Будущий защитник Отечества

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Будущий защитник Отечества» (далее, Программа) разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 №1726-р;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных программ»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 г. N 295 г. Москва "Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Устав МАУ ДО «ЦДП и ПВ».
Актуальность. В настоящее время Российская Федерация большое
внимание уделяет укреплению своей обороноспособности. В войска поступает новейшее вооружение и военная техника, а между тем, срок службы по призыву составляет всего один год. За это время молодому солдату
необходимо адаптироваться к новым условиям жизни и быта, научиться

жить в воинском коллективе, освоить вооружение и военную технику согласно своей должности.
В этих условиях на допризывную подготовку возлагается огромная
ответственность за подготовку юношей к прохождению действительной
военной службы в Вооруженных Силах РФ. Она организовывается и проводится на основании законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О
воинской обязанности и военной службе».
В процессе допризывной подготовки молодежь должна понять и
усвоить:
• положения Конституции РФ о защите Отечества;
• назначение Вооруженных Сил, их характер и особенности;
• значение военной службы, как почетной обязанности граждан Российской Федерации;
• значение военной присяги и ее основные требования;
• положения общевоинских уставов ВС РФ;
• ознакомиться с вооружением и военной техникой воинской части,
размещением и бытом личного состава;
• приобрести необходимые знания и практические навыки в объеме
подготовки молодого солдата;
• приобрести навыки по защите от оружия массового поражения;
• приобрести необходимые знания и практические навыки по военной
топографии;
• ознакомится с навыками выживания в экстремальных условиях.
Вид программы: модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических пособий по ОВС, ОБЖ, начальной военной
подготовки, Приказов МО РФ и Министерства образования от 16.08.2000
г. № 432/2458 «Об организации военно-профессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях», общевоинских уставов ВС РФ,

боевых традиций Вооруженных Сил, символов воинской чести и обязанности.
Направленность программы является социально-гуманитарной на основе военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Адресат программы: средние школьники: 11–14 лет.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы,
которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются
в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они
стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к
разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristikakratko.html
После окончания средней школы учащиеся получают направления(рекомендации) от МАУ ДО «Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания» на право льготного поступления в учебные заведения МО РФ, силовых структур РФ и направления в окружные учебные
центры младших командиров.
на основе

Срок и объем освоения программы:
1 год обучения, 144 педагогических часов, стартовый уровень
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM, (локальный акт, ссылка)
Особенности организации образовательной деятельности:
3 группы одновозрастные, 2 группы разновозрастные, индивидуальное
обучение
Режим занятий
1 год: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 15 мин. между часами и
занятиями.
Цель программы: подготовка юношей к военной службе, формирование
умений и навыков, необходимых при действиях в экстремальных условиях
и чрезвычайных ситуациях в процессе прохождения военной службы.
Задачи:
Обучающие:
• знакомство с основами военной службы;
• изучение строевой, огневой, тактической, физической подготовки,
РХВЗ, военной топографии.
• изучению военно-патриотических традиций на основе азов выживания в экстремальных ситуациях.
Воспитательные:
• выработка волевых качеств характера: организованность, дисциплинированность, решительность, выдержка, психологической устойчивости, выносливость.
• формирование коммуникативных навыков со сверстниками и педагогическим составом;
• развитие лидерских качеств характера: системных, личностных.
• выработка способностей адаптироваться к необходимым условиям
армейской службы;

Развивающие:
• формирование мотивации здорового и безопасного образа жизни.
• развитие самоконтроля через высшие психические функции: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления (логического и
креативного);
• развить физические данные через выполнение нормативов ГТО.
Ожидаемые результаты:
ЗНАТЬ:
• основы военной службы;
• основы строевой, огневой, тактической, физической подготовки,
РХВЗ, военной топографии.
• военно-патриотических традиции на основе азов выживания в экстремальных ситуациях.
Проявлять:
• волевые качества характера: организованность, дисциплинированность, решительность, выдержка, психологической устойчивости,
выносливость.
• Коммуникативные навыки со сверстниками и педагогическим составом;
• лидерские качества характера: системных, личностных.
• способность адаптироваться к необходимым условиям армейской
службы;
Уметь:
• мотивировать здоровый и безопасный образ жизни.
• владеть самоконтролем через высшие психические функции: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления (логического и
креативного)
• выполнять нормативы ГТО.

1.3. Содержание программы:
«Будущий защитник Отечества»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Название разделов, тем
Количество часов

№/№

Всего
часов

Теория

Практика

1.

Основы военной службы

20

20

-

1.1

История создания Вооруженных

2

2

-

3

3

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

-

Сил России.
1.2

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, родов войск. История создания и предназначение.

1.3

Другие войска, их состав и предназначение.

1.4

Патриотизм и верность воинскому
долга - основные качества защитника Отечества.

1.5

Памяти поколений - дни воинской
Славы России.

1.6

Боевое Знамя воинской части- символ чести воинской чести и доблести.

1.7

История и боевые традиции пограничных войск ФСБ РФ.

1.8

Ордена- почетные награды за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе.

1.9

Ритуалы Вооруженных Сил РФ.

2

2

-

1.10

Основные понятия военной обязан-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

20

-

20

1

-

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

3

-

3

ности.
1.11

Организация воинского учета и его
предназначение.

1.12

Общевоинские уставы Вооруженных сил – закон воинской жизни.

1.13

Военная присяга- клятва воина на
верность родине- России.

1.14

Прохождение военной службы по
призыву.

1.15

Воинские звания военнослужащих
ВС РФ. военная форма одежды.

2.

Строевая подготовка

2.1

Строевые приемы и движения без
оружия
Занятие №1 (практическое) Строи
и их элементы.
Занятие №2-3 (практическое)
Строевые приемы и движения без
оружия.

|

Занятие №4-5 (практическое)
Движение строевым шагом. Повороты в движении.
Занятие №6-7 (практическое)
Выполнение воинского приветствия. Повороты в движении.
Занятие №8-10 (практическое)
Выход из строя и подход к началь-

нику.
Занятие №11-12 (практическое)

2

-

2

4

-

4

4

-

4

Тренировка выполнения строевых
приемов без оружия
2.2

Строевые приемы и движение с
оружием

2.3

Строи отделения.
Занятие№1 (практическое)
Построение отделения в развернутый и походный строй.

3.

Огневая подготовка

20

2

18

3.1

Меры безопасности при обращении

2

2

-

1

-

1

2

-

2

1

-

1

с оружием и боеприпасами.
3.2

Материальная часть автомата Калашникова и ручных гранат.
Занятие №1-Практическое.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы
автомата.
Занятие№2 (практическое)
Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Назначение, общее устройство основных
частей и механизмов
автомата.
Занятие №3 (практическое)
Подготовка автомата к стрельбе.
Возможные задержки и не исправности при стрельбе и способы их

устранения. Снаряжение магазина
патронами и заряжение автомата.
Занятие №4 (практическое)
Принадлежности к автомату. Поря-

1

-

щее устройство и принцип действия 1

-

11

док чистки и смазки автомата. Его
хранения.
Занятие №5
Назначение. боевые свойства, обручных гранат. Меры безопасности
при обращениях с ручными гранатами.
3.3

Малоколиберная винтовка

2

-

2

3.4

Пневматическая винтовка

2

-

2

3.5

Ведение огня из пневматической

2

-

2

16

-

16

винтовки по не подвижным целям
Занятие №1-6 (практические) Выполнение упражнения стрельб из
пневматической винтовки.
4.

