению огня днем и
ночью, ведение наблюдения, отражение воздушного противника, до
оборудования позиции. Уничтожение атакующей пехоты и танков
противника.
Гражданская оборона
5.1. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.
Химическое оружие, классификация отравляющих веществ по
предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные
средства поражения, их поражающие факторы.
5.2. Средства индивидуальной защиты. Основные средства
защиты органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи.
Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработка нормативов по использованию СИЗ. Надевание

21

9
2

12

3

2

4

4

2

4

9

3
3

6
3

3

противогаза, общевойскового защитного комплекта в виде плаща и
в виде комбинезона.

108

46

62

Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения учащиеся должны:
Знать:
1. Виды Вооруженных Сил, родов войск, их предназначение;
2. Вооруженные Силы на современном этапе;
3. Боевые традиции и историю Вооруженных Сил России
4. Символы воинской славы;
5. Основы общевойскового боя и обязанности солдатов в бою;
6. Боевые свойства и материальная часть автомата Калашникова и ручных осколочных гранат,
характерные задержки при стрельбе;
7. Основы и требования воинской дисциплины, обязанности солдата;
8. Знать и уметь выполнять обязанности солдата перед построением и в строю;
9. Обязанности учащихся по защите от оружий массового поражения.
10. Меры оказания первой доврачебной помощи в момент получения травмы.
Уметь:
1. Применять способы передвижения на поле боя;
2. Выбирать и оборудовать места для стрельбы и наблюдения (самоокапывания);
3. Выполнять упражнения стрельбы из пневматической винтовки и метанию ручных гранат;
4. Подготовить автоматы к стрельбе, чистить и смазывать автомат;
5. Правильно выполнять команды в строю, одиночные строевые приемы без оружия и перестроение в
составе отделения.
6. Оказать правильную помощь пострадавшему в случае получения травмы.
Критерии оценки:
оценку.

При выполнении минимальных требований и подготовленности учащиеся получают положительную

Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависят от полноты и глубины знаний, правильности
выполнений практических занятий.
Итоговая оценка успеваемости учащихся по основам военных знаний определяется из суммы баллов,
полученных как за теоретические знания, так и за практические навыки и умения.
Индивидуальная оценка учащихся на контрольных занятиях слагаются из оценок, получаемых ими за
выполнение каждого норматива (приема, упражнения) и определяются :
1. «отлично» - если не менее 50% проверенных нормативов (приемов, упражнений) выполнено на
отлично, а остальные на хорошо.
2. «хорошо» - если не менее 50% проверенных нормативов (приемов, упражнений) выполнено на
отлично, а остальные не ниже удовлетворительно.
3. «удовлетворительно» - если не более чем по одному из нормативов (приемов, упражнений) получена
оценка неудовлетворительно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».