СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………3 ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………...11 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ………………………………………………………………………...30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….31 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «...вопрос о патриотическом воспитании молодежи — это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну». В.В. Путин Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493) трактует патриотическое воспитание как «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» и называет эффективными формами патриотического воспитания организацию работы патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных, реализацию на их платформе программ, направленных на укрепление и развитие общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважение к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга. В настоящее время особо возрастает актуальность образовательной деятельности по сохранению, сбережению и собиранию гражданской (российской) 3 к идентичности, под которой понимается свободное к отождествлению человека с российской нацией (народом), включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином, ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации, воспроизводство патриотически-выраженных социальных отношений, толерантность в процессе консолидации российского общества. Гражданская идентичность имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. 4 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «ЮНАЯ АРМИЯ» (далее Программа) реализуется направленностью. в соответствии с социально-гуманитарной «Юная армия»- это программа, которая соотносима с иными существующими программами дополнительного образования детей по своему содержательному и организационному компонентам и уникальна по средовому признаку, так как при реализации программы учтены особенности культурнообразовательного пространства г. Улан-Удэ. 1.2. Актуальность программы обусловлена объединением общества вокруг идеи патриотизма, повышением значимости программ дополнительного образования детей, расширяющих образовательное пространство обучающихся и позволяющих уменьшить количество детей, находящихся вне сферы воспитательной среды в свободное от получения общего образования время. 1.3. Отличительные особенности программы в ходе её воздействия обеспечивается глубокое понимание каждым молодым гражданином своей роли и места в служении государству, основанном на личной ответственности и формирование личностных качеств. Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. 1.4. Педагогическая целесообразность призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщаться к целому ряду ценностей, понятий, помочь сформулировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. 1.5. Цель программы: Общей целью программы «Юнармия» является физическая и моральная подготовка к службе в ВС и силовых ведомствах. Создание условий для духовно-нравственного воспитания, творческой самореализации и непрерывного саморазвития детей. Образовательной целью является развитие личностных компетенций ребенка, развитие коммуникативных способностей, формирование представления о будущей профессии, получение опыта в военно-профессиональной деятельности. 5 К воспитательной цели относится формирование чувства патриотизма у детей через любовь к близким людям, своей школе, к родному городу и родной стране, а значит становление личности ребенка. 1.6. Задачи: o активизация побудительных сил и формирование устойчивой мотивации, o ориентированной на всестороннее развитие личности; o раскрытие теоретических основ развития личности; o формирование навыков учебно-исследовательской деятельности; o укрепление желания преодолевать трудности в обучении; o поддержание стремления к совершенствованию своих возможностей за счет увеличения сложности решаемых учебно-методических задач; o развитие готовности действовать в условиях риска; формирование опыта практических действий; o формирование чувства патриотизма. o Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов: o гуманистических начал, разнообразия форм организации жизнедеятельности o образования детей и подростков; o приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных, психофизиологических и личностных особенностей; o непрерывности образования и воспитания; воспитывающего обучения; o учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни; 6 o обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды в ходе обучения; содействия выбору индивидуального образовательного маршрута. 1.7. Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (мальчиков и девочек) в возрасте 13 - 17 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных при отсутствии медицинских противопоказаний. 1.8. Формы занятий: 1. Лекция. Подразумевает устное изложение какой-либо темы, развитие творческой мыслительной деятельности обучающихся. Лекция носит научноинформативный характер, с приведением ярких, убедительных примеров, фактов, документов и научных доказательств. В ходе такого теоретического занятия важна эмоциональность формы изложения. 2. Тематическая экскурсия - играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности обучающихся. В ходе такой формы учебного занятия происходит интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся, осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков, расширение кругозора учащихся, воспитание духовно-нравственных приоритетов. 3. Дискуссия и ролевая игра по тематике программы. В ходе дискуссии развивается умение формулировать свою и лояльно относиться, принимать чужую точку зрения, чужую позицию. Ролевая игра формирует у обучающихся новые поведенческие модели, осознание уже сложившихся и их коррекция, повышает компетентность в общении. 4. Трудовая деятельность педагога и обучающихся - заключается в участии в совместном труде (например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы), что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи. 5. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам. 7 6. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции. 7. Практические занятия. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы Программа рассчитана на учащихся 13-17 лет. Срок реализации программы «Юная армия» - 3 года. Общее количество часов, отводимых на реализацию программы, составляет 144 часа для первого года обучения и 216 для последующих. 