Тактическая подготовка

10

2

8

4.1

Основы общевойскового боя

2

2

-

4.2

Приемы и правила выполнения дей1

-

1

-

1

ствий солдата в бою.
Занятие №1 (практическое) Приемы и правила выполнения способов
передвижения солдата на иоле боя.
Занятие №2 (практическое) Приемы и правила выполнения способов

1

уничтожения противника в ходе
атаке.
4.3

Вооружение и боевая техника воин- 2

-

2

ской части.
4.4

Действия солдата в бою

2

-

2

4.5

Действие солдата в бою в составе

2

-

2

9

отделения
5.

РХБЗ

10

1

5.1

Ядерное, химическое, биологиче-

1

1

6

-

6

3

-

3

ское(бактериологическое) оружие
противника и сильнодействующие
ядовитые вещества.
5.2

5.2. Средства индивидуальной защиты и пользование ими.

5.3

Приборы радиационной и химической разведки

6.

Физическая подготовка

6.1

Гимнастика.
Занятие №1 (практическое)

24

24

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Тренировка в выполнении упражнений на перекладине - подтягивание, прыжки через козла в длину.
Бег 100м
Занятие №2 (практическое)
Тренировка в выполнении упражнений: на перекладине - подъем переворотом, подтягивание, прыжки
через козла в ширину.
Занятие №3 (практическое)

Тренировка в выполнении упражнений: на перекладине-выход силой, в прыжках-прыжки через козла
в длину, высота 120см.
Занятие №4 (практическое)

2

-

2

2

-

2

4

-

4

2

-

2

2

-

2

4

-

4

Тренировка в выполнении упражнений: на перекладине - выход силой, прыжки через козла.
Занятие№5 (практическое)
Тренировка в выполнениях упражнений: на перекладине - подъем переворотом, прыжки через коня в
длину.
6.2

Преодоление препятствий.
Занятие № 1 (практическое)
Изучение техники преодоления
препятствия, прыжки в длину через
траншею, ров шириной 2.
2.5м.Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Преодоление единой полосы препятствий

6.3
Легкая атлетика.
Занятие №1 (практическое)
Бег на короткие дистанции.
Занятие №2 (практическое)
Бег на средней дистанции.
Занятие №3(практическое)
Разучивание техники бега по пресе-

ченной местности.
Занятие №4 (практическое)

2

-

2

20

10

10

1

-

1

-

1

1

-

Тренировка в совершении маршброска на 4-5 км.
7.

Военная топография

7.1

Влияние местности на организацию 1
и ведение боя

7.2

Топографические элементы местно- 1
сти

7.3

Основные разновидности местности, их защитные свойства

7.4

Способы изучения местности

1

-

1

7.5

Определение сторон горизонта

1

-

1

7.6

Движение по азимутам

4

-

4

7.7

Обход препятствий при движении

2

-

2

2

-

2

2

2

-

2

2

-

2

2

-

1

1

-

20

7

3

по азимутам
7.8

Ориентирование на местности по
карте

7.9

Назначение и краткая характеристика топографических карт

7.10

Изображение местных предметов,
их условные знаки на топографических картах

7.11

Условные знаки дорог, гидрографии, растительного покрова и рельефа

7.12

Изображение рельефа на топографической карте

8.

Выживание в экстремальных си-

туациях
8.1

Понятие о выживании.

1

1

-

8.2

Занятие № 2 (практическое)

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

3

1

2

1

1

-

Добывание воды и огня.
8.3

8.3. Питание в экстремальных ситуациях.

8.4

Основные типы препятствий и способы их преодоления.

8.5

Основные типы укрытий и их сооружение.

8.6

Занятие № 2. (практическое)
Организация лагеря, базы.

8.7

Экстремальные ситуации в жилищах (затопление, пожар, разрушение).
Всего часов:

144

42

102

Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг.

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Основы во- 20:
енной службы

2

2

2

2

3

2

3

2

2

Строевая
подготовка

20:

2

2

2

2

2

2

3

3

2

Огневая под- 30:
готовка

4

4

2

2

2

4

4

4

4

Тактическая
подготовка

10:

1

1

1

1

1

2

1

1

1

РХБЗ

10:

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Физическая
подготовка

24:

3

3

2

2

2

3

3

3

3

Военная то- 20:
пография

2

2

2

2

2

2

2

3

3

Выживание в 10:
экстремальных
ситуациях

1

1

1

1

1

2

1

1

1

16

13

13

14

18

18

18

18

всего
сов

сентябрь

Содержание

ча-

Календарный план 1-го года обучения

Всего часов

144: 16

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Занятия проходят на базе МАОУ СОШ 50 и МАУ ДО «ЦДПиПВ»
№
п\п

Месяц

Число

Форма
занятия

Кол
-во
часов

Тема занятия

Форма
троля

кон-

1

С

очная

2

История создания Вооружённых сил России

Опрос

2

Е

очная

1

Строевые приёмы и движения без оружия.

Практ. занятия

1

Строй и их элементы

Практ. занятия

2

Меры безопасности при обращении с оружи- Опрос
ем и боеприпасами

1

Основы общевоискового боя.

1

Назначения, боевые свойства, общее устрой- Практ. занятия
ство и принцип работы АК-74

1

Ядерное, химическое, биологическое (бакте- Опрос
риологическое) оружие противника и сильно
действующие ядовитые вещества.

Н
3

Т

очная

Я
4

Б
Р

5

очная

ь
очная

1
6

очная

Тренировка в выполнении упражнений на Практ. занятия
перекладине-подтягивание, прыжки через
козла в длину. Бег 100 метров.

1

Влияние местности на организацию и виде- Опрос
нию боя.
Опрос
Топографические элементы местности.

1

8
очная

9

О
К

10

Т

1

Понятие о выживании

1

Тренировка в выполнении упражнений: на Практ.занятия.
перекладине- подъем переворотом, подтягиванием, прыжки через козла в ширину.

2

Организационная структура Вооруженных Опрос
Сил. Виды Вооруженных Сил, родов войск.
История создания и предназначение.

1

Строевые приемы и движение без оружия.

1

Движение строевым шагом. Повороты в дви- Практ. занятия
жении

1

Последовательность неполной разборки и Практ. Занятия
сборки АК-74. Назначение, общее устройство
основных частей и механизмов автомата

очная
очная

Я
Б
11

Р
ь

очная

Последовательность неполной разборки и
сборке
АК-74. Назначение, общее устрой- Практ. занятия
ство основных частей и механизмов АК-74.

2
очная

7

Опрос

Подготовка АК-74 к стрельбе. Возможные за-

Опрос

Практ. занятия

12
очная

13

1

держки и не исправности при стрельбе и спо- Практ. занятия
собы их устранения. Снаряжение магазина
патронами и заряжение автомата.

1

Основы общевойскового боя.

1

Принадлежности к автомату. Порядок чистки Практ. занятия
и смазки автомата. Его хранение.

1

Средства индивидуальной защиты и пользо- Практ. занятия
вание ими.

очная
1

очная

14

15

Тренировка в выполнении упражнении: на Практ. занятия
перекладине- подъем переворотом, подтягивание, прыжки через козла в ширину.

1

Основные разновидности местности, их за- Опрос.
щитные свойства.

1

очная

17

Н
О

19
20

Практ. занятия

Добывание воды и огня.

1

Тренировка в выполнении упражнении: на Практ. занятия
перекладине- выход силой, прыжки через козла, высота 120 см.

1

Организационная структура Вооруженных Опрос.
Сил. Виды Вооруженных Сил, родов войск.
История создания и предназначение.

очная

Опрос.

Другие войска, их состав и предназначение.

Б

1

Р

1

ь

Способы изучения местности.

1

Я

18

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Ме- Практ. занятия
ры безопасности при обращении с ручными
гранатами.

2

очная

16

Опрос

Опрос.

очная

1

Движение строевым шагом. Повороты в дви- Практ. занятия
жении.
Практ. занятия
Выполнение воинского приветствия. Повороты в движения.

очная

2

Малокалиберная винтовка

1

Приемы и правила выполнения способов пе- Практ. занятия
редвижения солдата на поле боя.

Практ. занятия

очная
1
21

1
очная
1

22

1
очная

очная

23

24
очная

25

Д
Е

Опрос.

1

Движение по азимутам.

Практ. занятия

1

Добывание воды и огня.

Опрос.

1

Изучение техники преодаления препятствия, Практ. занятия
прыжки в длину, через траншею, ров ширеной
2, 2.5 м. Техника бега на короткие дистанции,
старт, финиш. Преодаление единой полосы
препятствия.

1

Патриотизм и верность воинскому долгу- ос- Опрос.
новные качества защитника Отечества.

1

28

Б

Памяти поколений- дни воинской славы РосОпрос.
сии.
Выполнение воинского приветствия. Поворо- Практ. занятия
ты в движении.
Выход из строя и подход к начальнику.

Практ. занятия

2

Пневматическая винтовка

1

Приемы и правила выполнения способов уни- Практ. занятия
чтожения противника в ходе атаки.

очная

29

Тренировка в выполнении упражнений: на Практ. занятия
перекладине- выход силой, прыжки через козла в длину, высота 120 см.

Определение сторон горизонта.

очная

очная

Выполнение упражнения стрельб из пневмаПракт. занятия
тической винтовки.

1

1

27

Средства индивидуальной защиты и пользо- Практ. занятия
вание ими.

1

1

26

Практ. занятия

Тренировка в выполнении упражнений: на
перекладине- выход силой, прыжки через коз- Практ. занятия
ла.

очная

к

Выполнение упражнения стрельб из пневматической винтовки.

Практ. занятия

1

Выполнение упражнения стрельб из пневмаПракт. занятия
тической винтовки.

1

Средства индивидуальной защиты и пользо- Практ. занятия

Р

очная

ь
очная

30

очная

31
32

очная

33

Я
Н

35

А
Р

1

Выполнение упражнения стрельб из пневма- Практ. занятия
тической винтовки

1

Тренировка в выполнении упражнений: на Практ. занятия
перекладине – выход силой, прыжки через
козла.

1

Тренировка в выполнении упражнений: на Практ. занятия
перекладине – подъем переворотом, прыжки
через коня в длину

2

Движение по азимутом

Практ. занятия

1

Питание в экстремальных ситуациях.

Опрос

1

Разучивание техники бега по пересеченной Практ. занятия
местности.

1

Боевое Знамя воинской части – символ чести Опрос.
воинской и доблести

очная
1

История и боевые традиции пограничных
Опрос.
войск ФБР РФ.

очная

2

Выход из строя и подход к начальнику

очная

2

Ведения огня из пневматической винтовки по Практ. занятия
неподвижным целям

1

Вооружение и боевая техника военной части.

1

Основные понятия военной обязанности .

1

Средства индивидуальной зашиты и пользо- Практ. занятия
вание ими.

В
34

вание ими.

ь
36
очная

37
очная

1
38

1

очная

1

Практ. занятия

Опрос/практ.
занятия
Опрос.

Выполнение упражнения стрельб из пневмаПракт. занятия
тической винтовки
Тренировка в выполнении упражнений: на Практ. занятия
перекладине – подъём переворотом, прыжки
через коня в длину.
Изучение техники преодоления препятствия,
прыжки в длину через траншею, ров шириной Практ. занятия
2, 2,5м. Техника бега на короткие дистанции,
старт, финиш. Преодоление единой полосы

препятствий.
очная

39

40

1

Движения по азимутам

1

Обход препятствий при движении по азиму- Практ. занятия
там.

1

Основные типы препятствий и способы их Опрос.
преодоления.

очная
1
41

Ф

В

43

Изображения рельефа на топографической
Опрос.
карте.

очная

2

Ордена – почетные награды за воинское отли- Опрос.
чие, заслужили в бою и воинской службе.

очная

2

Тренировка выполнения строевых приемов Практ. занятия
без оружия.

очная

2

Выполнение упражнения стрельб из пневма- Практ. занятия
тической винтовки.

1

Вооружение и боевая техника воинской части

Практ. занятия

1

действия солдата в бою.

Практ. занятия

1

Средства индивидуальной защиты и пользо- Практ. занятия
вание ими.

Е
42

Практ. занятия

44
очная

45
очная

1
46

Р
А

2

Изучение техники преодоления препятствия, Практ. занятий
прыжки в длину через траншею ,ров шириной
2, 2,5м. Техника бега на короткие дистанции,
старт, финиш. Преодоление единой полосы
препятствий.

1

Обход препятствий при движении по азиму- Практ. занятия
там
Практ занятия
Ориентирование на местности по карте

очная

Л
ь
47

очная

1

48

очная

Выполнение упражнения стрельб из пневмаПракт. занятия
тической винтовки.

1

Основные типы укрытий и их сооружение.

Опрос.

1

Организация лагеря, базы.

Опрос.

49

М

очная

2

Ритуалы Вооруженных Сил РФ

Опрос.

50

А

очная

2

Строевые приемы и движения с оружием

Практ. занятия

51

Р

очная

2

Выполнение упражнения стрельб из пневма- Практ.занятие
тической винтовки.

очная

1

Действие солдата в бою

1

Организация воинского учета и его предна- Опрос.
значение

1

Средство индивидуальной защиты и пользо- Практ. занятия
вание ими.

Т
52

53
очная

1
очная

54

Бег на короткие дистанции

Практ. занятия

1

Бег на средней дистанции

Практ. занятия

1

Ориентирование на местности по карте

Практ. занятия

очная

1

Назначение и краткая характеристика топо- Практ. занятия
графических карт

очная

1

Организация лагеря и базы

Опрос.