2.2. Срок реализации программы дополнительной общеобразовательной программы «Юная армия» - 3 год, в объёме 576 часов. Объединение формируется из обучающихся одной возрастной группы: Состав группы – постоянный. Набор обучения в группы проводится в начале сентября. Специальные знания при зачислении детей в группы не требуются. 2.3. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для обучаемых первого года и по 2 часа 3 раза в неделю для обучаемых второго и последующих годов обучения. Количество детей в группе – до 15 человек. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты. В результате изучения внеурочного предмета «Юная армия» выпускники средней общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, подготовится к службе в армии РФ. Требования к уровню усвоения знаний: Знать/понимать: o историю создания Вооружённых сил РФ; o основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан; o состав и предназначение Вооружённых сил РФ; 8 o права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе; o особенности прохождения военной службы по призыву, контракту; особенности альтернативной гражданской службы; o боевые традиции Вооружённых Сил РФ; o символы воинской части. o организационную структуру ВС РФ, историю их создания и предназначение; o ТТХ основных образцов вооружения и техники армий России; o материальную часть автомата Калашникова; o правила и меры безопасности при обращении с оружием; o устройство ручных гранат и правило пользования ими; o основные положения (ОВУ), общевоинских уставов ВС РФ. Уметь: o применять положения законов в практической деятельности; o перечислять основные положения военной доктрины Российской Федерации; o характеризовать основные особенности военной службы по призыву и контракту. o выполнять строевые приёмы без оружия; o действовать в составе отделения в походном и боевом порядке; o стрелять из пневматического оружия; o метать гранаты на дальность и точность; o ориентироваться на местности различными способами; o вести наблюдения при действии в составе НП; o выполнять нормативы ЗОМП; o оказывать первую медицинскую помощь. Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни: готовиться к профессиональной деятельности военнослужащего; грамотно действовать в опасных ситуациях; 9 соблюдать положения законов Российской Федерации. 3.2. Способы и формы проверки результатов · собеседование; · участие в конкурсах, соревнованиях, смотрах; · анкетирование; · опросы, тестирование; · коллективно-творческая деятельность; · взаимоконтроль; · вопросно-ответная беседа; · практическая работа; · диспут; · круглый стол. 10 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем 1. Раздел I. Войны прошлых цивилизаций 1.1. Тема 1. Вооруженное насилие в первобытном обществе 1.2. Тема 2. Древние 1-й год обучения Всего Теоретические Практические часов занятия занятия 12 12 2 2 Опрос, беседа 2 2 Опрос, беседа 2 2 Опрос, беседа 2 2 2 2 Опрос, беседа Опрос, беседа 2 2 24 24 4 4 4 4 империи и армии 1.3. Тема 3. Империи и армии начала новой эры. 1.4. Тема 4. Спецназ Древнего мира. 1.5. Тема 5. Военные открытия и изобретения в истории цивилизаций. 1.6. Тема 6. Военные открытия и достижения в истории цивилизаций. 2. Раздел II. История становления отечественного военного искусства. 2.1. Тема 1. Армия Древней Руси 2.2. Тема 2. Армия Московского (Российского) государства Форма контроля 11 Опрос, беседа Опрос, беседа Опрос, беседа 2.3. Тема 3. Военные преобразования периода становления Российской империи. 2.4. Тема 4. Искусство военных полководцев России. 2.5. Тема 5. Стратегия и тактика в отечественной войне 1812 года. 2.6. Тема 6. Победы и поражения русской армии в XIX столетии. 3. Раздел III. Научнотехнический прогресс и вооруженная борьба в начале ХХ столетия. 3.1. Тема 1. Вооружение и военное искусство русской армии в 1-й мировой войне. 3.2. Тема 2. Появление и развитие средств воздушного нападения и средств воздушной обороны в начале ХХ столетия. 3.3. Тема 3. Перевооружение Красной Армии в период между гражданской и 2 мировой войнами. 3.4. Тема 4. Состояние ВС Германии к началу 2 мировой войны. 4 4 Опрос, беседа 4 4 Опрос, беседа 4 4 Опрос, беседа 4 4 Опрос, беседа 30 30 6 6 Опрос, беседа 6 6 Опрос, беседа 6 6 Опрос, беседа 6 6 Опрос, беседа 12 3.5. Тема 5. Люфтваффе. 6 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6 4.7. 5. Раздел IV. Слава русского оружия в Великой отечественной войне. Тема 1. Решающие победы и легендарные полководцы Великой Отечественной войны. Тема 2. Оружие Сухопутных войск в Великой Отечественной войне. Тема 3. Оружие Военно-морского флота в Великой Отечественной войне. Тема 4. Оружие ВВС в Великой Отечественной войне. Тема 5. Вооружение в Великой Отечественной войне Тема 6. Действия при подъеме по тревоге. Тема 7. Предмет и задачи тактики. Раздел V. Вооруженные Силы в послевоенный период и в локальных войнах ХХ столетия. 6 Опрос, беседа 39 39 6 6 Опрос, беседа 6 6 Опрос, беседа 6 6 Опрос, беседа 6 6 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 39 39 13 5.1. Тема 1. Начало ядерного противостояния. 5.2. Тема 2. Развитие вооружения и военной техники СВ в послевоенные годы. 5.3. Тема 3. Развитие ВМФ в послевоенные годы 5.4. Тема 4. Развитие вооружения ВВС в послевоенные годы. 5.5. Тема 5. Развитие военной техники Войск ПВО в послевоенные годы. 5.6. Тема 6. Основные понятия о бактериологическом (биологическом) оружии. 5.7. Тема 7.Стрелковое оружие и гранатометы 5.8. Тема 8. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 5 5 Опрос, беседа 4 4 Опрос, беседа 2-й год обучения. № Наименование Всего Теоретически Практически Форма разделов и тем часо е занятия е занятия контроля 2 в 1. Раздел I. 25 23 1.1 Тема 1. Вооруженные 5 5 . силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы. 14 Опрос Организационная структура ВС 1.2 . 1.3 . Тема 2. Виды ВС и 5 4 1 роды войск Тема 3. Дни воинской Тестировани е 5 4 1 славы России - дни Тестировани е славных побед, сыгравших решающую роль в истории России 1.4 . Тема 4. Боевое Знамя 5 5 Опрос 5 5 Опрос 40 19 5 5 5 2 воинской части символ воинской чести, доблести и славы 1.5 Тема 5. Военная . присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники. 2. Раздел II. Строевая 21 подготовка 2.1 . Тема 1. Строи, Опрос команды и обязанности солдата перед построением и в строю. 2.2 . Тема 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». 15 3 Опрос 2.3 . Тема 3. Строевая 5 2 3 Опрос 5 1 4 Опрос 5 2 3 Опрос 5 2 3 Опрос 5 3 2 Опрос 5 2 3 Опрос 36 26 10 6 6 Опрос 6 6 Опрос, стойка. Повороты на месте. 2.4 . 2.5 . 2.6 . Тема 4. Строевой и походный шаг. Тема 5. Повороты в движении. Тема 6. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. 