1

Бег на средние дистанции

Практ. занятия

1

Общевоинские уставы Вооруженной Силы – Опрос.
закон воинской жизни.

57
А

очная
1

Военная присяга - клятва война на верность
Опрос.
родине России.

1

Строевые приемы и движения с оружием

очная

1

Построение отделения в развернутый и по- Практ. занятия
ходный строй

очная

2

Выполнение упражнения стрельб из пневма- Практ. занятия
тической винтовки.

1

Действия солдата в бою в составе отделения.

1

Построение отделения в развернутой и по- Практ. занятия
ходный строй

П
58

Р
Е
Л

59

ь

Практ. занятия

1

55

56

Строевые приемы и движение с оружием

Практ. занятие

60
очная

Практ. занятия

Практ. занятия

61

1

Приборы радиационной и химической развед- Опрос.
ки.
Практ. занятия
Разучивание техники бега по пересеченной
местности

очная

1

62

очная

2

Разучивание технике бега по пересеченной Практ. занятия
местности.

63

очная

2

Изображения местных предметов, их услов- Опрос.
ные знаки на топографических картах

1

Организация лагеря и базы

1

Назначение и краткая характеристика топо- Опрос.
графических карт.

1

Прохождение военной службы по призыву.

очная

1

Воинские звания военнослужащих ВС РФ, Опрос.
военная форма одежды.

очная

2

Построение отделения в развернутый и по- Практ. занятия
ходный строй.

очная

2

Выполнения упражнения стрельб из пневма- Практ. занятия
тической винтовки.

1

Действия солдата бою в составе отделения

очная

1

Выполнение упражнения стрельб из пневма- Практ. занятия
тической винтовки

69

очная

2

Приборы радиационной и химической развед- Практ. занятия
ки.

70

очная

2

Тренировка в совершении марш- броска на 4- Практ. занятия
5 км.

2

Условные знаки дорог, гидрографии, расти- Опрос.
тельного покрова и рельефа.

1

Экстремальные ситуации в жилищах (затоп- Опрос.
ление, пожар, разрушение).

64
очная

65

м

66
А
67

й

68

71
очная
72
очная

1

Опрос.

Опрос.

Практ. занятия

Выполнение упражнения стрельб из пневмаПракт. занятия
тической винтовки.

Содержание программы
Раздел 1. Основы военной службы
Тема 1.1. История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XVI-XV
веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV. Военная реформа
Петра I. создание регулярной армии, ее особенности. Военная реформа в
России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание
Советских Вооруженных Сил. ВС РФ их структура и предназначение.
Тема 1.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды
Вооруженных Сил, родов войск. История их создания и предназначение. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и родов войск. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно- воздушные силы, история создания, предназначение, рода
авиации. Войска ПВО. история создания, предназначение, решаемые задачи. Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Тема 1.3. Другие войска, их состав и предназначение.
Ракетные войска стратегического назначения, космические войска,
пограничные войска, войска Министерства внутренних дел, железнодорожные войска, войска ФАПСИ, войска ГО. их сосав и предназначение.
Тема 1.4. Патриотизм и верность ВОИНСКОМУ ДОЛГУ- основные
качества защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего, защитника Отечества, источник духовной силы воина. Преданность

своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам,
защищать от врагов- основное содержание патриотизма.
Воинский долг- обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Основные составляющие личности военнослужащего- защитника Отечества способность с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Тема 1.5. Памяти поколений-дни воинской славы России.
Дни воинской славы России- дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти
российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Тема 1.6. Боевое Знамя воинской части- Символ воинской чести и
доблести.
Боевое знамя воинской части (Военно- морской флаг) - символ воинской чести, доблести, славы. История зарождения Знамени воинской части.
Порядок вручения и хранения Боевого Знамени части.
Тема 1.7. История и боевые традиции пограничных войск ФСБ РФ.
История создания пограничной службы. Функции, задачи и состав
Г1В ФСБ РФ. Боевой путь пограничных войск. Знаки отличия ИВ.
Тема 1.8. Ордена- Почетные награды за воинское отличие и заслуги в
бою и воинской службе.
История государственных наград за военные отличия в России Основные государственные награды СССР и России, звание «Героя Советского Союза», звание «Героя Российской Федераций».
Тема 1.8. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федераций.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения
и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Тема 1.9. Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе,
призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву,
пребывание в запасе, призыв на военную службу и прохождение военных
сборов в период в пребывания в запасе.
Тема 1.10. Организация воинского учета и его предназначение.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан
на воинский учет. И организация медицинского освидетельствования
граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Тема 1.11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ - закон воинской жизни.
Общевоинские

уставы,

нормативно-правовые акты,

регламентиру-

ющие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы ВС РФ,
Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ, Дисциплинарный Устав
ВС РФ, Строевой устав ВС РФ, их предназначение и основные положения.
Тема 1.12. Военная присяга-клятва воина на верность Родине - России.
Значение военной присяги в жизни, учебе, и боевой деятельности
воинов. История принятия военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Текс военной присяги.
Тема 1.13. Прохождение военной службы по призыву.
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и
представление отсрочек.
Тема 1.14. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма
одежды.
Воинские звания. Роль и место офицеров в обучении и воспитании
подчиненных. Военная форма одежды и знаки различия.
Раздел 2. Строевая подготовка
Тема 2.1. Строевые приемы и движения без оружия.

Строи и их элементы. Предварительная и исполнительная команда. Обязанность солдата перед построением и в строю. Ответы на приветствие на
месте. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головной убор снять - надеть».
Строевая стоика. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым и походным шагом Повороты в
движениях. Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тренировка в выполнениях строевых приемов без оружия.
Тема 2.2. Строевые приемы и движение с оружием.
Строевая стойка. Выполнение приема «Нет ремень», «На грудь», «На спину».
Тема 2.3. Строи отделения.
Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение из отделения из развернутого строя в походный и обратно. Размыкание
и смыкание отделения. Движение отделения строевым и походным шагом.
Повороты на месте. Выполнение приветствия в строю. Ответы на приветствие и поздравление. Сигналы управления строем «Внимание», «Сбор
командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «В колону»,
«Все направо (налево)».
Раздел 3. Огневая подготовка
Тема 3.1. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема 3.2. Материальная часть автомата Калашникова и ручных гранат.
Общее устройство автомата. Последовательность неполной разборки
и сборки автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Принадлежность к автомату. Назначение, боевые свойства, общее устройство ручных гранат.
Тема 3.3. Малокалиберная винтовка.

Устройство винтовки. Порядок ее заряжания. Особенности винтовки,
производство стрельбы, разряжение. Меры безопасности при обращении с
винтовкой и патронами, возможные задержки при стрельбе, порядок их
устранения.
Тема 3.4. Пневматическая винтовка. Устройство и назначение винтовки.
Меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе.
Тема 3.5. Ведения огня из пневматической винтовки по неподвижным
целям.
Выполнение упражнений стрельб из пневматической винтовки.
Упражнение №1. Контроль однообразия прицеливания (без пуль) с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания.
Упражнение №2. Тренировка в стрельбе без пуль. Тренировка в удержаниях винтовки, прицеливания, нажатие на спусковой крючок, соблюдения
дыхания.
Упражнение №3. Стрельба по белому квадрату для выработки навыков
плавного нажатия на спусковой крючок. Дистанция 5 метров, количество
выстрелов-3
Упражнение №4. Стрельба по квадрату 10x10 см на листе белой бумаги.
Количество выстрелов-3. Задание попасть в квадрат.
Упражнение №5. Стрельба по квадрату 10x10 см на листе белой бумаги.
Количество выстрелов-5. Задание попасть в квадрат, найти среднюю точку
попаданий по 5 пробоинам и научится делать внос точки прицеливания,
т.е. делать поправку в наводке винтовки.
Упражнение №6. Стрельба по мишени спортивной «П» из положения сидя
за столом, или стоя около стойки с опорой локтями на стол или стойку,
или лежа с упора. Количество выстрелов - 8 (3 пробных + 5 зачетных) Задание выбить 24 очка.

Упражнение №7. Стрельба по мишени спортивной «П» из положения, стоя
без упора. Дистанция 5 метров. Количество выстрелов -8(3 пробных +5 зачетных) Задание выбить 24 очка.
Уражнение№8. Стрельба по мишени «из положения, сидя за столом или
стоя, или положения с упора. Дистанция 5 метров. Количество выстрелов (3 пробных + 5 зачетных) Задание выбить 24 очка.

Раздел 4. Тактическая подготовка
Тема 4.1. Основы общевойскового боя.
Понятие о бое. Характеристика современного боя, его цели. Виды
боя. Обязанности солдата в бою. Личное оружие и экипировка солдата.
Организация мотострелкового отделения, его вооружение и решаемые боевые задания. Боевые возможности стрелкового вооружения, танков, боевых машин и артиллерии. Огонь и его значение в бою. Виды огня. Понятие
о маневре в бою. Виды маневра. Боевая характеристика основных танков и
бронированных машин иностранных армий и их уязвимые места, самолетов и вертолетов, их тактика действий.
Тема 4.2. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою.
Прием и правила выполнения способов передвижение солдата на поле боя. при действиях в пешим порядке. Выполнение действие при подготовке к атаке. Порядок движения в атаку в сочетании с ведением огня на
ходу. Приемы и правила выполнения способов уничтожения противников
в ходе атаки (ручными осколочными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою). Требования к выбору места для стрельбы и наблюдения лежа. Понятие об ориентирах и порядок их назначения. Определение расположений целей по отношению к ориентирам и местным предметам. Правила доклада о результатах наблюдения.
Тема 4.3. Вооружение и боевая техника воинской части.

Ознакомление с вооружением и боевой техникой воинской части
(подразделения), их назначения, тактико-технические характеристики. Показ вооружения и боевой техники в действии.
Тема 4.4. Действия солдата в бою.
Выбор места для наблюдения и его маскировки. Изучение местности, местных предметов и противника, составление схемы местности. Обнаружение целей и докладах о результатах наблюдения. Занятие исходного
положения для атаки и перехода в ата4ку, ведение рукопашного и огневого
боя в окопах и траншеях.
Продвижения в глубину обороны противника с применением различных способов передвижения.
Уничтожение огневых средств противника, препятствующих движению. Действия по вспышке ядерного взрыва. Преодоление участка местности, зараженного радиоактивными веществами.
Занятие огневой позиций в обороне (места для стрельбы под огнем
противника с использованием различных способов передвижения) Оборудование, маскировка места для стрельбы. Соревнование в занятии места
для стрельбы и самоокапывании.
Дооборудование позиций. Подготовка к отражению наступления
противника в обороне. Действия при нанесении противников ядерного
удара, с начала огневой подготовки, при налете авиации противника.
Тема 4.5. Действия солдата в бою в составе отделения.
Получение задачи в исходном положении. Выдвижение в колоне отделения к рубежу перехода в атаку. Занятие места в боевом порядке отделения. Движение в атаку. Получение задачи на оборону, подготовка к ведению огня днем и ночью, ведение наблюдения, отражение воздушного
противника, дооборудование позиции. Уничтожение атакующей пехоты и
танков противника.
Раздел 5. Радиационная, химическая и биологическая защита

Тема 5.1. Ядерное, химическое, биологическое (бактериологическое)
оружие противника и сильнодействующие ядовитые вещества.
Оружие массового поражения, классификация, поражающие факторы их характеристики и способы защиты от него.
Тема 5.2. Средства индивидуальной защиты и пользование ими.
Противогаз, общевойсковой защитный комплект. Порядок и нормативы пользования ими. Отработка нормативов по надеванию противогаза и
ОЗК.
Тема5.3. Приборы радиационной и химической разведки. Назначение, тактико-технические данные, порядок работы с прибором измерителя мощности дозы ДП-5В, войскового прибора химической разведки
(ВПХР).
Раздел 6. Физическая подготовка
Тема 6.1. Гимнастика.
Подтягивание, прыжки через коня, козла, силовые упражнения.
Тема 6.2. Преодоление препятствий.
Преодоление единой полосы препятствий.
Тема 6.3. Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции. Техника бега на короткие дистанции.
Техника низкого старта. Бег на середине дистанции. Техника высокого
старта. Кросс 1 км. Разучивание техники бега по пересеченной местности.
Тренировка в совершение марш-броска. Марш- бросок до 6 км.
Раздел 7. Военная топография
Тема 7.1. Влияние местности на организацию и ведение боя.
Разновидности местности, их характеристика, ее влияние на организацию
и ведение боевых действий.
Тема7.2. Топографические элементы местности.
Рельеф и местные предметы. Характеристика рельефа местности и
местных предметов. Классификация топографических элементов местности по условиям маскировки и наблюдения.

Тема 7.3. Основные разновидности местности, их защитные свойства.
Характер рельефа, его классификация. Степень пересеченности
местности, ее классификация. Защитные свойства местности и их влияние
на ведение боевых действий.
Тема 7.4. Способы изучения местности.
Непосредственный осмотр местности в районе боевых действий.
Наблюдение за местностью в районе противника. Изучение местности для
определения расположения огневых средств, вероятные направления атаки
танков.

Тема 7.5. Определение сторон горизонта.
Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилами некоторым признакам местных предметов. Методика определения направления на север, ключевая позиция.
Тема 7.6. Движение по азимутам.
Сущность движения по азимутам, умение находить и выдерживать с
помощью компаса указанное или намеченное место. Подготовка данных
для движения по азимутам.
Тема 7.7. Обход препятствий при движении по азимутам.
Обход препятствий на маршруте движения. Засечка заметного предмета, определение глазомером расстояния до него, обход препятствия и
выход к намеченному месту.
Тема 7.8. Ориентирование на местности по карте.
Работа с картой на местности, ее ориентирование на местности, сличение местных предметов с условными топографическим знаками на карте.
Тема 7.9.
карт.