2.7 Тема 7. Выход из . строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. 2.8 Тема 8. Тренировка в . выполнении строевых приёмов без оружия. 3. Раздел III. Огневая подготовка и оружейное дело 3.1 . Тема 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия 3.2 . Тема 2. Материальная часть и ТТХ тестирование пневматической винтовки. 3.3 Тема 3. Материальная . часть и ТТХ автомата 6 Тестировани 6 е Калашникова и ручных гранат. 3.4 . Тема 4. Правила и 6 4 меры безопасности с 16 2 Опрос оружием и боеприпасами 3.5 . Тема 5. Правила 6 2 4 Опрос 6 2 4 Опрос 40 24 16 8 8 стрельбы из стрелкового оружия. 3.6 . Тема 6. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям. 4. Раздел IV. Тактическая подготовка 4.1 . 4.2 . Тема 1. Боевая Тестировани техника. Тема 2. Боевые е 8 4 4 Опрос 8 4 4 Опрос 8 4 4 Опрос 8 4 4 Опрос 35 26 9 7 7 7 4 возможности отделения. 4.3 . 4.4 . Тема 3. Основные виды боя. Тема 4. Обязанности солдата в бою 4.5 Тема 5. Команды, . подаваемые в бою. 5. Раздел V. Медицинская подготовка 5.1 . Тема 1. Оказание Опрос первой медицинской помощи. 5.2 . Тема 2. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, 17 3 Опрос классификация ран. Виды кровотечений. Использование подручных материалов для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в верхние и нижние конечности. 5.3 . Тема 3. Наложение 7 4 3 Опрос 7 4 3 Опрос повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя для иммобилизации переломов костей. 5.4 . Тема 4. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи 18 при отравлении техническими жидкостями и поражение электрическом токе. 5.5 . Тема 5. Первая Опрос 7 7 40 21 10 10 10 5 5 Опрос 10 4 6 Опрос 10 2 8 Опрос помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующим и ядовитыми веществами. 6. Раздел VI. Защита 19 от оружия массового поражения 6.1 . Тема 1. Ядерное Опрос оружие. Химическое оружие. 6.2 . Тема 2. Биологическое оружие. Защитные свойства местности от OMП. 6.3 . Тема 3. Индивидуальные средства защиты. 6.4 . Тема 4. Выполнение нормативов по ЗОМП 3-й год обучения № Наименование Всего разделов и тем часов Теоретические Практические занятия 19 занятия Форма контроля 1. Раздел I. Военная 25 25 5 5 Опрос 5 5 Опрос 5 5 Тестирование 5 5 Опрос 5 5 Тестирование 40 34 история 1.1. Тема 1. История Вооруженных сил Дни воинской славы России. 1.2. Тема 2. Московская область в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов 1.3. Тема 3. Земляки Герои Советского Союза. 1.4. Тема 4. Великие русские полководцы. История юнармейского движения. 1.5. Тема 5. Структура Вооруженных сил и основные задачи. Порядок прохождения военной службы. 2. Раздел II. Государственные символы РФ, символика Юнармии. 20 6 2.1. Тема 1. 8 8 Опрос 8 8 Опрос 8 4 4 Тестирование 8 6 2 Опрос 8 8 Государственные символы РФ, официальная символика. 2.2. Тема 2. Символика и устав ВВПОД «Юнармия», правила приема в отряд 2.3. Тема 3. Воинские звания и ритуалы 2.4. Тема 4. Военная присяга и порядок приведения к Военной присяге 2.5. Тема 5. Боевые Опрос знамена. 3. Раздел III. 36 36 9 9 9 9 Физическая подготовка 3.1. Тема 1. Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья 3.2. Тема 2. Общеразвивающие упражнения. Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие и 21 длинные дистанции 3.3. Тема 3. Силовая 9 9 9 9 подготовка. Упражнение на перекладине. 3.4. Тема 4. Сдача нормативов по физ. подготовке. 4. Раздел IV. 40 11 29 5 5 5 2 3 Опрос 5 1 4 Опрос 4 Опрос Огневая подготовка 4.1. Тема 1. Виды Тестирование огнестрельного боевого оружия 4.2. Тема 2. Устройство и работа АК. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74. 4.3. Тема 3. Неполная разборка и сборка АК-74. 4.4. Тема 4. 5 Практическое выполнение упражнения из АК – 74. 4.5. Тема 5. 5 2 Пневматическая винтовка. Правила удержания и 22 3 прицеливания винтовки 4.6. Тема 6. Стрельба 5 5 5 5 5 5 из пневматической винтовки из положения стоя с упором. 4.7. Тема 7. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя. 4.8. Тема 8. Стрельба из пневматической винтовки. 5. Раздел V. 40 21 19 6 6 7 3 4 Опрос 7 3 4 Опрос Строевая подготовка 5.1. Тема 1. Основы Опрос строевой подготовки. Команды строевой подготовки и правила их выполнения. 5.2. Тема 2. Строй и управление им. Строй и его элементы 5.3. Тема 3. Выход из строя и подход к начальнику. Строевая стойка. 23 Повороты на месте. 5.4. Тема 4. 7 3 4 Опрос 7 2 5 Опрос 6 4 3 Опрос 35 22 13 7 7 7 4 3 Опрос 7 4 3 Опрос 7 7 Перестроение в одну и в две шеренги. 5.5. Тема 5. Строевой шаг 5.6. Тема 6. Выполнение воинского приветствия без оружия 6. Раздел VI. Медицинская подготовка 6.1. Тема 1. Опрос Медицинские термины. Лекарственные растения и грибы. 6.2. Тема 2. Алгоритм оказания первой доврачебной при механических травмах 6.3. Тема 3. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах. Виды перевязок. 6.4. Тема 4. Однодневные 24 Опрос походы. Размещение и быт военнослужащих. (на базе военной части) 6.5. Тема 5. Экскурсии 7 Опрос 7 в Музей боевой славы. 2.2СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Вводное занятие. Теория: Знакомство с членами военно-патриотического клуба «Юнармейцы». Инструктаж по технике безопасности. 2. Военная история. Теория: Вооруженные Силы Российской Федерации. История Вооруженных Сил. Понятие «Вооруженные силы». Значение Вооруженных сил. Необходимость создания Вооруженных сил в Российском государстве. История Вооруженных сил России. Защита Отечества-конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации История Вооруженных Сил РФ. Развитие и становление Вооруженных Сил России в связи с историей Российского государства, ратные страницы истории Улан-Удэ. Структура Вооруженных сил и основные задачи. Структура и назначения Вооруженных сил Российской Федерации. Отличия внутренних войск от регулярной армии. Несение службы в мирное и военное время. Улан-Удэ в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Вязьма в годы Великой Отечественной войны. Порядок прохождения военной службы. Повседневное выполнение конкретных воинских обязанностей в ВС РФ. Закон «О воинской обязанности и военной службе». Воинские звания. Прохождение военной службы по контракту. Великие русские полководцы. Александр Васильевич Суворов (1730 -1800 гг.), адмирал Федор Федорович Ушаков (1745 - 1817 гг.). генералфельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 гг.)., генерал от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882 гг.),. адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 -1851 гг.), адмирала Петра Степановича Нахимова (1802 - 1855 гг.), вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849 -1904 гг.)