Назначение и краткая характеристика топографических

Топографическая карта, ее назначение, характеристики, масштабы,
использование для подготовки и ведения боевых действий.
Тема 7.10. Изображение местных предметов, их условные знаки на топографических картах.
Условные топографические знаки, их значение для нанесения на рабочую карту командира, штабная культура работы с топографической картой.
Тема 7.11. Условные знаки дорог, гидрографии, растительного покрова и рельефа. Условные знаки дорог, гидрографии, растительного покрова
и рельефа, их изучение и использование для организации боевых действий.
Тема 7.12. Изображение рельефа на топографической карте.
Чтение рельефа изображенного на топографической карте для определения боевого порядка предстоящих боевых действий, танкоопасных
направлений, размещения огневых средств и путей подвоза и эвакуации.
Раздел 8. Выживание в экстремальных ситуациях
Тема 8.1. Понятие о выживании.
Экстремальные ситуации. Факторы риска, факторы, обеспечивающие выживание. Инструменты выживания, аварийный комплект.
Тема 8.2. Добывание воды и огня.
Занятие № 1 (теоретическое) - поиск, добыча и употребление воды.
Виды костров и укладки дров, способы добывания огня.
Занятие № 2 (практическое) - добывание воды, огня в полевых условиях.
Тема 8.3. Питание в экстремальных ситуациях.
Съедобные растения, животные, пригодные для употребления в пищу. Наблюдение за поведением животных, способы их обнаружения. Охота, общие положения.
Тема 8.4. Основные типы препятствий и их преодоление.
Основные способы переправ. Переправы через различные препятствия (водные, болотистые, лесного типа, горного типа).

Тема 8.5. Основные типы укрытий и их сооружение.
Выбор места. Основные типы укрытий. Сооружение временных
укрытий.
Тема 8.6. Организация лагеря, базы.
Занятие № 1 (теоретическое) - выбор места для лагеря, базы. Порядок обустройства лагеря, базы. Гигиена и порядок в лагере. Изготовление
мебели из подручных средств.
Занятие № 2 (практическое) - организация лагеря, базы в полевых
условиях.
Тема 8.7. Экстремальные ситуации в жилищах (затопление,пожар, разрушение). Экстремальные ситуации в жилищах (затопление, пожар, разрушение) и действия по ним.
Методические рекомендации
Раздел 1. Основы воинской службы
Занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы с
использованием плакатов, схем, учебных видеофильмов, записей. На занятиях необходимо обеспечить связь изучаемого материала со знаниями, получаемыми учащимися по курсу истории и обществоведения, с важнейшими политическими событиями в нашей стране, с героическим прошлым
нашей Родины, подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны, широко использовать положительные примеры из прохождения военной службы солдатами, сержантами и офицерами.
В процессе изучения тем этого раздела решается одна из самых важных задач военно-патриотического воспитания- формирование у обучаемых:
- понимание объективной необходимости защиты Отечества;
- воспитание у обучаемых гордости за свою страну, привитие любви
к Родине, ее Вооруженным Силам, формирование готовности к защите
Отечества;

- развитие стремления следовать героическим традициям.
Раздел 2. Строевая подготовка
Занятие по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке. Все занятия по строевой подготовке проводятся только
на строевой площадке. Каждый прием отрабатывается путем многократных тренировок, которые не должны прекращаться и на других занятиях
до призывной подготовки и на физкультуре.
Занятия начинаются с построения обучаемых в двух шереножном
строю (как и все другие занятия), где каждый обучаемый должен знать
свое место в строю и проводятся в такой последовательности:
- тренировка в выполнение приемов, действий, изученных на прошедших занятиях;
- образцовый показ и изучение нового приема, действий по элементам, а затем в целом;
- тренировка в выполнении приема, действий всеми обучаемыми.
При этом преподаватель, тренируя всех, обучает индивидуально
каждого.
Действия обучаемых у машин и на машинах отрабатываются с использованием оборудованного грузового автомобиля.
Важной воспитательной задачей занятий по строевой подготовке является формирование и закрепление у обучаемых уважительного отношения к строевой выучке, убеждения их в том, что строевая подготовка является одним из существенных компонентов боевой выучки воинов. Для выполнения этой задачи у преподавателя должен быть педагогический подход к строевой выучке
(выправке, подтянутости, молодцеватости, общефизической подготовке) и оценке обучаемых за провальное выполнение команд и строевых
приемов. Выполнение обучаемыми одиночных строевых приемов на занятиях по физкультуре является обязательным.

На занятиях по строевой и физической подготовке наряду с приобретением навыков воспитывается коллективизм, товарищеская взаимопомощь, слаженность дисциплинированность, опрятность, быстрая реакция.
В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых
обучаемые осваивают приемы выполнения воинского приветствия. В ритуале воинского приветствие и оказания воинских почестей находят свое
выражение соблюдение военнослужащими воинской этики. Для того чтобы обучаемые осознано и с уважением выполняли воинское приветствие,
необходимо им объяснить, что это понятие нравственное, характеризующее отношение к выполнению воинского долга.
Важнейшим условием является правильная методика организации и
проведения занятий, умение эффективно использовать разметку площадки
для занятия по строевой подготовке, образцово показывать выполняемые
приемы и подавать команды громко и четко.
Перед подачей команды и отдачей приказаний обучающий в обязательном порядке должен принять положение «Смирно».
Раздел 3. Огневая подготовка
Занятия могут проводиться в классах, тире, на специальных учебных
местах для практического обучения. Упражнение стрельб из автомата выполняются на стрельбище. В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам
стрельбы.
На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка
(упражнение) и стрельбы. Выбор метода обучения зависит от вида и темы
занятия. На одном занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит,
что должен изучить, чему научится.

Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой
подготовке, является метод тренировки.
Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения.
Организация и проведение занятий по огневой подготовке должны
отвечать следующим основным требованиям:
1. Учебный материал урока (занятия) должен быть глубоким. Содержание урока (занятия) должно строго соответствовать требованиям программы обучения, наставлениям (руководствам), уставам.
2. Новый материал должен увязываться с ранее изученным.
3. На занятиях преподаватель должен прививать обучаемым любовь
к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах.
4. На всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина
учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер
безопасности.
5. Наличие и подготовка класса, учебных мест, учебного оружия,
наглядных пособий, плана- конспекта проведения занятий (уроков).
6. В ходе занятий должен осуществляться систематический контроль
над выполнением заданий, усвоением учебного материала;
7. Занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время.
Для воспитания любви обучаемых, чувства гордости за отечественное оружие следует приводит примеры, показывающие превосходство
нашего оружия в Великую Отечественную войну. Приводя примеры умелого и эффективного применения воинами гранат и оружия в ближнем
бою, следует убедить обучаемых, что, кроме личной храбрости и бесстрашия, необходимо самообладание, расчет, точный глазомер и физическая
сила.
Раздел 4. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка является одной из основных разделов обучения.
Теоретические занятия проводятся, как правило, в классе с использованием макетов местности, классной доски, плакатов, схем, фрагментов
диафильмов.
На практических занятиях, проводимых на оборудованных и оснащённых площадках, местах, а также на местности, обучаемые изучают
технику выполнения приемов и действий сначала по элементам, а затем в
целом.
Тактико-строевые занятия проводятся на учебно-полевых сборах. На
них в условиях тактической обстановки сначала отрабатывается в отдельности каждый учебный вопрос, прием, действие, а затем все вопросы в целом с внесением элементы игры.
При проведении занятий с учащимися вопросы отрабатываются одновременно со всеми обучаемыми или поочередно с каждым отделением.
В часы самоподготовки рекомендуется провести инструктаж с командирами отделений образцово, и точно выполняли тактические приемы,
действия.
В начале занятия преподаватель объясняет тему, цель занятия, ставит
общую задачу обучаемым и указывает каждому отделению место занятий.
Прибыв к месту занятия, командир отделения объявляет учебные вопросы, проверяет знание обучаемыми уставных требований, доводит до
них соответствующие тактическую обстановку и приступает к отработке
первого учебного вопроса. В начале он показывает выполнение действий в
целом, затем по элементам. Обучив действиям при выполнении одного
приема, командир отделения в такой же последовательности отрабатывает
остальное. Закончив отработку действий по элементам, он приступает к
тренировке обучаемых по всему вопросу в целом. По окончанию занятия
командир отделения делает разбор, на котором оценивает действие каждого обучаемого, указывает, что необходимо сделать для устранения недо-

статков, и дает задание на дом; после этого докладывает руководителю об
окончании занятий. Педагог во время проведения занятий контролирует
ход его в отделениях, согласовывает их действия по времени.
На практических занятиях и тактико-строевых занятиях очень важно
не только тренировать обучаемых, но формировать у них морально-боевые
качества, необходимые будущему защитнику Отечества.
Раздел 5. Радиационная, химическая и биологическая защита
РХБЗ является одной из важных составляющих обучения подростков. Занятия проводятся в классе, спортивном зале при практическом одевании общевойскового защитного комплекта. Изучение приборов химической и радиационной разведки производится с применением макетов, плакатов и учебных видеофильмов.
На занятиях по РХБЗ применяются следующие основные методы
обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение).
Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном
занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай,
как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен изучить,
чему научится.
На практических занятиях очень важно не только тренировать обучаемых, но формировать у них морально-боевые качества, необходимые
будущему защитнику Отечества.
Раздел 6. Физическая подготовка
Занятие по физической подготовке проводятся в составе отделения.
Для проведения занятий организуется три учебных места. Технические
приемы, действия и навыки на учебных местах (гимнастических снарядах)
отрабатываются, и совершенствуется в составе отделения.
В подготовительную часть занятия включается ходьба, бег различными способами, комплексные упражнения (НФП-2001), тренировка в вы-

полнении положении наскока и соскока со снаряда, упражнения с гантелями, гирями, упражнения в подтягивание на перекладе.
Высокая эффективность основной части занятия достигается краткость и ясность объяснений, увеличением времени непрерывного выполнения упражнений, всеми занимающимися одновременно или потоком.
При обучении способами преодоления препятствий следует вырабатывать
у обучаемых навыки в быстром и сноровистом преодолении отдельных
препятствий, метание гранат по целям.
Меры безопасности и предупреждения травматизма на занятиях
обеспечиваются правильной страховкой и оказанием помощи, проверкой
исправности снарядов, оборудования, поддержанием высокой дисциплины.
Раздел 7. Военная топография
Занятия могут проводиться в классах, на специальных учебных местах для практического обучения, непосредственно на местности. В ходе
теоретических занятий по военной топографии обучаемые получают необходимые знания по определению сторон горизонта, ориентированию на
местности, умение работать с топографической картой.
На занятиях по военной топографии применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка
(упражнение). Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На
одном занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого
«Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен
изучить, чему научится.
Раздел 8. Выживание в экстремальных ситуациях
Занятия могут проводиться в классах и непосредственно на местности. В ходе теоретических занятий обучаемые получают необходимые знания в областях по выживанию в различных условиях.

На практических занятиях очень важно не только обучать учащихся,
но формировать у них качества и факторы, необходимые для выживания в
экстремальных условиях.
На занятиях по выживанию в экстремальных условиях применяются
следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ,
тренировка. Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия.
На одном занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка.
Наиболее доступным методом обучения является метод показа.

2.2. Условия реализации программы
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Площадь кабинета (каб.)
характеристика помещений для занятий по проМатериально-техническое грамме;
обеспечение
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы,
учебная литература (при наличии)
Информационное обеспе- -аудио, видео, фото, интернет источники
чение
Целесообразно перечислить педагогов, занятых в
Кадровое обеспечение
реализации программы, охарактеризовать квалификацию (без указания ФИО педагогов)
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
•
•
•

Зачет на основе ГТО
Творческая работа на основе презентаций
Соревнования, конкурсы

Формы контроля:
предварительный контроль (тестирования);
• текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала);
•

промежуточный контроль (тестирования и устного опроса, участия
детей в различных конкурсах, мероприятиях, акциях).
• итоговая аттестация (контрольных упражнений, тестирование теоретических знаний, участия детей в различных конкурсах, мероприятиях, акциях).
•

Критерии оценки.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащихся
получают положительную оценку.
Градации положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний и правильности выполнения практических занятий.
Итоговая оценка успеваемости учащихся по основам военных знаний
определяется из суммы балов, полученных как за теоретические знания,
так и за практические навыки и умения.
Индивидуальные оценки учащихся на контрольных занятиях слагаются из
оценок, получаемых ими за выполнение каждого норматива (приема,
упражнения) и определяются:
«отлично» - если не менее 50% проверенных нормативов (приемов,
упражнений) выполнено на отлично, а остальные на хорошо;
«хорошо» -если не менее 50% проверенных нормативов (приемов,
упражнений) выполнено на отлично и хорошо, а остальные оценки не ниже удовлетворительно;
«удовлетворительно» - ели не более чем по одному из нормативов
(приемов, упражнений) получена оценка неудовлетворительно.
2.4. Оценочные материалы
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно

Показатели качества реализации
ДООП
Уровень практической подготовки
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Методики

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика, мониторинг)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой
• Дискуссионный
• Проектный
1. Словесные методы - рассказ, беседа, лекция, объяснение материала.
2. Наглядные методы - демонстрация наглядных пособий, таблиц, фильмов.
3. Практические методы - походы, экскурсии, Уроки Мужества, акции,
участие в мероприятиях.
4. Аналитические методы - наблюдения, самоанализ, повторение и закрепление пройденного материала.
5. Проблемные методы - проблемное изложение материала, постановка вопросов и задач, исторического характера, подготовка сообщений.
6. Исследовательские методы: творческие задания, проектная деятельность.
Формы организации образовательной деятельности:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Акция
Беседа
Встреча с интересными людьми
Диспут

• Защита проекта
• Игра
• Презентация
Педагогические технологии с указанием автора:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология модульного обучения
• Технология дифференцированного обучения
• Технология проблемного обучения
• Технология дистанционного обучения
• Технология исследовательской деятельности
• Проектная технология
• Здоровьесберегающая технология
Технология развития критического мышления.
Технология развивающего обучения.
Технология разноуровневого обучения.
Технология деятельностного подхода.
Технология индивидуально-дифференцированного подхода.
Технология проектного обучения.
Игровые технологии.
Дидактические материалы: Ссылка на папку
•
•
•
•

Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
Основные принципы программы:

1. Принцип общественной направленности воспитания.
2. Принцип связи воспитания с жизнью.
3. Принцип гуманизации воспитания.
4. Принцип личностного подхода.
5. Принцип единства воспитательного воздействия.
6. Принцип научности.

7. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
8. Принцип педагогического оптимизма.
ДОПОЛНЕНИЯ:
Уровень подготовки учащихся при приеме в группу следующий:
-

добровольная учеба в объединении, с определенной мотиваци-

ей к предлагаемой программе обучения;
-

слабые знания о Вооруженных Силах России;

-

слабые знания материальной части стрелкового оружия;

-

слабая физическая подготовка.

Знания проверяются при собеседовании. В группах занимаются 1215 человек. Нагрузка за год обучения составляет 144 часа. Занятия проводятся на базе ЦДЛ и ПВ, в средней школе и на базе воинских частей (по
согласованию). В процессе проведения занятий применяется групповая и
индивидуальная работа с учащимися. Расписание предусматривает 2-4 занятий в неделю. Образовательный процесс строится с учетом возрастных,
психологических особенностей детей, что предполагает возможную необходимость корректировки времени и режима занятий.
Программа объединения связана с подразделом о национальной безопасности, направлена на подготовку юношей к выполнению конституционного долга по защите Отечества. В основах военной службы рассматриваются:
-

история и боевые традиции Вооруженных Сил РФ;

-

правовые основы военной службы;

-

сведения о Вооруженных Сил РФ;

-

история и боевые традиции пограничных войск;

-

порядок призыва на военную службу, как стать офицером;

-

особенности военной службы;

-

честь и достоинство воинов Вооруженных Сил РФ;

-

права и обязанности военнослужащих.

Работа с родителями.
Необходимо выполнять работу с родителями учащихся, что позволяет педагогу и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, приучать родителей оказывать
подросткам допризывного возраста необходимую помощь и поддержку,
что позитивно отражается на процессе обучения основам военной службы.
Педагог должен:
-

постоянно на родительских собраниях и при личных встречах

говорить о проблемах воспитания подростков;
-

говорить о развитии творческих способностей подростка, хва-

лить его за успехи;
-

говорить о создании положительного микроклимата в семье;

-

привлекать родителей к совместным мероприятиям;

-

приглашать на выступления, концерты, совместные чаепития;

-

совместное оформление выставок;

-

подготовка и проведение праздников, выступлений и совмест-

ных экскурсий.
Работа с родителями основывается на следующих основных положениях:
1.

Родители - воспитатели своего ребенка.

2.

Основные и повседневные привычки, в том числе связанные с

риском для здоровья, зачастую формируют у подростка родители.
3.

Здоровье детей (физическое, психическое) - цель в которой

сходятся интересы семьи, школы, учреждения дополнительного образования.
4.

Общность интересов в том, чтобы совместными усилиями вы-

растить здоровую смену, защитника Отечества.
Что приобретают родители и педагог дополнительного образования в
результате совместной работы?

Родители, семья:
-

возможность получить новые данные о здоровье и физической

подготовленности своего ребенка, как будущего защитника Отечества;
-

возможность приобщения к «живому» опыту других семей и

использованием его в интересах подготовки будущего защитника Отечества;
-

возможность найти поддержку в изменении образа жизни се-

-

возможность улучшить подготовку своего ребенка к службе в

мьи;
ВС РФ, других войсках, воинских формированиях, силовых органах;
-

возможность ближе узнать подростков допризывного возраста,

лучше их понимать;
-

возможность способствовать укреплению семьи.

Педагог:
-

возможность через общение с родителями получить дополни-

тельные знания о физическом и психическом здоровье допризывника, их
индивидуальных особенностях и привычках;
-

возможность проявлять собственные позиции в отношении

различных проблем здоровья, подготовки к защите Отечества и службе в
ВС РФ, утвердиться или внести коррективы в работу с подростками;
-

лучше, ближе узнать подростков допризывного возраста и ре-

ально помочь им подготовиться к службе в ВС РФ;
-

повысить уважение к себе со стороны родителей и их детей.

Родители и педагог должны осознать, что они совместно работают на
будущее, подготавливают защитников Отечества.

Список литературы
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации. - М. 2000.
2. Закон РФ «Об образовании». - М.: «Омега-Л», 2005.
3. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». - М. 2006.
4. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». - М. 2006.
5. Закон РФ «О гражданской обороне». - М. 2006.
6. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458
«Об организации военно-профессиональной ориентации молодежи в
образовательных учреждениях».
7. «Общевоинские уставы ВС РФ». - М. 2006.
8. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести - М. «Армпресс», 2001 -95 с.
9. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. - ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с.
10.Коледа С.И. Выживание - Мн: ООО «Лазурак», 1996-465 с.
11.Кузнецов А.Г. Особенности военной службы - М: «Армпресс», 200095С.
12.Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник
своего Отечества. - М. «Армпресс», 2000 - 96 с.

13.Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся
«Школа безопасности». Учебное пособие. - М. Гуманитарный Издательский цетр ВЛАДОС, 2000 - 160 с.
14.Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою. - М.
Военное издательство. 1988- 136 с.
15.Михайлов Г.И. Символы Россий и Вооруженных Сил.- М. «Армпресс», 2000-87с.
16.Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр
«Академия», 2000-239с.
17.Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи:Кол. Монографии - М. Издательство «Международный педагогический академии», 2000-204 с.
18.Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс:
Учебник для образовательных учреждении - М.: ООО «Издательство
Астрель», 2001 - 366 с.
19.Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. - М.: - ACT, 2001 274-289с.
20.Чечурин Е.Г. Самоспасение без снаряжения. - М.: «Русский журнал,
2001 - 194 с.
21.Шойгу С.К. Учебник спасателя. - М.: - 1997 - 520 с.
Дополнительная литература:
22.Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. - М.
1999- 156 с.
23.Повесимо П.Н. Социальная напряженность и проблема воинской
дисциплины. - Информационно-исторический сборник. - М. 1993 24-28 с.
24.Поляков С.Д. Цели современного воспитания. Ульяновск Мэд
УГПУ, 1996-86 с.

25.Родионов Е.Г. индивидуально-воспитательная работа с будущими
офицерами, эффективность и ее критерии//сборник научных трудов
№ 1 - М.: ВУ, 1997-202 с
26.Утлих Э.П. Психологические основы дисциплины. - М. : МОРФ,
1993.
Литература для родителей:
27.Волков В.Н. физическое и военно - патриотическое воспитание
старшеклассников по месту жительства в связи с подготовкой их к
службе в Вооруженных силах СССР. АвторевВ.А.. Кандидат педагогических наук, м.: 1979
28.Выдержка из письма министерство образования Российской Федерации «Об государственных символов Российской Федерации и их популяризации» // Внешкольник. 2012. №7
29.Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: УВЦ «Инноватор» 2010.
30.Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально
- психологической адаптаций подростков. М.: Генезис, 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».