., Сергей Георгиевич 25 Горшков История юнармейского движения. Детские о молодёжные движения в Российской империи. Детские и молодёжные движения. в СССР: пионерская организация, ВЛКСМ. Детские о молодёжные движения современной России. Российское Движение Школьников. 3. Государственные символы Российской Федерации, символика Юнармии. Теория: Государственные символы РФ. Государственный флаг- официальный государственный символ РФ. Правовое положение и правила использования флага России определяет Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный герб официальный государственный символ Российской Федерации. Его описание и порядок официального использования установлены Федеральным конституционным законом "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный Гимн Российской Федерации. Символика Московской области и города Улан-Удэ Описание. Символика ВВПОД «Юнармия» Генезис символа. Фирменные цвета движения. Знаки и флаг Юнармии. Юнармейские звания и погоны. Юнармейская форма одежды. Устав ВВПОД «Юнармия». Цели и задачи движения. Структура движения. Права и обязанности участников Движения. Всероссийский юнармейский слёт. Клятва юнармейца. Воинские звания. Войсковые и корабельные воинские звания. Знаки различия по воинским званиям. Воинские ритуалы. Воинское приветствие. Приведение к военной присяге. Парады. Военная присяга. Военная присяга, ее значение для военнослужащего. Содержание военной присяги. Порядок приведения к присяге. Просмотр отрывков из фильма «Военная присяга». Боевые Знамена. Краткая история боевых знамен страны с древности до наших дней. Боевые Знамена Вооруженных сил РФ. Значения знамен. Символы знамен. 4. Физическая подготовка. Теория: Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья. Значение физической подготовки для прохождения воинской службы. Практика: Физическая подготовка. 5. Огневая подготовка. Теория: Виды огнестрельного боевого оружия. Классификация огнестрельного оружия. Боеприпасы. Устройство и работа АК-74. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74. Пневматическая 26 винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки Неполная сборка и разборка автомата Калашникова (АК-74). Знакомство с неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74). Порядок разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова. Практика: Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и разборка автомата на время. Правила нахождения на огневом рубеже. Правила стрельбы из положений лежа и сидя. Изучение процессов, происходящих при производстве выстрела, законов внешней и внутренней баллистики. Практика: Отработка стрельбы из положений лежа и стоя. 6. Строевая подготовка. Теория: Основы строевой подготовки. Виды строя, передвижение в строю, перестроение из одношереножного строя в двух шереножный строй, смыкание и размыкание в одношереножном строю. Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы. Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых приемов: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Отработка строевой подготовки знаменной группы. Разучивание строевой песни. Команды строевой подготовки и правила их выполнения Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя. Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на приветствие командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при передвижении строя. Практика: Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, Походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом – марш». Развернутый строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода. Перестроения из одношереножного в двушереножный стой. Размыкание влево, вправо. Отработка строевой песни при передвижении. Строй и управление им. Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина и глубина строя Практика: Строевой шаг. Строевая стойка. Строй и его 27 элементы. Шеренга строя и виды (одношереножный и т. д.) Практика: Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги. Отдание воинской чести без оружия. Отдание воинской чести на месте. Отдание воинской чести при движении. Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Отдание воинской чести на месте и в движении. Выход из строя и подход к начальнику, строевая стойка, повороты на месте, перестроение в две шеренге, перестроение в одну шеренгу. 7. Медицинская подготовка. Теория: Медицинские термины. Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений, утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение, травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение, охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая повязка, иммобилизация, шина. Повторение основ строения человека: скелет, конечность, кость, артерия, вена. Практика: Сдача письменного теста на знание медицинских терминов. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током. Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации. Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего. Оказание неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация информации о времени и причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего. Лекарственные растения и грибы. Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и применения лекарственных растений. Практика: Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах. Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладки повязки «Восьмиобразная», накладки повязки «Спиральная» на конечности. Накладка повязки «Черепичная расходящаяся» на конечности. Иммобилизация с использованием подручных материалов и шин при открытом (с артериальным кровотечением) переломе бедренной кости. пострадавшего. Практика: Отработка наложения 28 Правила повязок, транспортировки шин, жгута и транспортировки пострадавшего. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах. Виды перевязок. Виды перевязок и правила их наложения. Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность. Календарный план для группы 1 - го года обучения. Содержан ие Войны прошлых цивилизац ий История становлени я отечествен ного военного искусства Научнотехнически й прогресс и вооруженн ая борьба в нач. XX столетия Слава русского оружия в ВОВ Вооруженн ые Силы в послевоенн ый период ив локальных войнах XX столетия Всего часов Всего Сент часов ябрь Октяб Нояб Декаб Янва Февра Мар Апрел рь рь рь рь ль т ь Май 12 2 2 2 2 2 2 24 3 3 3 2 2 2 3 3 3 30 3 3 3 3 3 3 4 4 4 39 4 4 4 2 5 5 5 5 5 39 2 4 4 4 5 5 5 5 144 14 15 15 15 15 15 17 19 29 19 Календарный план для группы 2 - го года обучения. Содержание Вооруженны е Силы Российской Федерации Строевая подготовка Огневая подготовка Тактическая подготовка Медицинска я подготовка ОМП Всего часов Все го час ов 25 Сент Октяб Нояб Декаб Янва Февра Мар Апрел Май ябрь рь рь рь рь ль т ь 3 3 3 3 3 3 3 2 2 40 5 5 5 5 5 5 4 3 3 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4 40 5 5 5 5 5 5 4 3 3 35 4 4 4 4 5 5 3 3 3 40 5 5 5 5 5 5 4 3 3 216 26 26 26 26 27 27 22 18 18 Календарный план для группы 3 - го года обучения. Содержание Военная история Государстве нные символы РФ, символика ЮНАРМИИ Физическая подготовка Огневая подготовка Медицинска я подготовка Строевая подготовка Всего часов Все го час ов 25 Сент Октяб Нояб Декаб Янва Февра Мар Апрел ябрь рь рь рь рь ль т ь 3 3 3 3 3 3 3 2 2 40 5 5 5 5 5 5 4 3 3 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4 40 5 5 5 5 5 5 4 3 3 35 4 4 4 4 5 5 3 3 3 40 5 5 5 5 5 5 4 3 3 216 26 26 26 26 27 27 22 18 18 30 Май 2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1-й год обучения № п/п Месяц Число Форма Кол-во занятия часов очная 1 2 Тема занятия Меры безопасности Форма контроля – вводный опрос инструктаж. очная 2 2 Тема 1. Вооруженное насилие в опрос насилие в Опрос насилие в Опрос первобытном обществе Очная СЕНТЯБРЬ 3 4 2 Тема 1. Вооруженное первобытном обществе Очная 2 Тема 1. Вооруженное первобытном обществе Очная 2 Тема 2. Древние империи и армии Опрос 6 очная 2 Тема 2. Древние империи и армии опрос 7 очная 2 Тема 3. Империи и армии начала новой опрос 5 эры.. очная 8 2 Тема 3. Империи и армии начала новой опрос эры.. 9 очная 2 Тема 4. Спецназ Древнего мира. опрос 10 очная 2 Тема 4. Спецназ Древнего мира. опрос 11 очная 2 Тема 5. Военные открытия и опрос изобретения в истории цивилизаций. очная 12 2 Тема 5. Военные открытия и опрос 13 14 Октябрь изобретения в истории цивилизаций. очная 2 Тема 5. Военные открытия и опрос изобретения в истории цивилизаций. очная 2 Тема 5. Военные открытия и опрос изобретения в истории цивилизаций. 15 очная 2 Тема 6. Военные открытия и опрос достижения в истории цивилизаций. 16 очная 2 Тема 6. Военные открытия достижения в истории цивилизаций. 31 и опрос очная 17 очная 18 19 очная 20 2 Тема 6. Военные открытия и Практическое достижения в истории цивилизаций. занятие 2 Тема 1. Армия Древней Руси опрос 2 Тема 1. Армия Древней Руси 2 Тема 2. Армия Московского опрос (Российского) государства 21 2 Тема 2. Армия Московского (Российского) государства очная 22 2 Тема 3. Военные периода преобразования опрос становления Российской ноябрь империи. 23 2 Тема 3. Военные периода преобразования становления Российской империи. очная 24 2 Тема 3. Военные периода преобразования опрос становления Российской империи. 25 2 Тема 3. Военные периода преобразования становления Российской империи. очная 26 2 Тема 4. Искусство военных опрос полководцев России. 27 2 Тема 4. Искусство военных полководцев России. очная 28 2 Тема 5. Стратегия и тактика в Практическое отечественной войне 1812 года. 29 2 Тема 5. Стратегия и тактика занятие в 30 31 декабрь отечественной войне 1812 года. 2 Тема 5. Стратегия и тактика отечественной войне 1812 года. очная 2 Тема 5. Стратегия и тактика отечественной войне 1812 года. 32 в очная 2 в Практическое занятие Тема 6. Победы и поражения русской Практическое армии в XIX столетии. 32 занятие 33 2 Тема 6. Победы и поражения русской армии в XIX столетии. очная 34 2 Тема 1. Вооружение и военное опрос искусство русской армии в 1-й мировой войне. 35 2 Тема 1. Вооружение и военное искусство русской армии в 1-й мировой войне. очная 36 2 Тема 2. Появление и развитие средств опрос воздушного нападения и средств воздушной обороны в начале ХХ столетия. 37 2 Тема 2. Появление и развитие средств воздушного нападения и средств 38 Январь воздушной обороны в начале ХХ столетия. очная 2 Тема 3. Перевооружение Красной опрос Армии в период между гражданской и 2 мировой войнами. 39 2 Тема 3. Перевооружение Красной Армии в период между гражданской и 2 мировой войнами. очная 40 2 Тема 4. Состояние ВС Германии к опрос началу 2 мировой войны. 41 2 Тема 4. Состояние ВС Германии к началу 2 мировой войны. очная 42 43 очная Тема 5. Люфтваффе. 2 Тема 5. Люфтваффе. 2 Тема февраль 44 2 45 6. легендарные Решающие опрос победы полководцы и опрос Великой Отечественной войны. 2 Тема 6. легендарные Решающие полководцы Отечественной войны. 33 победы и Великой очная 46 2 Тема 7. Оружие Сухопутных войск в опрос Великой Отечественной войне. 47 2 Тема 7. Оружие Сухопутных войск в Великой Отечественной войне. очная 48 2 Тема 8. Оружие Военно-морского флота опрос в Великой Отечественной 49 2 войне. Тема 8. Оружие Военно-морского флота в Великой Отечественной очная 50 2 войне. Тема 1. Оружие ВВС в Великой Опрос Отечественной войне. 51 2 Тема 1. Оружие ВВС в Великой Отечественной войне. очная 52 2 Тема 2. Вооружение в Великой Опрос в Великой 53 Март Отечественной войне 2 2. Вооружение Отечественной войне очная 54 Тема 2 Тема 3. Действия при подъеме по Опрос тревоге. 55 2 Тема 3. Действия при подъеме по тревоге. очная 56 57 очная 58 2 Тема 4. Предмет и задачи тактики. 2 Тема 4. Предмет и задачи тактики. 2 Тема 1. Опрос Начало ядерного Опрос Начало ядерного противостояния. 59 2 Тема 1. противостояния. очная 61 2 Тема 2. Развитие вооружения и военной Опрос техники СВ в послевоенные годы. Апрель 60 2 Тема 2. Развитие вооружения и военной техники СВ в послевоенные годы. 62 очная 2 Тема 3. Развитие ВМФ в послевоенные Опрос годы 63 2 Тема 3. Развитие ВМФ в послевоенные годы 34 очная 64 Тема 4. Развитие вооружения ВВС в Опрос 2 послевоенные годы. 65 Тема 4. Развитие вооружения ВВС в 2 послевоенные годы. очная 66 Тема 5. Развитие военной техники Опрос 2 Войск ПВО в послевоенные годы. 67 Тема 5. Развитие военной техники 2 Войск ПВО в послевоенные годы. очная 68 Тема 2 6. Основные бактериологическом понятия о Опрос (биологическом) оружии. 69 Тема 2 6. Основные бактериологическом о (биологическом) оружии. Май 70 понятия очная Тема 2 7.Стрелковое оружие и Опрос оружие и гранатометы 71 Тема 2 7.Стрелковое гранатометы очная 72 Тема 2 8. Ручные осколочные и Опрос осколочные и кумулятивные гранаты 73 Тема 2 8. Ручные кумулятивные гранаты 2-й год обучения № п/п Месяц Форма Кол-во занятия часов очная СЕНТЯБРЬ 1 2 Число 2 Тема занятия Меры безопасности Форма контроля – вводный опрос инструктаж. очная 2 Тема 1. Вооруженные силы РФ на опрос современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы. Организационная структура ВС 35 3 2 Тема 1. Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы. Организационная структура ВС 4 2 Тема 1. Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы. Организационная структура ВС 5 2 Тема 1. Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы. Организационная структура ВС очная 2 Тема 2. Виды ВС и роды войск 7 2 Тема 2. Виды ВС и роды войск 8 2 Тема 2. Виды ВС и роды войск 2 Тема 3. Дни воинской славы России - опрос 6 очная 9 дни славных побед, опрос сыгравших решающую роль в истории России 10 2 Тема 3. Дни воинской славы России дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России 11 2 Тема 3. Дни воинской славы России дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России очная 12 2 Тема 4. Боевое Знамя воинской части - опрос символ воинской чести, доблести и славы 13 Тема 4. Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, доблести Октябрь 14 2 и славы 2 Тема 4. Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы 15 очная 2 Тема 5. Военная присяга и ритуал опрос приведения к ней. Вручение личному 36 составу вооружения и военной техники.. 16 2 Тема 5. Военная присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники.. 17 2 Тема 5. Военная присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники.. 18 очная 2 Тема 6. Строи, команды и обязанности Практическое солдата перед построением и в строю. 19 2 занятие Тема 6. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. 20 2 Тема 6. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. 21 очная 2 Тема 7. «Становись», Выполнение «Смирно», команд: Практическое «Вольно», занятие «Заправится», «Отставить», «Головные уборы –.снять (надеть)». 22 2 Тема 7. «Становись», Выполнение «Смирно», команд: «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы –.снять (надеть)». 23 2 Тема 7. «Становись», Выполнение «Смирно», команд: «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы –.снять (надеть)». 24 очная 2 Тема 8. Строевая стойка. Повороты на Практическое месте. 25 2 Тема 8. Строевая стойка. Повороты на месте. 26 2 Тема 8. Строевая стойка. Повороты на месте. 37 занятие очная 27 2 Тема 1. Строевой и походный шаг. Практическое занятие 28 2 Тема 1. Строевой и походный шаг. 29 2 Тема 1. Строевой и походный шаг. 2 Тема 2. Повороты в движении. очная 30 Практическое занятие 31 2 Тема 2. Повороты в движении. 32 2 Тема 2. Повороты в движении. 2 Тема 3. Отдание воинского приветствия Практическое очная 33 ноябрь на месте и в движении. 34 2 занятие Тема 3. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. 35 2 Тема 3. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. очная 36 2 Тема 4. Выход из строя и подход к Практическое начальнику. Возвращение в строй. 37 2 занятие Тема 4. Выход из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. 38 2 Тема 4. Выход из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. очная 39 2 Тема 5. Тренировка в выполнении Практическое строевых приёмов без оружия. 40 2 занятие Тема 5. Тренировка в выполнении строевых приёмов без оружия. 41 2 Тема 5. Тренировка в выполнении строевых приёмов без оружия. очная 42 2 Тема 1. Краткий экскурс в историю Практическое развития стрелкового оружия 43 Тема 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия декабрь 44 2 занятие 2 Тема 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия 45 очная 2 Тема 2. Материальная часть и ТТХ Практическое пневматической винтовки. 38 занятие 46 2 Тема 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки. 47 2 Тема 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки. очная 48 2 Тема 3. Материальная часть и ТТХ Практическое автомата Калашникова и ручных занятие гранат. 49 2 Тема 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова и ручных гранат. 50 2 Тема 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова и ручных гранат. очная 51 2 Тема 4. Правила и меры безопасности с опрос оружием и боеприпасами 52 2 Тема 4. Правила и меры безопасности с оружием и боеприпасами 53 2 Тема 4. Правила и меры безопасности с оружием и боеприпасами очная 54 2 Тема 5. Правила стрельбы из опрос стрельбы из стрельбы из стрелкового оружия. 55 2 Тема 5. Правила стрелкового оружия. 56 2 Тема 5. Правила 57 Январь стрелкового оружия. очная 2 Тема 6. Ведение огня с места по Практическое неподвижным и появляющимся целям. 58 2 занятие Тема 6. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям. 59 2 Тема 6. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям. 60 очная 2 Тема 6. Ведение огня с места по Практическое неподвижным и появляющимся целям. 39 занятие 61 2 Тема 6. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям. 62 2 Тема 6. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям. очная 2 Тема 1. Боевая техника. 64 2 Тема 1. Боевая техника. 65 2 Тема 1. Боевая техника. 2 Тема 63 очная 66 2. опрос Боевые возможности опрос Боевые возможности Боевые возможности отделения. 68 2 февраль 67 Тема 2. отделения. 2 Тема 2. отделения. очная 2 Тема 3. Основные виды боя. 70 2 Тема 3. Основные виды боя. 71 2 Тема 3. Основные виды боя. 2 Тема 4. Обязанности солдата в бою. 73 2 Тема 4. Обязанности солдата в бою. 74 2 Тема 4. Обязанности солдата в бою. 2 Тема 5. Команды, подаваемые в бою. 76 2 Тема 5. Команды, подаваемые в бою. 77 2 Тема 5. Команды, подаваемые в бою. 2 Тема 1. Оказание первой медицинской Опрос 69 очная 72 очная 75 очная 78 опрос опрос Опрос помощи. 79 2 Тема 1. Оказание первой медицинской 80 81 Март помощи. 2 Тема 1. Оказание первой медицинской помощи. очная 2 Тема 2. Первая медицинская помощь Опрос при ранениях и кровотечениях. 82 2 Тема 2. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. 83 2 Тема 2. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. 40 очная 84 2 Понятие о ране, классификация ран. Опрос Виды кровотечений.. 85 2 Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.. 86 2 Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.. очная 87 2 Использование подручных материалов Опрос для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в верхние и нижние конечности 88 2 Использование подручных материалов для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в верхние и нижние конечности 89 2 Использование подручных материалов для остановки кровотечения. 90 Апрель Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в верхние и нижние конечности очная 2 Тема 3. Наложение повязок при Опрос различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя для иммобилизации переломов костей.. 91 2 Тема 3. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов 41 на поле боя для иммобилизации переломов костей.. 92 2 Тема 3. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя для иммобилизации переломов костей.. 93 очная 2 Тема 4. Первая помощь при утоплении, Опрос солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражение электрическом токе. 94 2 Тема 4. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражение электрическом токе. 95 2 Тема 4. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражение электрическом токе. 96 очная 2 Тема 5. Первая радиационных поражениях помощь при Опрос поражениях, отравляющими сильнодействующими и ядовитыми веществами. 97 2 Тема 5. Первая радиационных поражениях 42 при поражениях, отравляющими сильнодействующими веществами. помощь и ядовитыми 98 1 Тема 5. Первая помощь радиационных поражениях при поражениях, отравляющими сильнодействующими и ядовитыми веществами. очная 99 2 Тема 1. Ядерное оружие. Химическое Опрос оружие. 100 2 Тема 1. Ядерное оружие. Химическое оружие. очная 101 2 Тема 2. Биологическое оружие. Опрос Защитные свойства местности от OMП. 102 2 Тема 2. Биологическое оружие. Защитные свойства местности от OMП. очная 103 2 Тема 3. Индивидуальные средства Опрос защиты. 2 Май 104 Тема 3. Индивидуальные средства защиты. 105 2 Тема 3. Выполнение нормативов по ЗОМП 106 2 Тема 3. Выполнение нормативов по ЗОМП очная 107 2 Тема 4. Выполнение нормативов по Опрос ЗОМП 108 2 Тема 4. Выполнение нормативов по ЗОМП 3-й год обучения п/п 1 2 Месяц СЕНТЯБРЬ № Число Форма Кол-во занятия часов очная 2 Тема занятия Меры безопасности Форма контроля – вводный опрос инструктаж. очная 2 Тема 1. История Вооруженных сил Дни опрос воинской славы 3 43 России. 3 2 Тема 1. История Вооруженных сил Дни воинской славы 3 России. 4 2 Тема 1. История Вооруженных сил Дни воинской славы 3 России. 5 2 Тема 1. История Вооруженных сил Дни воинской славы 3 России. очная 6 2 Тема 2. Московская область в годы 3 опрос Великой отечественной войны 19411945 годов 7 2 Тема 2. Московская область в годы 3 Великой отечественной войны 19411945 годов 8 2 Тема 2. Московская область в годы 3 Великой отечественной войны 19411945 годов 9 2 Тема 2. Московская область в годы 3 Великой отечественной войны 19411945 годов очная 10 2 Тема 3. Земляки - Герои Советского опрос Союза. 11 2 Тема 3. Земляки - Герои Советского Союза. 12 2 Тема 3. Земляки - Герои Советского Союза. очная 13 2 Тема 1. Великие русские полководцы. опрос 14 Октябрь История юнармейского движения. 2 Тема 1. Великие русские полководцы. История юнармейского движения. 44 15 2 Тема 1. Великие русские полководцы. История юнармейского движения. очная 16 2 Тема 2. Структура Вооруженных сил и опрос основные задачи. Порядок прохождения военной службы. 17 2 Тема 2. Структура Вооруженных сил и основные задачи. Порядок прохождения военной службы. 18 2 Тема 2. Структура Вооруженных сил и основные задачи. Порядок прохождения военной службы. очная 19 2 Государственные символы РФ, Практическое официальная символика. 20 2 Государственные символы занятие РФ, официальная символика. 21 2 Государственные символы РФ, официальная символика. очная 22 2 Тема 4. Символика и устав ВВПОД Практическое «Юнармия», правила приема в занятие отряд 23 2 Тема 4. Символика и устав ВВПОД «Юнармия», правила приема в отряд 24 2 Тема 4. Символика и устав ВВПОД «Юнармия», правила приема в отряд очная 25 2 Тема 5. Воинские звания и ритуалы Практическое занятие 2 Тема 5. Воинские звания и ритуалы 27 2 Тема 5. Воинские звания и ритуалы 2 Тема 1. Военная присяга и порядок Практическое 28 ноябрь 26 очная приведения к 3 Военной присяге 45 занятие 29 2 Тема 1. Военная присяга и порядок приведения к 3 Военной присяге 30 2 Тема 1. Военная присяга и порядок приведения к 3 Военной присяге 31 очная 2 Тема 2. Боевые знамена.. Практическое занятие 32 2 Тема 2. Боевые знамена.. 33 2 Тема 2. Боевые знамена.. 2 Тема 3. Физическая подготовка и её Практическое 34 очная значение для укрепления занятие здоровья 35 2 Тема 3. Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья 36 2 Тема 3. Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья 37 очная 2 Тема 4. упражнения. Общеразвивающие Практическое Ускоренное занятие передвижение. Обучение технике бега на короткие и длинные дистанции 38 2 Тема 4. упражнения. Общеразвивающие Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие и длинные дистанции 39 2 Тема 4. упражнения. Общеразвивающие Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие и длинные дистанции 46 очная 40 2 Тема 5. Силовая подготовка. Практическое Упражнение на перекладине. 41 2 Тема 5. Силовая занятие подготовка. Упражнение на перекладине. 42 2 Тема 5. Силовая подготовка. Упражнение на перекладине. очная 43 2 Тема 1. Сдача нормативов по физ. Практическое подготовке. 44 2 занятие Тема 1. Сдача нормативов по физ. подготовке. 45 2 Тема 1. Сдача нормативов по физ. подготовке. очная 46 2 Тема 2. Виды огнестрельного боевого Практическое оружия. 47 2 занятие Тема 2. Виды огнестрельного боевого 48 49 декабрь оружия. 2 Тема 2. Виды огнестрельного боевого оружия. очная 2 Тема 3. Устройство и работа АК. Меры Практическое безопасности при неполной занятие разборке и сборке АК-74. 50 2 Тема 3. Устройство и работа АК. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74. 51 2 Тема 3. Устройство и работа АК. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74. 52 очная 2 Тема 4. Неполная разборка и сборка опрос АК-74. 53 2 Тема 4. Неполная разборка и сборка АК-74. 54 2 Тема 4. Неполная разборка и сборка АК-74. 47 очная 55 2 Тема 1. Практическое выполнение Практическое упражнения из АК – 74. 56 2 занятие Тема 1. Практическое выполнение упражнения из АК – 74. 57 2 Тема 1. Практическое выполнение упражнения из АК – 74. очная 58 2 Тема 2. Пневматическая винтовка. Практическое Правила удержания и прицеливания винтовки Январь 59 занятие 2 Тема 2. Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки 60 2 Тема 2. Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки очная 61 2 Тема 3. Стрельба из пневматической Практическое винтовки из положения стоя с занятие упором. 62 2 Тема 3. Стрельба из пневматической винтовки из положения стоя с упором. 63 2 Тема 3. Стрельба из пневматической винтовки из положения стоя с упором. очная 64 2 Тема 1. Стрельба из пневматической Практическое винтовки из положения сидя. 65 2 занятие Тема 1. Стрельба из пневматической 66 67 февраль винтовки из положения сидя. 2 Тема 1. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя. очная 2 Тема 2. Стрельба из пневматической Практическое винтовки. 68 2 Тема 2. Стрельба из пневматической винтовки. 48 занятие 69 2 Тема 2. Стрельба из пневматической винтовки. очная 70 2 Тема 3. Основы строевой подготовки. опрос Команды строевой подготовки и правила их выполнения. 71 2 Тема 3. Основы строевой подготовки. Команды строевой подготовки и правила их выполнения. 72 2 Тема 3. Основы строевой подготовки. Команды строевой подготовки и правила их выполнения. очная 73 2 Тема 4. Строй и управление им. Строй опрос и его элементы 74 2 Тема 4. Строй и управление им. Строй и его элементы 75 2 Тема 4. Строй и управление им. Строй и его элементы очная 76 2 Тема 1. Выход из строя и подход к Опрос начальнику. Строевая стойка. Повороты на месте. 77 2 Тема 1. Выход из строя и подход к Март начальнику. Строевая стойка. Повороты на месте. 78 2 Тема 1. Выход из строя и подход к начальнику. Строевая стойка. Повороты на месте. 79 очная 2 Тема 2. Перестроение в одну и в две Опрос шеренги. 49 80 2 Тема 2. Перестроение в одну и в две шеренги. 81 2 Тема 2. Перестроение в одну и в две шеренги. очная 2 Тема 3. Строевой шаг 83 2 Тема 3. Строевой шаг 84 2 Тема 3. Строевой шаг 2 Тема 82 очная 85 4. Выполнение Опрос воинского Опрос приветствия без оружия 86 2 Тема 4. Выполнение воинского приветствия без оружия 87 2 Тема 4. Выполнение воинского приветствия без оружия очная 88 2 Тема 1. Медицинские термины. Опрос Лекарственные растения и грибы. 89 2 Тема 1. Медицинские термины. Лекарственные растения и грибы. 90 2 Тема 1. Медицинские термины. Лекарственные растения и грибы. очная 91 2 Тема 2. Алгоритм оказания первой Опрос доврачебной при механических травмах 2 Апрель 92 Тема 2. Алгоритм оказания первой доврачебной при механических травмах 93 2 Тема 2. Алгоритм оказания первой доврачебной при механических травмах 94 очная 2 Тема 3. Алгоритм оказания первой Опрос доврачебной помощи при ранениях и ожогах. Виды перевязок. 95 2 Тема 3. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах. Виды перевязок. 50 96 2 Тема 3. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах. Виды перевязок. очная 97 2 Тема 4. Однодневные походы. Опрос Размещение и быт военнослужащих. (на базе военной части) 98 2 Тема 4. Однодневные походы. Размещение и быт военнослужащих. (на базе военной части) 99 1 Тема 4. Однодневные походы. Размещение и быт военнослужащих. (на базе военной части) очная 100 2 Тема 5. Экскурсии в Музей боевой Опрос славы. 101 2 Тема 5. Экскурсии в Музей боевой славы. очная 102 2 Тема 1. Биологическое оружие. Опрос Защитные свойства местности от OMП. 103 2 Тема 1. Биологическое оружие. 104 Май Защитные свойства местности от OMП очная 2 Тема 2. Индивидуальные средства Опрос защиты. 105 2 Тема 2. Индивидуальные средства защиты. 106 очная 2 Тема 3. Выполнение нормативов по Опрос ЗОМП 107 2 Тема 3. Выполнение нормативов по ЗОМП 108 2 Тема 3. Выполнение нормативов ЗОМП 51 по III Организационно-педагогические условия и формы аттестации 3.1. Методическое обеспечение программы: 1. Начальная военная подготовка (под редакцией Науменко Ю.А.), учебник для средних учебных заведений. М.: "Просвещение", 2012 г. 2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание). Луйк В.Э. 3. Боевой устав сухопутных войск (часть 2 и 3). М.: "Военное издательство", 2012. 4. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). М.: "Военно- топографическое управление генерального штаба", 2015. 5. Условные знаки топографических карт (справочник). М.: "Военнотопографическое управление генерального штаба", 2012. 6. Комплект плакатов по начальной военной подготовке (с наличием в нем таблиц): − устройство и тактико-техническая характеристика мин, гранат; − устройство компаса; − силуэты и опознавательные знаки самолетов и вертолетов возможного противника; − приемы и правила метания ручных гранат; − фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия); − минно-взрывные заграждения. 3.2. Условия реализации программы: Реализация программы осуществляется по следующим направлениям: - структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ; - огневая подготовка; - туристская подготовка; 52 - физическая подготовка; - строевая подготовка; - тактическая подготовка; - медико – санитарная подготовка. В рамках программы предусматривается проведение экскурсий, походов, тактическая подготовка, проведение и участие в массовых мероприятиях. Для походов, экскурсий, тренировочных занятий на местности используются выходные дни и каникулярное время. Обучение по программе будет осуществляться как через традиционные, так и не традиционные формы занятий: лекции, экскурсии, беседы, походы, экскурсии в музей, полевые занятия, интеллектуальные игры, исследовательские работы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и войн современности, социально-значимые акции, викторины и др. 3.3Список литературы 1. Аверин, А.И. и др. Начальная военная подготовка [Текст]/ А.И.Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К.Ендовицкий.-М.: просвещение,1987.-256 с. 2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.А.Агапова. М.: Айрис-пресс, 2002. – 150 с. 3. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н.Вырщиков. - Волгоград, 2001.- 200 с. 4. Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра доп. образования [Текст]/ Л.И.Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. - 2002. - С.11-12. 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» [Текст]/. – М., 2005. 6. Зеленин, А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военно-спортивных игр, конкурсов и соревнований [Текст]/ А.А. Зеленин, С.И.Мешкова, А.В.Мешков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-163с. 7. Иванова, И. Больше, чем игра…: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра [Текст]/ И. Иванова // Военные знания. - 2003. - №2. - С.32-33. 53 8. Кульков, Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» [Текст]/ Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С.52-54. 9. Лысогор, Н.А. и др. Питание в туристском походе [Текст]/ Н.А.Лысогор, Л.А.Толстой, В.В.Толстая. – М.: Пищевая промышленность, 1980. – 96 с. 10. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст]/ Н.В.Мазыкина // Внешкольник . -2002. №5. - С.5-8. 11. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ С.Рожков // Педагогический вестик. - 2003. - №12.- С.7 12. Салихова, Р. Воспитание гражданина [Текст]/ Р.Салихова, Г.Ахметжанова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2003 . №1. - С.2-8. 13. Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований военнопатриотической направленности [Текст]/ Г.Федоровская // Воспитание школьников. - 2002. - №10. - С.25-29. 14. Штюрмер, Ю.А.Карманный справочник туриста [Текст]/ Ю.А.Штюрмер.М,:профиздат,1982.-22 54 55